НЕ́СТЕРОВ Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа – 18.10.1942, Москва], рос. живописец, график, академик (1898) и д. чл. (1910) петерб. АХ, засл. деят. искусств РСФСР (1942). Родился в купеч. семье. Учился в МУЖВЗ (1877–81, 1884–86) у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Е. Маковского; в петерб. АХ (1881–84) у П. П. Чистякова, В. И. Якоби, В. П. Верещагина, пользовался советами И. Н. Крамского. Чл. ТПХВ (1896–1901), чл.-учредитель Союза русских художников (1903). В ранних работах заметно влияние жанровой живописи передвижников («В снежки», 1879; «Экзамены в сельской школе», 1884, обе – ГТГ; «За приворотным зельем», 1888, Худож. музей, Саратов; картины на историч. сюжеты – «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», 1886, ГТГ; «До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва). В 1886–89 исполнил много книжных иллюстраций (к роману «Капитанская дочка» и сказкам А. С. Пушкина, и др.). С кон. 1880-х гг. сформировался постоянный интерес Н. к эпохе допетровской Руси, к темам отшельничества, быта скитов и монастырей. Картина «Пустынник» (1888–89, ГТГ), показанная на 17-й выставке ТПХВ, подтвердила роль Н. как одного из создателей «живописно-эмоционального» направления в рус. иск-ве. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. Н. посетил Австрию, Италию, Германию и Францию, где познакомился с иск-вом европ. символизма (испытал влияние П. Пюви де Шаванна) и исполнил многочисл. пейзажи.
В связи с 500-летием со дня кончины св. Сергия Радонежского (1891) Н. с 1889 начал работать над серией посвящённых ему полотен. В картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–90, ГТГ) одухотворённый и гармоничный образ отрока тонко сочетается с особым «нестеровским» эмоционально насыщенным пейзажем; она стала одним из характерных произведений раннего рус. модерна. Полотна «Юность преподобного Сергия» (1892–97, ГТГ), «Труды преподобного Сергия» (триптих, 1896–97, ГТГ), «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» (эскиз, 1897, ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ) развивают идеи силы добра и нравственного совершенства.
В 1890–1910 Н. жил в Киеве. Участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве (1890–95), мозаичном убранстве храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге (1894–97), исполнил росписи ц. Св. Александра Невского в Абастумани в Грузии (1898–1904) и храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве (1910–12), создавая «большой национальный стиль» церковной живописи в рамках православного канона. Символич. подтекст ощутим в картинах «Под благовест» (1895, ГРМ), «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, обе – в ГТГ); во всех заметную роль играет образ рус. природы. Молитвенным, мистическим духом наполнена картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), в которой трогательная фигура царевича представлена на фоне прозрачного, нежного стилизованного пейзажа. Мистико-религиозные идеи богоискательства развивает Н. в масштабных произведениях «Святая Русь» (1901–05, ГРМ; Золотая медаль Междунар. выставки в Мюнхене, 1909), «На Руси ("Душа народа")» (1914–16, ГТГ). Картины-сюиты «Христова невеста» (1886, частное собрание), «На горах» (1896, Киевский музей рус. иск-ва), «Великий постриг» (1897–98, ГРМ), «Думы» (1900, ГРМ), «В лесах» (1917–22, Худож. музей, Нижний Новгород) и др., пронизанные светлыми и чистыми чувствами, посвящены судьбе русской женщины, теме гармонии человека и природы. Пейзажная живопись Н. отличается особым лирическим, поэтич. настроем, в ней проявляются лучшие традиции рус. реалистич. живописи в сочетании с особой эмоциональностью и стилизацией: «Осенний пейзаж» (1906, ГТГ), «Река Белая» (1909), «Родина Аксакова» (1914, оба – в Башк. худож. музее, Уфа), «Осень в деревне» (1942, ГТГ).
С нач. 1880-х гг. Н. обратился к портрету. Лучшим работам в этом жанре свойственны поэтич. отношение к модели, задумчивость, тонкая связь с окружающим пространством: портреты Е. П. Нестеровой, жены художника (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей рус. иск-ва), дочери художника, О. М. Нестеровой-Шретер («Амазонка», 1906, ГРМ), «Девушка у пруда» (Н. М. Нестерова, 1923, частное собрание). К произведениям философско-религ. плана, демонстрирующим устремлённость человека в мир нравственных исканий, можно отнести портрет Л. Н. Толстого (1907, Музей Л. Н. Толстого, Москва), автопортрет (1915, ГРМ), картину «Философы» (портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, 1917, ГТГ). В послереволюционный период Н. создавал преим. портреты-картины: «Мыслитель» (И. А. Ильин, 1921–22, ГРМ; см. илл. к статье о нём), В. М. Васнецова (1925, ГТГ), автопортрет (1928, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941, все – в ГТГ). В них раскрываются не только красота и мощь творч. личности, особенности характера модели, но и область деятельности портретируемого. В 1919 Н. подарил г. Уфа собрание картин рус. художников, ставшее основой Башк. гос. худож. музея, носящего его имя. Гос. пр. СССР (1941). Худож.-филос. осмысление рус. истории в творчестве Н. оказало заметное влияние на иск-во П. Д. Корина и И. С. Глазунова.