НОВИКО́В Николай Иванович [27.4(8.5).1744, с. Авдотьино (Тихвинское) Коломенского у. Моск. пров. Моск. губ., ныне с. Авдотьино Ступинского р-на Моск. обл. – 31.7(12.8).1818, там же], рос. обществ. деятель, просветитель, публицист, издатель. Дворянин. Учился в дворянской гимназии при Моск. ун-те (1756–59, в 1760 отчислен за длительную самовольную отлучку). Служил в полках – л.-гв. Измайловском (1762–68; командирован для работы в Уложенной комиссии 1767–1768/69, протоколист) и Муромском пехотном (1768–69), вышел в отставку в чине поручика. В 1770–73 числился переводчиком в Коллегии иностр. дел. До 1779 жил в С.-Петербурге.
В качестве издателя эпизодически выступал с 1766. Первое крупное предприятие Н. – сатирич. еженедельник «Трутень» (1769–70), в котором он вёл полемику с ж. «Всякая всячина» и её негласным редактором – имп. Екатериной II, отстаивая необходимость как злободневной сатиры на «лица», так и разоблачения «общественных пороков» (чиновничьего произвола, провинц. невежества, несовершенства законов и пр.). Др. сатирич. журналы Н. также были обращены к социально острой проблематике – «Пустомеля» (1770); «Живописец» (1772–73), где, в частности, впервые открыто поставлен вопрос о жестоком обращении помещиков с крестьянами. В ж. «Кошелёк» (1774) Н. публиковал материалы, посвящённые обличению галломании в рус. обществе и защите нац. самобытности рус. культуры. Значит. часть материалов в этих журналах принадлежала Н., однако его авторство в ряде случаев оспаривается исследователями (напр., «Писем к Фалалею» и антикрепостнического «Отрывка путешествия в ***И*** Т***»). Одновременно Н. опубликовал составленный им первый в России биобиблиографич. справочник «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772, включал сведения о 315 рус. писателях 11–18 вв.). В 1773 Н. совм. с книгопродавцем К. В. Миллером учредил «Общество, старающееся о напечатании книг»; оно выпускало гл. обр. переданные «Обществу…» имп. Екатериной II переводы, которые были выполнены членами «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг». С целью популяризации знаний о рос. истории Н. при финансовой поддержке имп. Екатерины II и при участии Н. Н. Бантыш-Каменского, В. В. Крестинина, Г. Ф. Миллера, кн. М. М. Щербатова и др. издал «Древнюю Российскую вивлиофику» (ч. 1–10, 1773–75; 2-е, расширенное, изд.: ч. 1–20, 1788–91). С той же целью начал публикацию ж. «Повествователь древностей российских» (1776, вышел один номер), впервые издал ценные историч. памятники («Слово похвальное великому государю Борису Фёдоровичу Годунову...» К. Фидлера, «Книга Большому чертежу», оба 1773; «История о невинном заточении ближнего боярина А. С. Матвеева», 1776, «Бархатная книга», 1787, и пр.). Выпустил в свет историч. сочинения – «Краткая повесть о бывших в России самозванцах» кн. М. М. Щербатова (1774), «Скифская история» А. И. Лызлова (1776) и др.
С сер. 1770-х гг. деятельность Н. в значит. степени была связана с масонством. Чл. нескольких лож. Издавал масонские журналы, в т. ч. «Утренний свет» (1777–80, выходил в С.-Петербурге, с мая 1779 в Москве; его продолжение – ж. «Московское ежемесячное издание», 1781). В них декларировал отказ от сатиры в пользу философствования и нравоучения, пропагандировал «старинные знания, скрытые под гиероглифическим языком», помещал сочинения, направленные против безбожия и «вольномыслия». Часть средств от продажи выпускаемых им журналов направлял на содержание двух начальных училищ для девочек и мальчиков из бедных семей (открыты в 1777–78 в С.-Петербурге). В 1779 по предложению М. М. Хераскова на 10 лет арендовал типографию Моск. ун-та и получил право на издание газ. «Московские ведомости» (фактически ею занимались нанятые Н. редакторы С. Б. Сырейщиков и П. В. Иванов; сам Н. редактировал только «Прибавление к "Московским ведомостям"», 1783–84). В том же году Н. познакомился с И. Г. Шварцем, который в рамках масонской деятельности привлёк Н. гл. обр. к организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований (с 1780 Н. – чл. ложи «Гармония»). Н. участвовал в организации Учительской (Педагогической) (1779–1786) и Переводческой (Филологической) (1782–86) семинарий, Собрания университетских питомцев (1781–89) и «Дружеского учёного общества» (1782–1786) при Моск. ун-те. Публиковал учебники и учебные пособия по иностр. яз., арифметике, географии и пр. В качестве приложения к газ. «Московские ведомости» издавал первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–89). В нач. 1780-х гг. вошёл в ложу «теоретического градуса», подчинявшуюся берлинскому ордену розенкрейцеров, который идеологически противостоял просветительскому рационализму. Занимал высокие посты в масонской иерархии. В 1784, после смерти Шварца, вместе с кн. Н. Н. Трубецким и П. А. Татищевым Н. стал членом-основателем Директории «теоретического градуса» моск. розенкрейцеров. В том же году инициировал создание в Москве Типографической компании. По мнению ряда исследователей, в числе др. моск. масонов пытался установить связи с вел. кн. Павлом Петровичем (будущим имп. Павлом I). Периодически осуществлял филантропич. акции, вызывавшие у властей подозрения в намерении масонов привлечь к себе и простонародье (самая крупная – скупка зерна на средства Г. М. Походяшина и др. и раздача его голодающим крестьянам в 1787). Содействовал открытию в Москве училища для разночинцев, больницы для типографских рабочих и аптеки для бедных. В с. Авдотьино выстроил для своих крестьян каменные дома, в кон. 1780-х гг. там же – колокольню при церкви в честь иконы Божией Матери «Тихвинская».
Конфликты с властью у Н. начались в 1784, когда обнаружилось, что он опубликовал два учебника, право на издание которых принадлежало одному из петерб. типографов. Они были конфискованы, а деньги за проданные экземпляры взысканы с Н. В 1786 по указанию имп. Екатерины II составлена опись всех книг, изданных Н. (6 книг на масонскую тематику запрещено продавать), а митрополит Московский Платон (Левшин) испытал Н. «в законе нашем» (православии). Хотя Н. был признан добропорядочным христианином, он остался под подозрением у императрицы. В 1788 Екатерина II запретила продлевать Н. срок аренды университетской типографии. С 1790 Н. находился под постоянным полицейским наблюдением. Весной 1792 арестован и доставлен в С.-Петербург. Обвинялся в обмане рядовых масонов в целях личного обогащения, в отступничестве от православия, изменнических связях с Пруссией через орден розенкрейцеров, организации заговора против императрицы и попытках привлечь к нему наследника престола. Допрашивался также о получении золота с помощью философского камня. Указом 1(12).8.1792 Екатерина II, убеждённая, что Н. действительно является главой тайного масонского заговора в России, признала его виновным по всем пунктам и достойным смертной казни, которую заменила на 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости. В нояб. 1796, после вступления на престол имп. Павла I, Н. освобождён, все обвинения с него сняты. Последние годы жизни Н. провёл в Авдотьине. Пытался наладить суконное произ-во, а также, по некоторым сведениям, в 1805 вновь арендовать типографию Моск. ун-та. Занимался приватным изучением мистич. сочинений со своим соратником по масонской деятельности С. И. Гамалеей. После смерти Н. его разорившемуся семейству по распоряжению имп. Александра I была оказана помощь.
К нач. 1790-х гг. Н. издано св. 900 наименований книг – ок. 1/4 печатной продукции России того времени (преобладала оригинальная и переводная беллетристика, значит. часть составляли богословские и масонские сочинения, а также историч., учебная, справочная, философская, юридич., педагогич., экономич. литература). Под началом Н. была развёрнута книжная торговля во многих городах России, в Москве открыта библиотека-читальня. Н. установлен бюст в г. Бронницы (2003; скульптор М. Г. Сальман).