фото: teatrkachalov.ru
ОСТРО́ВСКИЙ Александр Николаевич [31.3(12.4).1823, Москва – 2(14).6.1886, с. Щелыково Кинешемского у. Костромской губ., ныне Островского р-на Костромской обл.], рус. драматург, чл.-корр. Петерб. АН (1863). Сын судебного чиновника, в 1853 возведённого в потомств. дворянство. Брат М. Н. Островского. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1840–1843). Служил в канцеляриях моск. Совестного (1843–45) и Коммерческого (1845–51) суда. С 1886 зав. репертуарной частью моск. театров (Малого и Большого), руководитель театральной школы.
Ранние лит. опыты – рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843, опубл. в 1924) и «Записки замоскворецкого жителя» (1847) – в духе натуральной школы. В 1847 дебютировал как драматург, опубликовав «Сцены из комедии "Несостоятельный должник"» (др. назв. – «Ожидание жениха»; совм. с Д. А. Горевым) и одноактную комедию «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Первым крупным произведением стала комедия «Свои люди – сочтёмся!» (др. назв. – «Банкрот», 1850), в которой О., выступив продолжателем традиций драматургии Д. И. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Мольера, впервые в отеч. лит-ре показал мир моск. купечества. По распоряжению имп. Николая I пьеса, в которой торжествовал порок – обман, невежество и грубость, была запрещена к постановке (впервые пост. в 1857 в Иркутске, в 1861 в подцензурной редакции – в Александринском и Малом театрах, в авторской редакции – в 1881 в моск. Драматич. театре А. А. Бренко), а за автором установлен полицейский надзор (снят в сент. 1856). Первой поставленной на сцене пьесой стала комедия из жизни мелкочиновнической среды «Бедная невеста» (1852; пост. в 1853), где у О. впервые появляется положит. героиня, по своим нравств. качествам противостоящая алчному, пошлому окружению; к поднятой в пьесе проблеме положения женщины в семье и обществе О. будет обращаться и позднее.
В 1850 О. стал сотрудником ж. «Москвитянин», его т. н. молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей, в частности, их интерес к фольклору и рус. старине. В этот «москвитянинский период» О. пишет пьесы, в которых поэтизирует жизнь купечества, усматривая в ней выражение нац. особенностей рус. жизни в целом и связывая свой поиск положительных начал с прочным и упорядоченным купеч. семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль и уважение вековых традиций. Таковы т. н. народные комедии, обращённые к широкой демократич. аудитории, которые обозначили поворот в театральной эстетике и положили начало созданию нац. репертуара: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драма «Не так живи, как хочется» (пост. в 1854, опубл. в 1855), построенные, как правило, на бытовом материале, отличающиеся ясно выраженной моралью, сформулированной уже в самих названиях, и схематичностью конфликта (столкновение любовного чувства с холодным расчётом).
В 1856 О. по приглашению Н. А. Некрасова перешёл в ж. «Современник». Для пьес этого периода характерны социальная острота, драматизм ситуаций, напряжённость конфликта. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1856) О. в образе Тита Титыча Брускова впервые вывел социально-психологич. тип дикого и необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В запрещённой к постановке комедии «Доходное место» (1857, пост. в 1863) подверг критике гос. бюрократич. аппарат, основанный на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Запрещена к постановке была и драма «Воспитанница» (1859, пост. в 1863) о деспотичной помещице, по своему усмотрению решающей судьбу молодых людей. Наиболее значит. пьеса этого периода – «Гроза» (пост. в 1859, опубл. в 1860), соединившая в себе черты социально-бытовой и нравственно-психологич. драмы, в которой семейная ситуация, конфликт страсти и долга подняты на уровень общественно значимой проблемы и впервые приведены к трагич. развязке, а особенности рус. нац. характера и нар. жизни даны в их крайних проявлениях. В трилогии о Бальзаминове [комедии «Праздничный сон – до обеда», 1857, «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», 1861, «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», 1861, запрещена к постановке; пост. в 1863] О., использовав приёмы водевиля и нар. балаганного представления, вывел пародийный образ «маленького человека» – бедного, не приспособленного к жизни чиновника, уповающего на счастливое стечение обстоятельств.
В 1862 О. совершил поездку в Европу, побывал в Баварии, Пруссии, Италии, Франции; в Лондоне встречался с А. И. Герценом. По возвращении из-за границы создал драмы «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Пучина» (1866), комедии «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865). В 1860-е гг. О., видевший в изучении нац. истории залог воспитания «сознательной любви к отечеству», обратился к жанру историч. пьесы: хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (в стихах, 1862, запрещена к постановке; 2-я ред. – 1866, при жизни автора не была опубл.; пост. в 1866), комедии «Воевода (Сон на Волге)» (в стихах, 1865; 2-я ред. – 1885, при жизни О. не была опубл.), «Комик XVII столетия» (в стихах; пост. в 1872; опубл. в 1873) и др. О. включал в текст пьес грамоты, указы и др. историч. документы; вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев; использовал архаизмы.
В 1868–84 – в период сотрудничества О. в ж. «Отечественные записки» – появляются сатирич. комедии из дворянского быта, отмеченные сложной игрой с традиц. приёмами драматургич. техники (сценич. амплуа), с использованием лит. цитат и реминисценций: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), в которых отсутствует положительный герой, а также «Лес» (1871) – одна из лучших пьес позднего О., где злу противостоят являющиеся по сюжету жертвами герои (бедный артист и девушка-бесприданница). Сочетание особенностей сатирической (гротескно-условный стиль) и народной (фольклорные мотивы) комедий присуще пьесе «Горячее сердце» (1869). К жанру нар. комедии О. возвращается в пьесах «Не всё коту масленица» (1871), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (пост. в 1876, опубл. в 1877) и др. Особняком среди них стоит пьеса «Снегурочка» (в стихах, 1873), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирич. драмы.
Поздние пьесы О. отличаются сочетанием лиризма и драматизма, в них вновь появляется положит. герой со сложным внутр. миром и ранимой душой: «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880), «Не от мира сего» (1885) и др. В центре драмы «Бесприданница» (пост. в 1878, опубл. в 1879) – образ любящей женщины, чья искренность и доверчивость противопоставлена бездушному расчёту и циничному эгоизму окружающих. Закулисные нравы артистич. среды рисуют комедии «Таланты и поклонники» (пост. в 1881, опубл. в 1882), комедия «Без вины виноватые» (1884). Ряд пьес написан О. в соавторстве с Н. Я. Соловьёвым [«Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (пост. в 1877, опубл. в 1878), «Дикарка» (пост. в 1879, опубл. в 1880), «Светит, да не греет» (пост. в 1880, опубл. в 1881)] и с П. М. Невежиным [«Блажь» (пост. в 1880, опубл. в 1881), «Старое по-новому» (отд. изд. под именем одного Невежина, 1882)]. Среди др. произведений – оперные либретто, переводы.
О. – основоположник нац. репертуара рус. театра. Его драматургии, укоренённой как в литературной (отечественной и зарубежной), так и в фольклорной традиции и обращённой к самым разнообразным слоям общества, присущи широкий охват действительности в её будничных – бытовых, социальных и этнографич. подробностях; сочетание «крупного комизма» с изображением глубоких страстей и искренних чувств; мастерское использование всего богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей, которое компенсирует часто слабо разработанную интригу. Пьесы О., в особенности 1870–80-х гг., ориентированные не на отд. актёров, а на весь актёрский ансамбль, произвели реформу в рус. театре. В них блистали актёры С. В. Васильев (см. Васильевы), М. Н. Ермолова, А. Е. Мартынов, Л. П. Косицкая, П. М. Садовский, М. П. Садовский, О. О. Садовская (см. Садовские), Г. Н. Федотова и др. По инициативе О. были основаны Моск. артистич. кружок (1865), Собрание рус. драматич. писателей (1870; с 1874 Об-во рус. драматич. писателей для защиты материальных интересов драматургов, а с 1875 – и оперных композиторов), занимавшееся защитой авторских прав драматургов и композиторов.
Имя О. носит Драматич. театр в Костроме.