https://i.imgur.com/PoqbQ3al.jpg
фото: culture.ru

ВОЛО́ШИН (наст. фамилия Ки­ри­ен­ко-Во­лошин) Мак­си­ми­ли­ан Алек­сан­д­ро­вич [16(28).5.1877, Ки­ев – 11.8.1932, Кок­те­бель], рус. по­эт, кри­тик, ху­дож­ник. С 1897 учил­ся на юри­дич. ф-те Моск. ун-та (ис­клю­чён за уча­стие в сту­ден­че­ских бес­по­ряд­ках в 1899). С 1901 по­дол­гу жил в Ев­ро­пе, по­се­щал лек­ции в Сор­бон­не и Выс­шей шко­ле об­ще­ст­в. на­ук (Па­риж); окон­ча­тель­но вер­нул­ся на ро­ди­ну вес­ной 1916. В 1900–10-е гг. как па­риж­ский кор­рес­пон­дент пуб­ли­ко­вал в рус. пе­рио­ди­ке (га­зе­ты «Русь», «Ут­ро Рос­сии», «Бир­же­вые ве­до­мо­сти», жур­на­лы «Ве­сы», «Апол­лон» и др.) ста­тьи о совр. зап.-ев­роп. и рус. куль­ту­ре (часть из них во­шла в кн. «Ли­ки твор­че­ст­ва», 1914). От­ри­цая на­ту­ра­лизм («О Ре­пи­не», 1913), от­стаи­вал «но­вое ис­кус­ст­во» А. С. Го­луб­ки­ной, М. С. Сарь­я­на, объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет», «Ос­ли­ный хвост». Как ху­дож­ник спец. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил; ис­пол­нял пей­за­жи (с кон. 1890-х гг.; пре­им. в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли, ре­же – тем­пе­ра и гу­ашь) Гре­ции, Ис­па­нии, Фран­ции, мно­го­числ. ви­ды Кры­ма, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды, разл. со­стоя­ний при­ро­ды. С 1912 уча­ст­во­вал в ху­дож. вы­став­ках («Тре­уголь­ник», «Мир ис­кус­ст­ва» и др.). Сти­хи на­чал пе­ча­тать с 1895, но как ори­ги­наль­ный по­эт сфор­ми­ро­вал­ся в сер. 1900-х гг., сбли­зив­шись с рус. сим­во­ли­ста­ми. Сре­ди по­этич. учи­те­лей В. – по­эты «Пар­наса», К. Д. Баль­монт, Вяч. И. Ива­нов (лич­ное зна­ком­ст­во с ко­то­рым при­ве­ло к рас­па­ду пер­во­го бра­ка В. с ху­дож­ни­цей М. В. Са­баш­ни­ко­вой). Же­ла­ние «всё знать, всё пе­ре­жить», на био­гра­фич. уров­не спо­соб­ст­во­вав­шее ув­ле­че­нию ма­сон­ст­вом, тео­со­фи­ей, ан­тро­по­со­фи­ей, в твор­че­ст­ве пре­до­пре­де­ли­ло тя­гу к мис­тич. мо­ти­вам и «на­уч­ной по­эзии». «Че­кан­ность сти­ха, стро­гая об­ду­ман­ность ... эпи­те­та, от­чёт­ли­вость и за­кон­чен­ность об­ра­зов», от­ме­чен­ные В. Я. Брю­со­вым в ре­цен­зии на пер­вый сб. «Сти­хо­тво­ре­ния. 1900–1910», в це­лом при­су­щи по­эзии В., лишь в по­след­ний пе­ри­од тяго­тею­щей к вер­либ­ру. Апо­ка­лип­ти­че­ское пе­ре­жи­ва­ние 1-й ми­ро­вой вой­ны и па­ци­фи­ст­ские убе­ж­де­ния от­ра­зи­лись в сб. «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пы­лаю­ще­го ми­ра. 1915», 1916). По­сле 1917 В. уда­лось из­дать сбор­ник из­бран­ных сти­хов «Ивер­ни» (1918), кн. «Вер­харн. (Судь­ба. Твор­че­ст­во. Пе­ре­во­ды)» (1919). Не пуб­ли­ко­вав­шие­ся при жиз­ни В. сти­хи по­след­них лет, по­этич. кн. «Не­опа­ли­мая Ку­пи­на» (1919), цикл фи­лос. по­эм «Пу­тя­ми Каи­на» (1921–1923), по­эмы «Рос­сия» (1924), «Ска­зание об ино­ке Епи­фа­нии», «Свя­той Се­ра­фим» (обе 1929) – экс­прес­сив­ная, пол­ная пуб­ли­ци­стич. па­фо­са ле­то­пись раз­мыш­ле­ний о судь­бах Ро­ди­ны, на­сы­щен­ная биб­лей­ской сим­во­ли­кой и ис­то­рич. ана­ло­гия­ми; в ней на­шла вы­ра­же­ние гражд. по­зи­ция В. в го­ды меж­до­усоби­цы. Дом В. в Кок­те­бе­ле (по­стро­ен в 1903), вос­пе­тый в стих. «Дом по­эта» (1926), в это вре­мя стал убе­жи­щем для мн. дру­зей В. (ны­не му­зей).