Андрей Владимирович Осипов (род. 10 августа 1960) — российский режиссёр документального кино. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2018).
Биография
В 1982 году окончил Одесский политехнический институт, работал инженером-атомщиком в Крыму. С 1992 по 1995 обучался на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве (мастерская Евгения Ташкова), получил диплом выпускника в 1997 году.
Член Академии кинематографических искусств «Ника» и «Золотой Орёл».
Творчество
По признанию Андрея Осипова, крымский период, во время которого произошло знакомство с домом Волошина и поэзией Серебряного века, оказал большое влияние на его будущую кинобиографию: «энергетическая подпитка», полученная в Коктебеле, помогла найти темы для работы в кинодокументалистике.
Кинодебют Осипова состоялся в 1994 году, когда он снял фильм «Поединок». Через три года на экраны вышла его лента «Голоса», получившая ряд наград и отмеченная на фестивалях (Гран-при кинофестиваля неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (1997), первая премия на конкурсе студенческих работ «Святая Анна» (1998), «Приз Европы» на международном телефестивале в Берлине (1998) и др.).
Особое внимание кинокритиков привлекли снятые Андреем Осиповым картины «Et cetera» (2000, приз «Общей газеты» на кинофестивале «Сталкер»), «Максимилиан Волошин. Голоса» (2002), «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя» (2002, премии «Ника» и «Золотой орёл»), «Страсти по Марине» (2004, премия «Ника»), «Легенды Серебряного века» (2005). Киноведы отмечали «тинейджерскую страстность» работ Осипова, его преклонение перед представителями Серебряного века:
«Прямота осиповского пафоса («Посмотрите, что это были за человеки! Титаны, а не человеки!») делает его фильмы в моих глазах именно что балладами, как у Стивенсона.»
По мнению литературного критика Никиты Елисеева, фильмы Андрея Осипова являются своеобразным экранным аналогом картин Ильи Глазунова. Киновед Андрей Шемякин считает, что режиссёрский цикл о поэтах Серебряного века представляет собой «особое, уникальное в своём роде явление, где очень сложно соотнесены законы документального и научно-популярного кино». Пётр Багров причисляет к достоинствам работ Осипова «внятность изложения истории»; недостатки, по мнению киноведа, связаны с неточно оформленной концепцией. Виктор Матизен видит в его трилогии о поэзии «классический образец просветительского кино»:
«Сами по себе художественные средства, которыми пользуется автор фильма, традиционны, но нетрадиционно их применение. К примеру, в «Голосах» мы слышим давно умерших людей, когда-то живших на даче Максимилиана Волошина. Казалось бы, обычная игровая реконструкция, — но не совсем. Возникает атмосфера то ли спиритического сеанса, широко распространённого в то время в определённых кругах, то ли «дома с привидениями». »
Фильмография
Режиссёр
1994 — «Поединок»
1997 — «Голоса»
1999 — «Занесённые ветром» (совместно с С. Гординым)
2000 — «Et cetera»
2002 — «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя»
2004 — «Страсти по Марине»
2005 — «Легенды серебряного века»
2013 — «Спасти и сохранить»
2015 — «Коктебельские камешки»
2015 — «Упрямец Хуциев»
2017 — «Другая война» (авторская версия — «Восточный фронт»)
Актёр
2004 — «Первые на луне» (Фёдор Супрун)
Награды
2000 — приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Золотой Витязь» («Занесённые ветром»)
2002 — премия «Лавр» за лучший полнометражный кинофильм («Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя»)
2002 — кинопремия «Ника» за лучший неигровой фильм («Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя»)
2002 — премия «Золотой орёл» за лучший неигровой фильм («Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя»)
2005 — премия «Ника» за лучший неигровой фильм («Страсти по Марине»)
2015 — премия «Ника» за лучший неигровой фильм («Коктебельские камешки»)
2018 — главный приз в конкурсе неигрового кино на кинофестивале «Окно в Европу» («Восточный фронт»)
2018 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (30 мая 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность