https://i.imgur.com/zoreyTml.jpg
фото: tr.pinterest.com

ГАБЕ́Н (Gabin) Жан (псевд.; наст. имя и фам. Жан Алек­сис Мон­кор­же, Mon­corgé ) (17.5.1904, Ме­риэль – 15.11.1976, Нёйи-сюр-Сен), франц. ак­тёр. Из ак­тёр­ской семьи. В 1922 де­бю­ти­ро­вал на сце­не те­атров «Фо­ли-Бер­жер» и «Во­де­виль», с 1923 вы­сту­пал в муз. ре­вю и опе­рет­тах. В ки­но с 1930 (муз. ко­ме­дия «Ка­ж­до­му мо­жет по­вез­ти»). Из­вест­ность Г. при­нес­ло уча­стие в кар­ти­нах Ж. Дю­ви­вье 1930-х гг. – «Ма­ри Шап­де­лен», «Зна­мя», «Друж­ная ком­па­ния» и «Пе­пе Мо­ко». Свой­ст­вен­ный иск-ву Г. дух де­мо­кра­тиз­ма, сли­тый с во­ле­вым, дей­ст­вен­ным на­ча­лом и ува­же­ни­ем к не­за­ви­си­мой лич­но­сти, на­шёл яр­кое во­пло­ще­ние в филь­ме Ж. Ре­нуа­ра «Ве­ли­кая ил­лю­зия». В эк­ра­ни­за­ции ро­ма­на Э. Зо­ля «Че­ло­век-зверь» (реж. Ре­ну­ар), а так­же в пред­во­ен­ных филь­мах М. Кар­не «На­бе­реж­ная ту­ма­нов» и «День на­чи­на­ет­ся» Г. соз­дал глу­бо­ко тра­гич. об­ра­зы. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ак­тёр сыг­рал в филь­мах «По ту сто­ро­ну ре­шёт­ки» (в отеч. про­ка­те – «У стен Ма­ла­па­ги»), «Ночь – моё цар­ст­во» (пр. Мкф в Ве­не­ции, 1951) и др., в ко­то­рых те­ма че­ло­ве­ка, вы­бро­шен­но­го из жиз­ни, при­об­ре­ла осо­бую дра­ма­тич­ность и ост­ро­ту. В 1950–60-е гг. Г. – ве­ду­щий ак­тёр франц. ки­но. На­де­лён­ный ред­кой эк­ран­ной ор­га­нич­но­стью, при­су­щей лишь ему осо­бой про­сто­ва­той эле­гант­но­стью и обая­ни­ем, он соз­да­вал ат­мо­сфе­ру филь­мов, мно­гие из ко­то­рых ста­ли клас­си­кой ки­не­ма­то­гра­фа. Луч­шие ра­бо­ты – в филь­мах «Не тронь до­бы­чу» (пр. Мкф в Ве­не­ции, 1954), «Фран­цуз­ский кан­кан», «Че­рез Па­риж», «Ар­хи­мед, бро­дя­га», «Ме­сье», «Кот», «Де­ло До­ми­ни­чи», «Силь­ные ми­ра се­го», «Ге­ро­ин» (в отеч. про­ка­те – «Тай­на фер­мы Мес­се») и др.