https://i.imgur.com/qFoJ6MZl.jpg
фото: pinterest.ru

Светлана Афанасьевна Светличная родилась 15 мая 1940 года в городе Ленинакан, Армения. Российская актриса театра и кино.

БИОГРАФИЯ
Светлана Светличная появилась на свет в армянском городе Ленинакан в семье военнослужащего. Как и многие семьи военных, они часто меняли место жительство. Первоклассницей она стала в небольшом городе Ахтырка Сумской области. А окончание школы произошло уже в Советске Калининградской области. После отставки ее отца - Светличные обосновались в Мелитополе.

Мать Светланы - Золотарева Мария Федоровна была творческой личностью, очень любила участвовать в художественной самодеятельности, играла в спектаклях. Она мечтала, чтобы дочь выбрала именно актерскую профессию.

Еще в детском саду Света посещала драматический кружок, а позднее занималась в театральной студии.

Светлана вспоминает: "Я артисткой хотела быть всегда. Крохой меня мама брала с собой в гарнизонный Дом офицеров, она там участвовала в спектакле "У них есть родина". У ее героини пропал ребенок, у меня до сих пор осталось ощущение того дикого горя, которое она показывала на сцене. Мама всегда хотела, чтобы я была артисткой. В школе я стояла в первых рядах художественной самодеятельности, вела все концерты, стихи читала. Папа был комендантом города, и все шушукались: "А вы видели дочку коменданта города?.."

Светличная отмечает, что еще будучи беременной, ее мать говорила отцу: "Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: "артистка Светлана Светличная?".

После получения аттестата девушка отправилась в Москву, где без труда преодолела конкурс в 80 человек на место, поступив в театральный институт.

В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Андрей Кончаловский, Галина Польских и Валерий Носик.

"Когда поселилась в общежитии, то первое, что услышала, было обсуждение какого-то Мишки Ромма. Я свято верила, что это кто-то из наших студентов. Разбирало любопытство, хотелось его увидеть: что ж это за Мишка, о котором половина общежития говорила взахлеб. На втором туре я увидела Михаила Ильича Ромма и оторопела…Был сильный дождь, и я пока бежала из общежития, промокла вся, вбегаю взъерошенная в облипшем платье. Он меня увидел и говорит: "О, воробей…" Учиться во ВГИКе мне было легко и интересно. Я поняла, что я интересна как актриса, это большое дело: понимать, что ты нужна. Помню, как Михаил Ильич Ромм приходил и с каким интересом он смотрел мои куски из "Казаков" Толстого. Помогал мне, осаждал меня, где было нужно, вытаскивал из меня волнение", - говорит Светлана.

ТЕАТР
С 1963 года поступила в труппу Театра-студии киноактера. В театре исполнила множество ролей, а наиболее известной стала ее работа в спектакле "Бесы" по одноименному роману Федора Достоевского. Она предстала в образе Марьи Тимофеевны Лебядкиной.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
- "Бесы" по роману Федора Достоевского - Марья Тимофеевна Лебядкина
- "Чудо" по пьесе "Чудо святого Антония" - Сюзанна
- "Казаки"

КИНЕМАТОГРАФ
В кино Светлана дебютировала, сыграв в эпизоде в киноповести Михаила Калика "Колыбельная". Уже в следующей работе ей доверили главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо".

Актриса вспоминает: "Я играла жену летчика, которого играл Рыбников. Меня старили - его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. Я защищала диплом, и мне Михаил Ильич Ромм за эту работу поставил отлично".

Затем последовали другие и интересные роли. Павлина в комедии "Стряпуха" Эдмона Кеосаяна, Катя-русалка в балладе "Чистые пруды", стюардесса Вика в мелодраме "Неподсуден", Надя Степановна в экранизации "Не самый удачный день" по повести Юлиана Семенова "Дунечка и Никита".

Оглушительный успех актрисы пришелся на картину Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Она сыграла роковую соблазнительницу Анну Сергеевну в нескольких эпизодах.

Светлана признается, как тяжело далась ей та сцена: "Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнаженной в присутствии огромного количества мужчин из съемочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошел слух, что "сейчас Светличная будет раздеваться". Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: "Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я - свой человек. В этой сцене я тебе подыграю". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи мигом улетучились".

После участия в этом фильме ее стали узнавать на улице, а отец перестал разговаривать с ней, представшей перед зрителями в образе девушки легкого поведения.

В 70-е годы карьера Светличной складывалась не лучшим образом. Она получила только две заметные роли - Габи Набель в шпионской ленте "Семнадцать мгновений весны" и Нади в легендарном сериале "Место встречи изменить нельзя".

Причину своей невостребованности актриса объясняет: "Скорее всего причина в моей несоветской внешности. Я ездила за рубеж очень часто. Нону Мордюкову не брали. Я же была в Мексике, Чили, во Франции, Швеции... Я была похожа на западных актрис. И самое страшное для меня было то, что я ездила с чужими картинами. Ведь меня на роли не брали".

Почти пятнадцать лет она оставалась в тени. Но в 2000-е напомнила о себе как об артистке в фильме "Богиня. Как я полюбила" Ренаты Литвиновой, где исполнила яркую роль.

По ее словам, она благодарна Ренате за свое возвращение в кино: "Я была в полном забвении, когда Рената сделала мне предложение. Она утвердила меня буквально за 15 минут, и на площадке я сразу почувствовала, что возрождаюсь и как актриса, и как женщина. Конечно, на съемках пришлось понервничать. Но Рената - очень творческий и тонкий человек, она чувствовала все, что ощущала я. И здорово мне помогла".

Затем Светлана появилась в драме "Девушка и смерть" знаменитого голландского режиссера Йоса Стеллинга и в киноповести "Дом у соленого озера" Игоря Вовнянко.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Актриса была замужем дважды. Первый избранник - актер Владимир Ивашов. Молодые люди познакомились, когда учились на втором курсе ВГИКа.

"Они с Жанной Прохоренко пришли к нам на втором курсе. Михаил Ильич Ромм привел их, представил. А все во ВГИКе и так знали, что они снялись в "Балладе о солдате", произведшей фурор на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Хорошо помню, как Володя вошел к нам в аудиторию: в джинсах (которые тогда, пожалуй, на весь Советский Союз имели человек сто), ковбойской шляпе, стройный, длинноногий. И невероятно застенчивый! Он еще не успел занять свободное место, а девчонки всего курса уже по уши в него влюбились. Конечно, не буду скрывать, он мне тоже сразу понравился, но я виду не показывала. Если честно, думала, что у них с Жанной - роман. К счастью, ошибалась... На репетиции спектакля "Казаки" по Льву Толстому по сценарию мы должны были с ним целоваться. Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило. Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню спектакля, не актрису и партнершу, а меня - Свету Светличную. То есть по-настоящему! Значит, я ему нравлюсь. А вскоре, провожая меня в общежитие, где я жила, Володя неожиданно признался: "Светка, мне кажется, что я тебя люблю!" Это были, наверное, самые счастливые мгновения в моей жизни", - рассказывает артистка.

Через полгода влюбленные устроили свадьбу. А в 1961 году родился сын Алексей, названный в честь главного героя "Баллады о солдате".

В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной дала трещину. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Она вспоминает: "То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать... Я была противной. Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно".

Затем у пары появился второй сын, которого назвали Олегом. В 80-е супруги достаточно редко снимались в кино, а в период перестройки их вообще перестали приглашать на съемочную площадку. Театр-студию киноактера им тоже пришлось покинуть. Светлана стала домохозяйкой, она воспитывала сыновей. А Владимир страдал от своей невостребованности. Он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его раннего ухода из жизни. Во время разгрузки одной из машин на стройке ему стало плохо, его госпитализировали, сделали операцию, но она не помогла. Сердце не выдержало. Он умер в больнице в возрасте 55 лет.

Через три года состоялся ее второй брак - с поэтом и музыкантом Сергеем Соколовским Светлана Афанасьевна расписалась через неделю после знакомства. Но брак продлился всего месяц и распался.

С первым мужем Владимиром они вырастили двух сыновей - Алексея и Олега. Внешне Алексей похож на Светлану, а по характеру - на отца. Младший, Олег, наоборот. "Я до сих пор жалею, что мы не увидели у Олежки актерский дар, он мог пойти по нашим стопам. Но когда во время перестройки мы поняли, что наша профессия слишком зависима от разных обстоятельств, стали сопротивляться. Олег прекрасно пел, писал прозу, был очень одаренный мальчик. Но он не нашел себя здесь. Я не стала расследовать, как он ушел. Он похоронен на Ваганьковском кладбище вместе с отцом", - откровенничает артистка.

Позже у Светланы были отношения со стилист-парикмахером Русланом Татьяниным и певцом Прохором Шаляпиным.

У актрисы есть внучка Мария от старшего сына Алексея. В 2006 году Маша подарила Светлане Афанасьевне правнука, которого назвали в честь прадеда - Владимир Ивашов.

Подробности личной жизни Светлана Светличная рассказала в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" на телеканале "Россия 1".

ОЗВУЧИВАНИЕ
Светлана Афанасьевна занималась дубляжом советских и зарубежных фильмов. Она озвучивала "Молодые", "Нет ничего лучше плохой погоды", "Беги, чтобы тебя поймали", "Новые центурионы", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Иисус", "Транзит для дьявола" и другие.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Светлана Светличная снималась вместе с мужем Владимиром Ивашовым. В "Герое нашего времени", где Владимир сыграл Печорина, а Светлана снялась в образе девушки-контрабандистки. Также совместные съемки прошли в приключенческом фильме "Новые приключения неуловимых". Ее супругу досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ
Заслуженная артистка РСФСР (1974)
Медаль А. С. Пушкина за монолог Татьяны Лариной (1999)
Почетный приз за талант и народное признание на МКФ "Фестиваль фестивалей" (2006)
Премия "Бриллиантовая шпилька" - "Блондинкой по заслугам" (2006)
Приз зрительских симпатий на XI Бердянском Международном кинофестивале (2008)
Премия журнала "Hello" "Самая стильная в России", в номинации "Икона стиля" (2009)
Приз за вклад в комедию на Фестивале "Амурская осень" (2010)
Премия от телеканала Fashion TV - Fashion People Awards 2011 - титул "Икона стиля" (2011)
Почетный гражданин города Советска (Калининградская область) (2011)
Приз "За преданность кинематографу" на XXI Российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (2015)
Премия Fashion People Awards - "Икона стиля" (2015)
Победитель VIII Международного кинофестиваля "От всей души" в Ульяновске, в номинации "Легенда российского киностиля" (2016)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТРИСА
Беловодье. Тайна затерянной страны (2018)
Девушка и смерть | Girl and Death, The | Mädchen und der Tod, Das (Германия, Нидерланды, Россия) (2012)
Гаражи (2010)
Похищение Богини (2009)
Куратор (2007)
Дом у соленого озера (2004)
Богиня: Как я полюбила (2004)
Дом на камне (1994)
День гнева (1985)
Анна Павлова (1983-86)
Место встречи изменить нельзя (1979)
Недопесок Наполеон III (1978)
Отец Сергий (1978)
Корень жизни (1977)
Ты - мне, я - тебе (1976)
Когда дрожит земля (1975)
Скворец и Лира (1974)
Закрытие сезона (1974)
Семнадцать мгновений весны (1973)
Держись за облака (1971)
Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1970)
Неподсуден (1969)
Любить... (1968)
Новые приключения неуловимых (1968)
Бриллиантовая рука (1968)
Не самый удачный день (1966)
Чистые пруды (1965)
Стряпуха (1965)
Тридцать три (1965)
Герой нашего времени (1965)
Пока фронт в обороне (1964)
Мне двадцать лет (1964)
Им покоряется небо (1963)
Колыбельная (1960)