фото: design.td-art.ru
Арбат ("Старый Арбат") - культовая пешеходная улица в центре Москвы, одна из старейших и наиболее известных исторических улиц города, расположенная в одноимённом районе. Имея протяжённость около 1,2 километра, Арбат проходит от площади Арбатские Ворота до Смоленской площади, сообщаясь с многочисленными переулками.
Старый Арбат знаменит своим архитектурным ансамблем: вдоль улицы сохранилась качественная историческая застройка, а перспективу украшают виды на здание МИД на Смоленской-Сенной площади. При этом улица довольно неплохо благоустроена, на ней установлены фонари и лавочки для отдыха прохожих.
Как правило, Арбат принято считать одной из главных достопримечательностей Москвы: будучи первой пешеходной улицей города, он получил большую популярность у туристов и горожан и превратился в культовое городское пространство.
Однако, современный Арбат уже давно перестал справляться со своей ролью, и культовая достопримечательность стала настоящим позором Москвы. Всё то, что на других туристических улицах города тщательно прячут, Арбат наоборот гипертрофированно выставляет напоказ: стрёмные магазины с сувенирными псевдорусскими шапками-ушанками, грязные ломбарды, мешающие проходу карикатуристы и промоутеры на каждом шагу, запредельное количество попрошаек, бомжей и алкашей. По улице невозможно ступить и пары метров, чтобы не наткнуться на зазывалу, приглашающего в сувенирный магазин, ломбард, вейп-шоп, антикафе или какой-нибудь сомнительный "музей". В край охреневшие торгаши и коммерсанты так настойчиво выдаивают туристический потенциал Арбата, что улица превратилась в настоящую километровую помойку, на которой неприятно находиться.
Но стоит отдать должное: из всех помоек Москвы эта окружена самым прекрасным архитектурным ансамблем!
Происхождение названия
Название улицы связано с историческим названием окрестностей: в прошлом Арбатом (Орбатом) называлась местность, расположенная к западу от Кремля между современными Знаменкой и Большой Никитской, при этом в 15-17 веках Арбатской улицей назывался не современный Арбат, а Воздвиженка.
Общепринятой версии о происхождении этого топонима не существует.
Согласно наиболее распространённой теории, предложенной русским археологом Павлом Строевым, корни названия восходят к монгольскому слову "арба" - "телега": в прошлом в районе Волхонки располагалась Колымажная слобода, где изготовляли различные повозки и телеги. Не менее популярна гипотеза, высказанная русским и советским историком Владимиром Трутовским, якобы слово "Арбат" произошло от арабского "рабад" (во множественном числе - "арбад"), означающего буквально "пригород", "предместье". Это слово вполне могло быть занесено в Москву торговцами с Востока и Азии.
В 1658 году указом царя Алексея Михайловича улицу переименовали в Смоленскую, но это название не прижилось и существовало лишь до 18 века.
История Арбата
В прошлом, на рубеже 15-16 веков, местность за современной площадью Арбатских Ворот называлась Вспольем и не была заселена. Отсюда начиналась Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.
В 16 веке в начале Можайской дороги возникли поселения ремесленников, обслуживавших потребности великокняжеских конюшен: кузнецов, уздечников, седельников и других мастеров, чуть позже в окрестностях появились и стрелецкие слободы. Изначально застройка была очень рыхлой и бесформенной; оформиться как улица Арбат смог только к 17 веку, получив начало у Арбатских ворот Белого города и завершение у одноимённых ворот Земляного.
Вплоть до 18 века Арбат оставался "рабочим пригородом": помимо Конюшенной и нескольких стрелецких слобод здесь появилась Плотничья слобода, а также небольшие Иконная и Царицына слободки; однако, в 1736 году улица выгорела при городском пожаре, и её характер изменился: Арбат был расширен, и на нём стали заводить городские усадьбы представители известных дворянских фамилий. Долгорукие, Гагарины, Ростопчины, Шереметевы, Толстые, Голицыны, Трубецкие - улица стала по-настоящему аристократическим местечком, здесь строились особняки и практически не было коммерческих зданий. После пожара 1812 года Арбат стал ещё более камерным: в новой застройке улицы преобладают одно- и двухэтажные особняки с бельэтажом и мезонином, окружённые садами. Но постепенно население улицы меняется: старую аристократию сменяет разночинная интеллигенция, домовладения начинают выкупать купцы, и к концу 19 века застройка Арбата становится более плотной, а помимо особняков здесь появляются многоэтажные доходные дома, рестораны и другие коммерческие заведения, в числе которых - открывшийся в 1872 году трактир "Прага" (ныне - легендарный ресторан).
К началу 20 века улица теряет свою камерность, но становится более оживлённой: в 1880-х по Арбату пустили линию конки, а в 1908 году - электрический трамвай.
Советские годы довольно сильно изменили облик Арбата: многие здания были перестроены, особняки и доходные дома превратились в коммуналки. В 1930-1950-х годах улица являлась государственной трассой, по которой кортеж Иосифа Сталина проезжал в Кремль, поэтому за ней пристально следили спецслужбы, а "неблагонадёжных" жильцов выселяли. К 1980-м население Арбата отличалось удивительной пестротой: здесь проживала старая московская интеллигенция и селились высокопоставленные чиновники, но в то же время в местных коммуналках жили приезжие рабочие и неблагополучные москвичи. В 1974-1986 годах был реализован проект реконструкции Арбата в пешеходную улицу (8 лет заняли проектирование и подготовка, а непосредственно благоустройство прошло в 1982-1986), в ходе которого на нём уложили плитку и установили фонари и лавочки, а фасады домов отреставрировали и окрасили в исторические цвета.
Не все москвичи одинаково восприняли пешеходизацию Арбата; говорят, поэт Булат Окуджава (один из известных жителей района), увидев новые фонари, остроумно отметил: "Арбат офонарел!" (такое выражение действительно существовало, но кто именно впервые его произнёс - доподлинно неизвестно).
После распада СССР Арбат превратился в лубочно-помоечного вида туристическую улицу: на нём открылось множество сувенирных магазинов, ломбардов и обменников; кто во что горазд они портили фасады кричащими вывесками и растяжками, и за всем этим буйством Арбат как-то потерялся. В последние несколько лет улица постепенно приближается к адекватному облику (в частности, фасады расчистили от излишней рекламы), но в целом Арбат по-прежнему остаётся клоакой с кучей сомнительных контор и заведений, словно застрял в 90-х и никак не хочет окончательно с ними расстаться.
Однако, культовости улицы это не убавило: она тесно связана с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Антона Чехова, Марины Цветаевой, Булата Окуджавы и других известных людей, которые добавляют в её историю романтики.
Современный Арбат - одна из популярнейших достопримечательностей Москвы наравне с Кремлём и Красной площадью, с которой в обязательном порядке знакомятся посещающие Москву туристы. Улица привлекает людей своей исторически сложившейся романтической атмосферой, а также рядом архитектурных памятников, среди которых ряд жилых и доходных домов и городских усадеб (Хованского, Тестовых, Р. Тургенева), дом Общества русских врачей, "дом с рыцарями", театр имени Вахтангова и другие.
Кроме того, на улице установлены памятники Булату Окуджаве, Александру Пушкину и Наталье Гончаровой, а также фонтан "Принцесса Турандот". На углу с Кривоарбатским переулком расположена стена Цоя, исписанная фанатами музыканта, которые стали собираться здесь после его гибели.
Арбат находится в одноимённом районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" и "Смоленская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.