фото: naked-science.ru
Эдвард Бернейс (Edward Louis Bernays). Деятель в области рекламы. Один из крупнейших специалистов и основателей PR. Внёс значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. Объединил идеи о психологии толпы Гюстава Лебона и Уилфреда Троттера с психоаналитическими идеями своего дяди Фрейда.
Эдвард Бернейс родился 22 ноября 1891 года в городе Вена, Австрия. Был племянником Зигмунда Фрейда и использовал его идеи в развитии современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами.
Бернейс покинул Австрию задолго до прихода к власти нацистов и уехал в США. Там стал активно заниматься вопросами коммерческой рекламы, полностью изменив подход с логического убеждения на подсознательное влияние аудиторией. То же самое проделал с вопросами политических убеждений.
Первой практической рекламной компанией стала реклама всеамериканского турне балета С. Дягилева в 1915 году. Позднее работал с наиболее известными и крупными заказчиками - «Проктер энд Гэмбл», «Дженерал Моторс», Элеонорой Рузвельт, Калвином Кулиджем.
Журнал «Лайф» включил Эдварда в число ста наиболее влиятельных американцев XX века. Он стал пионером использования в PR-индустрии психологии и других социальных наук при разработке общественных кампаний. Научный метод создания общественного мнения он называл «инжиниринг согласия». Бернейс считал, что именно те, кто управляет скрытыми механизмами влияния на привычки и мнения масс, являются истинными правителями, определяющими развитие общества.
О созданной и развитой при его непосредственном участии науке PR можно высказывать сколько угодно мнений - от восторга до полного неприятия. Но она существует, и оказывает на каждого из нас свое воздействие. И оно тем выше, чем меньше мы стремимся осознать те принципы, которыми мы руководствуемся в своей жизни, принимая решения.
Крупнейший специалист и основатель PR Эдвард Бернейс умер 9 мая 1995 года в Кембридже.
Библиография Эдварда Бернейса
Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing LTD, 2010.
Бернейс Э. Кристаллизация общественного мнения. М.: Вильямс, 2015. 272 с.
Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему // Полис. 2012. № 4.
Бернейс Э. Инженерия согласия // Полис. 2013. № 4.