фото: culture.ru
ТАНЕЕВ Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир – 6(19).6.1915, с. Дюдьково (Дютьково) Звенигородского у. Московской губ., ныне в черте Звенигорода; похоронен в Москве], рос. композитор, пианист, теоретик музыки, педагог, обществ. деятель. Из старинного дворянского рода Танеевых (с 17 в. столбовые дворяне).
Его отец, Иван Ильич (1796–1879), – магистр словесности, врач, любитель музыки. Его брат, Владимир Иванович (1840–1921), – адвокат, философ, обществ. деятель, библиофил, коллекционер. Т. с 1866 вольнослушатель, с 1869 действит. ученик Моск. конс., которую окончил в 1875 как пианист по классу Н. Г. Рубинштейна и как композитор по классу П. И. Чайковского (фугу и муз. форму изучал в классе Н. А. Губерта). Концертную деятельность начал в сезон 1875/76, в 1875 выступил в моск. премьере 1-го фп. концерта Чайковского, в дальнейшем стал первым исполнителем большинства его крупных фп. сочинений. Творч. дружба с Чайковским продолжалась до конца его жизни, после смерти Чайковского (1893) Т. отредактировал и оркестровал ряд его сочинений. Т. выступал как солист и в ансамбле (с Л. С. Ауэром, Г. Венявским, К. Ю. Давыдовым и др.), играл на рос. сценах и за рубежом. В 1875–76 познакомился с петерб. музыкантами – Н. А. Римским-Корсаковым (который в дальнейшем высоко оценил оперу Т. «Орестея»), А. П. Бородиным, в 1876–77 в Париже – с франц. художниками и музыкантами, в т. ч. с К. Сен-Сансом, С. Франком, Г. Форе. В 1878 по инициативе Чайковского и Рубинштейна приглашён преподавать в Моск. конс. (проф. с 1881), вёл классы гармонии, инструментовки, также фп. (1881–88), свободного сочинения (1883–88), контрапункта и фуги (с 1888), муз. формы (с 1897), руководил оркестровым и хоровым классами (1885–89); в 1885–89 директор. Т. построил свою систему муз.-теоретич. образования, разработал программы по гармонии, инструментовке, контрапункту и фуге, форме, свободному сочинению. Науч. и педагогич. деятельность Т. положила начало моск. полифонич. школе. Осенью 1905 демонстративно ушёл из консерватории в знак протеста против произвола дирекции, однако продолжал заниматься с учениками (бесплатно). Пользовался высоким педагогич. авторитетом. Среди многочисл. учеников (консерваторских и частных) – С. В. Рахманинов, А. И. Зилоти, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Н. Александров, К. С. Сараджев, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Чл. Музыкально-этнографической комиссии (с 1901), один из учредителей общедоступной Нар. конс. (1906) и об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908, с 1912 поч. чл.). Участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих (написал неск. сочинений для хора), был постоянным консультантом Моск. симфонич. капеллы В. А. Булычёва (основана в 1909). Участник Кружка любителей рус. музыки А. М. и М. С. Керзиных (существовал до 1912) и «Муз. выставок» М. А. Дейша-Сионицкой, где исполнялись его романсы. Поч. чл. Моск. филармонич. об-ва (с 1905), Петерб. отделения ИРМО (с 1909), Моск. отделения ИРМО (с 1913). Обширный круг знакомых Т. включал Л. Н. Толстого и его семью.
Один из крупнейших композиторов кон. 19 – нач. 20 вв., его творчество в целом представляет умеренную ветвь позднего романтизма, со значит. долей классицистских тенденций; в этом смысле нередко говорят о танеевском неоклассицизме. Наследовал традициям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта [«Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты» (Танеев С. Дневники. М., 1981. Кн. 1. С. 60)]. В его музыке существенна роль чисто европ. жанров и общеевропейских языковых норм, особое значение имеет полифония. Творч. личности Т. свойственно сочетание глубокой проф. образованности и практич. мастерства. В 1884 в Москве под упр. автора впервые исполнено самое известное ныне сочинение Т. – кантата «Иоанн Дамаскин» на текст из одноим. поэмы А. К. Толстого (обозначена автором как op. 1, несмотря на значит. количество ранее написанных сочинений). В 1887–94 Т. работал над оперой «Орестея» (либр. А. А. Венкстерна при участии Т., по Эсхилу; пост. в 1895, Мариинский театр); увертюра к опере была завершена в 1889 и нередко исполнялась отдельно (Глинкинская пр., 1905). В количественном отношении в наследии Т. преобладает инструментальная музыка: симфонии (среди них – 4-я c-moll op. 12, 1898; Глинкинская пр., 1906), струнные квартеты (опусные номера имеют шесть из них, 1890–1905), фп. квартет E-dur op. 20 (1906; впервые исполнен в 1907, с участием автора; Глинкинская пр., 1907), трио для разных составов (в т. ч. фортепианное D-dur op. 22, 1908; Глинкинская пр., 1908), квинтеты, среди которых наиболее знаменит фп. квинтет g-moll op. 30 (1911; в том же году исполнялся с участием автора в городах Германии; Глинкинская пр., 1912), Концертная сюита для скрипки с оркестром (1909; Глинкинская пр., 1910), Прелюдия и фуга gis-moll op. 29 (1910) и др. Автор хоров а капелла, романсов и др. Последнее крупное сочинение – кантата «По прочтении псалма» на текст одноим. стихотворения А. С. Хомякова (1914, впервые исполнена в 1915 в Москве под упр. С. А. Кусевицкого). Среди его последователей – композиторы Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин.
Фундам. труд Т. «Подвижной контрапункт строгого письма» (изд. в 1909) – один из основополагающих в мировой муз. науке 20 в. Исследование «Учение о каноне» осталось незавершённым (подготовил к изд. В. М. Беляев, 1929). Опубл. «Дневники» (кн. 1–3, 1981–85).