Алексей Николаевич Арбузов (1908—1986) — русский советский драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1980).
Биография
А. Н. Арбузов родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье. Среди его предков был декабрист Антон Арбузов. Отец Николай Кирович Арбузов служил старшим драгоманом русского посольства в Константинополе, занимался банковской деятельностью в Санкт-Петербурге, впоследствии разорился; кроме того, публиковал рассказы. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи. Её отец был небогатым дворянином греческого происхождения. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.
Революция 1917 года, голод и болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа к своей первой жене, сделали Алексея сиротой в 11 лет. Мальчик был вынужден бродяжничать и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. В БДТ Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил Александр Блок. Впечатление Арбузова было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
В 14 лет Алексей Арбузов начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.
После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в Театр имени Мейерхольда. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.
В 1939 году Арбузов вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия». С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и прекратила своё существование после окончания войны.
Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции, с Марией Бабановой в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору.
Пьесы Алексея Арбузова ставили во многих странах мира, а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» сыграна более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна.
Государственная премия СССР (1980) — «за пьесы последних лет»).
А. Н. Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Семья
- Первая жена — актриса Татьяна Евтеева (1903–1978), впоследствии — жена писателя Константина Паустовского
- Дочь Галина (1935) — кинокритик и кинодраматург.
- Вторая жена — Анна Богачёва.
- Дети: дочь Варвара Арбузова-Кулиш (1940) — продюсер, вдова кинорежиссёра Саввы Кулиша и сын Кирилл Арбузов (1950) — актёр, театровед и литератор.
Пьесы
«Класс» (1930)
«Шестеро любимых» (1935, перераб. 1958).
«Дальняя дорога» (1935).
«Счастливый дозор» (1935)
«Таня» (1938, перераб. 1947). До 1956 эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.
«Город на заре» (1940, перераб. 1957)
«Неожиданная осень» (1942, под загл. «Бессмертный», в соавторстве с А. Гладковым; перераб. 1965)
«Домик на окраине» (1943, под загл. «Домик в Черкизове»; перераб. 1954)
«Встреча с юностью» (1948)
«Годы странствий» (1950, под загл. Ведерников, перераб. 1954 и 1980)
«Европейская хроника» (1952)
«Накануне» (1955, по роману И. С. Тургенева)
«Двенадцатый час» (1959, перераб. 1980)
«Иркутская история» (1959)
«Потерянный сын» (1960)
«Нас где-то ждут…» (1962)
«И вновь — встреча с юностью» (1964)
«Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», 1965, перераб. 1980): действие происходит во время блокады Ленинграда, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965—1969 — 3 253 постановки)
«Ночная исповедь» (1967)
«Счастливые дни несчастливого человека» (1968)
«Сказки старого Арбата» (1970) — в 1970—1973 была сыграна 1 827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.
«Выбор» (1971)
«В этом милом старом доме» (или «Некоторые огорчения», 1972)
«Моё загляденье» (1972)
«Вечерний свет» (1974)
«Старомодная комедия» (1975)
«Ожидание» (1976)
«Жестокие игры» (1978) Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.
«Воспоминания» (1981)
«Победительница» (1983).
«Виноватые» (1984)
Сценарии к фильмам
Таня (1974)
Старомодная комедия (1978)
Сказки, сказки, сказки Старого Арбата (1982)