ФРЕЙД, Фройд (Freud) Зигмунд (6.5.1856, Фрайберг, Австр. империя, ныне Пршибор, Чехия – 23.9.1939, Лондон), австр. невролог, основоположник психоанализа. Отец А. Фрейд; дед Л. Фрейда. В 1873–81 изучал медицину в Венском ун-те. В 1876–81 работал в лаборатории венского физиолога Э. фон Брюкке, написал ряд монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1882–1885 работал в венской больнице, был ассистентом психиатра и нейроанатома Т. Мейнерта; изучая свойства кокаина, выдвинул идею местной анестезии (1884). Приват-доцент (с 1885) и экстраординарный проф. невропатологии (с 1902) Венского ун-та. В 1885–1886 проходил стажировку в руководимой Ж. М. Шарко клинике Сальпетриер в Париже, где изучал истерию и знакомился с методом гипноза. С 1886 стал заниматься частной мед. практикой, в ходе которой применял электротерапию и гипноз. В 1889 стажировался в клинике в Нанси у франц. невропатолога И. Бернхейма (1837–1919). В работе «Об афазии» («Zur Auffassung der Aphasien», 1891) выдвинул идею о динамич. и генетич. подходах к изучению функций мозга.
Совместно с австр. врачом Й. Брёйером (1842–1925), его старшим коллегой, Ф. разрабатывал «катартический» метод лечения неврозов, основанный на воспоминании и «отреагировании» с помощью гипноза несознаваемых психич. травм. Отказавшись в 1892 от гипноза как неэффективного метода лечения, Ф. разработал новый терапевтич. метод – метод настаивания, ориентированный на побуждение пациентов к воспоминанию и воспроизведению травматич. ситуаций и факторов. В книге Брёйера и Ф. «Исследования истерии» («Studien über Hysterie», 1895, рус. пер. 2005) впервые была предпринята попытка установить связь неврозов с неудовлетворёнными влечениями и вытесненными из сознания переживаниями, продолжающими существовать в бессознательном.
Составленный Ф. в 1895 незавершённый «проект научной психологии» (опубл. в 1954) был ориентирован на разработку и создание новой психологии естеств.-науч. толка на основе нейрофизиологич. модели работы психич. аппарата. Однако, убедившись в неразрешимости этой задачи, Ф. отошёл от этой модели. Занимаясь в 1890-х гг. осмыслением связи между этиологией невроза и пережитыми в прошлом травмами, Ф. первоначально придерживался «теории соблазнения», согласно которой источник невроза заключался в детской сексуальной травме, обычно наносимой родительскими фигурами. Однако в дальнейшем он отказался от этой теории и пришёл к выводу, что рассказы о совращении были в действительности фантазиями пациентов, продуктами их неосознаваемых детских желаний, а психоневрозы – результат вытеснения в бессознательное детских сексуальных влечений, входящих в конфликт с нормами культуры.
Созданный им в 1896 метод свободных ассоциаций, позволяющий пациенту свободно, без к.-л. принуждения со стороны врача высказываться на предложенную им тему, стал фактически началом психоанализа как нового метода психотерапии. В процессе проведённого Ф. в 1897 самоанализа, в т. ч. с помощью изучения собственных сновидений, он сформулировал идею эдипова комплекса. В «Толковании сновидений» («Die Traumdeutung», 1900, рус. пер. 1913) Ф. рассматривал «работу сновидения», в результате которой с помощью механизмов конденсации и смещения получают непрямое выражение вытесненные из сознания желания; сновидения были названы им «царским путём к бессознательному». Наряду со сновидениями компромиссными образованиями между запретными побуждениями и действием цензуры сознания предстали и такие патологич. явления повседневной жизни, как оговорки, описки, ошибки памяти, симптоматич. и случайные действия и т. п. («Психопатология обыденной жизни», «Zur Psychopathologie des Alltagslebens», 1901, рус. пер. 1910).
В «Трёх очерках по теории сексуальности» («Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie», 1905, в рус. пер. 1911 – «Три статьи о теории полового влечения») Ф. в изложении детской сексуальности акцентировал первоначальное примыкание её к разл. жизненным функциям, которые определяют объект и цели инфантильных частичных влечений (преобладание тех или иных эрогенных зон, аутоэротизм, когда влечение ребёнка находит удовлетворение в собственном теле; так, сосание становится аутоэротическим, если более не служит функции утоления голода, и т. п.). В эволюции этой изначально полиморфной сексуальности Ф. выделил стадии оральную, анальную, фаллическую (от 2,5 до 6 лет, когда влечения и фантазии ребёнка связаны с фигурами родителей или замещающих их лиц, завершаясь идентификацией с ними в процессе разрешения эдипова комплекса) и генитальную (с 12 лет) стадии. В латентный период (с конца фаллической стадии до наступления подросткового возраста), согласно Ф., сексуальные влечения в значит. степени вытесняются, а также сублимируются (см. Сублимация). Возникновение сексуальных перверсий связано с перенесением детских частичных влечений во взрослую жизнь.
В основе учения Ф. о работе психич. аппарата лежало представление о взаимодействии двух противоположно направленных переменных величин и трёх регуляторов. В первоначальной нейрофизиологич. модели работы функцию двух переменных величин выполняли экзогенное и эндогенное раздражение, а функции регуляторов три функционально различных системы нейронов. В созданной затем топографич. модели психич. аппарата роль противоположно направленных психич. величин была отведена влечению к самосохранению и сексуальному влечению, а в роли регуляторов выступали бессознательное, предсознательное и сознательное.
С 1902 вокруг Ф. начинает складываться кружок его первых венских последователей (М. Кахане, Р. Рейтлер, А. Адлер, В. Штекель), которые стали участниками «психологич. сред», проводившихся в доме Ф.; в 1907 к нему присоединились швейц. и нем. психотерапевты. В 1908 на основе этого кружка возникло Венское психоаналитич. объединение. В 1908 в Зальцбурге проходит 1-й Междунар. психоаналитич. конгресс, на 2-м конгрессе в 1910 в Нюрнберге была создана Междунар. психоаналитич. ассоциация, первым президентом которой стал К. Г. Юнг. Последующее размежевание Ф. с Адлером и Юнгом привело к выработке жёстких критериев того, что является психоанализом, краеугольными камнями которого Ф. считал вытеснение, перенос и эдипов комплекс (полемич. работа «Об истории психоаналитич. движения», 1914). В целях дальнейшего развития психоанализа Ф. инициировал в 1912 создание «Секретного комитета», куда вошли К. Абрахам, Э. Джонс, О. Ранк, Г. Сакс (Х. Закс), Ш. Ференци, сам Фрейд и А. фон Фройнд. Свои терапевтич. рекомендации Ф. изложил в ряде клинич. работ: «Советы врачу при психоаналитическом лечении» (1912), «Введение в лечение» (1913), «Заметки о любви в переносе» (1915) и др. Психоанализ как метод выявления и расшифровки бессознательного завершается осознанием вытесненных переживаний и исчезновением невротич. симптомов. Средством достижения этой цели была интерпретация аналитиком материала, сообщаемого ему пациентом в процессе свободных ассоциаций.
Столкнувшись с рядом проблем, которые было трудно объяснить с помощью топографич. модели психики (военные неврозы и др.), Ф. разрабатывает в 1920-х гг. структурную модель работы психич. аппарата, в которой роль регуляторов отводилась трём инстанциям психики: Я, Сверх-Я и Оно, а роль противоположно направленных переменных стали играть влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос) («По ту сторону принципа удовольствия» – «Jenseits des Lustprinzips», 1920, рус. пер. 1925; «Я и Оно» – «Das Ich und das Es», 1923, рус. пер. 1924). В эти же годы Ф., акцентируя интегрирующую роль Я в структуре личности (Я как орган адаптации способен, оценивая ситуацию, приводить в действие защитные механизмы личности – «Торможение, симптом и страх», «Hemmung, Symptom und Angst», 1926), заложил основы будущей эго-психологии.
Созданные в процессе клинич. практики психоаналитич. концепции Ф. попытался применить к истолкованию разл. сфер человеческой культуры. В соч. «Остроумие и его отношение к бессознательному» («Der Witz und seine Beziehung zum Unbewussten», 1905, рус. пер. 1925) остроумие рассматривалось как проявление вытесненного внутрипсихич. конфликта и разрядки напряжения, как род игры, родственной искусству. Своеобразным продолжением детской игры предстаёт и худож. творчество, движущей силой которого являются неудовлетворённые желания и внутр. конфликты художника, прорабатываемые с помощью создаваемых им образов («Художник и фантазирование», 1905, рус. пер. 1995; «Бред и сны в "Градиве" И. Иенсена», 1907, рус. пер. 1912). Сублимация детских неосознанных влечений прослеживается в работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910). Фундам. роль эдипова комплекса выявляется как в патографич. исследованиях («Достоевский и отцеубийство», «Dostojewski und die Vatertötung», 1928, рус. пер. 1995), так и в обращении к ранним стадиям человеческой истории: зарождение тотемистич. религии связывается с убийством праотца или вожака первобытной орды его сыновьями-соперниками («Тотем и табу», «Totem und Tabu», 1913, рус. пер. 1923).
С нач. 1920-х гг. тематика «прикладного психоанализа» привлекает всё больший интерес Ф. В работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» («Massenpsychologie und Ich-Analyse», 1921, рус. пер. 1925) первичным феноменом социальной психологии выступает бессознат. идентификация с групповым лидером, которая строится по модели отношения с отцом и др. первыми детскими авторитетами. При этом в своей методологич. установке Ф. опирался на «биогенетический закон» Э. Геккеля, согласно которому онтогенез повторяет филогенез. В русле просветительского подхода религия рассматривается как род коллективного невроза, иллюзорной реализации «самых сильных желаний человечества» («Будущность одной иллюзии», «Die Zukunft einer Illusion», 1927, рус. пер. 1930). Культура, выступая как арена борьбы между Эросом и влечением к смерти, ограничивает и частично подавляет свободное проявление изначально присущих индивиду сексуальных и деструктивных (агрессивных) влечений (энергию которых она использует для своих целей) и в силу этого становится источником разл. неврозов («Недовольство культурой», «Das Unbehagen in der Kultur», 1930).
В 1938, после захвата Вены нацистами, Ф. со своей семьёй уезжает в Лондон, где вскоре умирает от рака.
Психоанализ Ф. во многом определил последующее развитие психотерапии в 20 в., его идеи оказали громадное влияние на психологию, медицину и весь комплекс гуманитарных наук (философскую антропологию, этнологию, семиотику, социологию, литературоведение, киноведение), а также на литературу и искусство (сюрреализм и др.). См. также Фрейдизм.