фото: infoselection.ru
ГУМИЛЁВ Николай Степанович [3(15).4.1886, Кронштадт – 25.8.1921, близ Петрограда], рус. поэт, переводчик, прозаик, критик. Сын флотского врача. Детство провёл в Царском Селе, С.-Петербурге, Тифлисе. Окончил Царскосельскую гимназию (1906), директором которой был И. Ф. Анненский. 1-я публикация – стих. «Я в лес бежал от городов…» (газ. «Тифлисский листок», 1902). В 1905 на собств. средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», замеченную В. Я. Брюсовым, который надолго стал поэтич. учителем Г. В 1906–08 жил в Париже, учился в Сорбонне, выпускал ж. «Сириус» (1907, 3 номера), издал сб. стихов «Романтические цветы» (1908). Раннее творчество Г. развивалось в русле символизма под сильным воздействием оккультных теорий в изложении франц. популяризаторов (Папюс, Э. Леви). После возвращения в Россию (1908) учился в С.-Петерб. ун-те (не окончил), сотрудничал в газ. «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал ж. «Остров» (1909, 2 номера), с осени 1909 стал деятельным сотрудником ж. «Аполлон» (вёл рубрику «Письма о русской поэзии»). Вышедшая весной 1910 кн. стихов «Жемчуга», куда вошли и лучшие стихи из почти неизвестных в России «Романтических цветов», на долгие годы определила лит. репутацию Г.: экзотика, романтич. любовь, несколько риторичная героика сделались составной частью читательских представлений о самом поэте; особой популярностью пользовались циклы «Озеро Чад» и «Капитаны». К этому же времени относятся роман Г. с Е. И. Дмитриевой (будущей Черубиной де Габриак), дуэль с М. А. Волошиным из-за неё (нояб. 1909), путешествие в Абиссинию. 25.4.1910 Г. женился на А. А. Горенко (А. А. Ахматовой), в 1912 родился их сын Л. Н. Гумилёв (развелись в 1918).
С 1909 Г. тесно общался с Вяч. И. Ивановым, одобрившим кн. «Жемчуга»; однако в полемике 1910 о символизме Г. стал на сторону Брюсова (противостоявшего Иванову и Блоку), отрицая теургическое начало в поэзии. Осенью 1911 организовал и возглавил «Цех поэтов», внутри которого в 1912 сформировалась программа нового лит. направления – акмеизма. Г. – автор одного из его манифестов и ряда образцовых для акмеизма стихов. В сб. «Чужое небо» (1912) Г. ещё пробовал разные типы поэтики, представил эпич. и драматич. опыты в стихах; первым и последним несомненно акмеистическим стал сб. «Колчан» (1916). В нём отчётливо выделяются неск. формально не организованных циклов: воен. стихи, стихи об Италии, об Африке и о России.
В 1910–11 и 1913 Г. совершил два путешествия в Африку (последнее – по поручению Музея антропологии и этнографии Петерб. АН; собранные коллекции поступили в музей). С началом 1-й мировой войны добровольцем ушёл на фронт, служил в уланских и гусарских полках, дважды был награждён Георгиевским крестом, однако экзаменов на чин корнета сдать не смог, оставшись прапорщиком. В эти годы, помимо воен. стихов, выгодно отличающихся от массовой продукции на эту же тему, и прозаич. «Записок кавалериста» (1915–1916), Г. написал пьесы «Дитя Аллаха» и «Гондла» (обе 1916), продолжал деятельность обозревателя совр. поэзии в «Аполлоне» и др. изданиях. Весной 1917 добился перевода на Салоникский фронт. Через Скандинавию приехал в Лондон, оттуда в Париж, где остался при комиссариате, ответственном за рус. экспедиционный корпус. После Окт. революции 1917 пытался попасть на Персидский или Месопотамский фронт, в связи с чем отправился в Лондон, а оттуда в апр. 1918 – в Петроград. В эти годы были написаны трагедия «Отравленная туника», оставшаяся неоконченной повесть «Весёлые братья», цикл стихов, опубликованный посмертно под назв. «К синей звезде» (1923). Стихи 1916–18 составили сб. «Костёр» (1918). В Петрограде Г. переводил с разных языков, работал в изд-ве «Всемирная литература», читал лекции; организовал новый «Цех поэтов», вёл занятия в лит. студиях. Сотрудничал в Союзе поэтов (в нач. 1921 стал председателем Петрогр. отделения) и др. лит. организациях. Летом 1921 издал кн. стихов «Шатёр». В авг. 1921 арестован по обвинению в причастности к контрреволюц. заговору (т. н. Таганцевское дело), расстрелян без суда. Вопрос об участии Г. в заговоре остаётся нерешённым, однако очевидно, что он не участвовал ни в каких конкретных действиях.
Последний сборник стихов Г. «Огненный столп», ставший его высшим поэтич. достижением, вышел в свет, когда Г. уже находился в тюрьме. Читатели-современники нашли в нём прежде всего облик поэта – рыцаря и воина, умевшего «не бояться и делать что надо»; понадобилось значит. время, чтобы осознать книгу как завещание «поэта-визионера, поэта-пророка» (слова А. А. Ахматовой). В первые два года после смерти Г. его книги продолжали выходить в Сов. России, затем – только в издательствах рус. зарубежья; с 1986 вновь издаются в России.