https://sun9-31.userapi.com/impg/ZWXbIG6YJzpUQV9qxu_SoDTTU66ziTuUOUStcw/7Zi0EaKL6tE.jpg?size=1050x700&quality=96&sign=bba85a7d6f4794543f14a730c4f31d85&type=album
фото: culture.ru

ТАНЕЕВ Сер­гей Ива­но­вич [13(25).11.1856, Вла­ди­мир – 6(19).6.1915, с. Дюдь­ко­во (Дють­ко­во) Зве­ни­го­род­ско­го у. Мо­с­ков­ской губ., ны­не в чер­те Зве­ни­го­ро­да; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, тео­ре­тик му­зы­ки, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель. Из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да Та­нее­вых (с 17 в. стол­бо­вые дво­ря­не).

Его отец, Иван Иль­ич (1796–1879), – ма­гистр сло­вес­но­сти, врач, лю­би­тель му­зы­ки. Его брат, Вла­ди­мир Ива­но­вич (1840–1921), – ад­во­кат, фи­ло­соф, об­ществ. дея­тель, биб­лио­фил, кол­лек­цио­нер. Т. с 1866 воль­но­слу­ша­тель, с 1869 дей­ст­вит. уче­ник Моск. конс., ко­то­рую окон­чил в 1875 как пиа­нист по клас­су Н. Г. Ру­бин­штей­на и как ком­по­зи­тор по клас­су П. И. Чай­ков­ско­го (фу­гу и муз. фор­му изу­чал в клас­се Н. А. Гу­бер­та). Кон­церт­ную дея­тель­ность на­чал в се­зон 1875/76, в 1875 вы­сту­пил в моск. пре­мье­ре 1-го фп. кон­цер­та Чай­ков­ско­го, в даль­ней­шем стал пер­вым ис­пол­ни­те­лем боль­шин­ст­ва его круп­ных фп. со­чине­ний. Творч. друж­ба с Чай­ков­ским про­дол­жа­лась до кон­ца его жиз­ни, по­сле смер­ти Чай­ков­ско­го (1893) Т. от­ре­дак­ти­ро­вал и ор­ке­ст­ро­вал ряд его со­чи­не­ний. Т. вы­сту­пал как со­лист и в ан­самб­ле (с Л. С. Ау­эром, Г. Ве­няв­ским, К. Ю. Да­вы­до­вым и др.), иг­рал на рос. сце­нах и за ру­бе­жом. В 1875–76 по­знако­мил­ся с пе­терб. му­зы­кан­та­ми – Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым (ко­то­рый в даль­ней­шем вы­со­ко оце­нил опе­ру Т. «Оре­стея»), А. П. Бо­ро­ди­ным, в 1876–77 в Па­ри­же – с франц. ху­дож­ни­ка­ми и му­зы­кан­та­ми, в т. ч. с К. Сен-Сан­сом, С. Фран­ком, Г. Фо­ре. В 1878 по ини­циа­ти­ве Чай­ков­ско­го и Ру­бин­штей­на при­гла­шён пре­по­да­вать в Моск. конс. (проф. с 1881), вёл клас­сы гар­мо­нии, ин­ст­ру­мен­тов­ки, так­же фп. (1881–88), сво­бод­но­го со­чи­не­ния (1883–88), кон­тра­пунк­та и фу­ги (с 1888), муз. фор­мы (с 1897), ру­ко­во­дил ор­ке­ст­ро­вым и хо­ро­вым клас­са­ми (1885–89); в 1885–89 ди­рек­тор. Т. по­стро­ил свою сис­те­му муз.-тео­ре­тич. об­ра­зо­ва­ния, раз­ра­бо­тал про­грам­мы по гар­мо­нии, ин­ст­ру­мен­тов­ке, кон­тра­пунк­ту и фу­ге, фор­ме, сво­бод­но­му со­чи­не­нию. На­уч. и пе­да­го­гич. дея­тель­ность Т. по­ло­жи­ла на­ча­ло моск. по­ли­фо­нич. шко­ле. Осе­нью 1905 де­мон­ст­ра­тив­но ушёл из кон­сер­ва­то­рии в знак про­тес­та про­тив про­из­во­ла ди­рек­ции, од­на­ко про­дол­жал за­ни­мать­ся с уче­ни­ка­ми (бес­плат­но). Поль­зо­вался вы­соким пе­да­го­гич. ав­то­ри­те­том. Сре­ди мно­го­числ. уче­ни­ков (кон­сер­ва­тор­ских и ча­ст­ных) – С. В. Рах­ма­ни­нов, А. И. Зи­ло­ти, А. Н. Скря­бин, Н. К. Мет­нер, А. Д. Кас­тальский­, А. Т. Гре­ча­ни­нов, С. Н. Ва­си­лен­ко, Р. М. Гли­эр, А. Н. Алек­сан­д­ров, К. С. Са­рад­жев, К. Н. Игум­нов, Г. Э. Ко­нюс, Б. Л. Явор­ский. Чл. Му­зы­каль­но-эт­но­гра­фи­че­ской ко­мис­сии (с 1901), один из уч­ре­ди­те­лей об­ще­дос­туп­ной Нар. конс. (1906) и об-ва «Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ская биб­лио­те­ка» (1908, с 1912 поч. чл.). Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Пре­чис­тен­ских кур­сов для ра­бо­чих (на­пи­сал неск. со­чи­не­ний для хо­ра), был по­сто­ян­ным кон­суль­тан­том Моск. сим­фо­нич. ка­пел­лы В. А. Бу­лы­чё­ва (ос­но­ва­на в 1909). Уча­ст­ник Круж­ка лю­би­те­лей рус. му­зы­ки А. М. и М. С. Кер­зи­ных (су­ще­ст­во­вал до 1912) и «Муз. вы­ста­вок» М. А. Дей­ша-Сио­ниц­кой, где ис­пол­ня­лись его ро­ман­сы. Поч. чл. Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва (с 1905), Пе­терб. от­де­ле­ния ИРМО (с 1909), Моск. от­де­ле­ния ИРМО (с 1913). Об­шир­ный круг зна­ко­мых Т. вклю­чал Л. Н. Тол­сто­го и его се­мью.

Один из круп­ней­ших ком­по­зи­то­ров кон. 19 – нач. 20 вв., его твор­че­ст­во в це­лом пред­став­ля­ет уме­рен­ную ветвь позд­не­го ро­ман­тиз­ма, со зна­чит. до­лей клас­си­ци­ст­ских тен­ден­ций; в этом смыс­ле не­ред­ко го­во­рят о та­не­ев­ском не­оклас­си­циз­ме. На­сле­до­вал тра­ди­ци­ям М. И. Глин­ки, П. И. Чай­ков­ско­го, И. С. Ба­ха, Л. ван Бет­хо­ве­на, В. А. Мо­цар­та [«Нет ни­че­го бо­лее со­вер­шен­но­го, чем Мо­царт. Выс­шая точ­ка кра­со­ты» (Та­не­ев С. Днев­ни­ки. М., 1981. Кн. 1. С. 60)]. В его му­зы­ке су­ще­ст­вен­на роль чис­то ев­роп. жан­ров и об­ще­ев­ро­пей­ских язы­ко­вых норм, осо­бое зна­че­ние име­ет по­ли­фо­ния. Творч. лич­но­сти Т. свой­ст­вен­но со­че­тание глу­бо­кой проф. об­ра­зо­ван­но­сти и прак­тич. мас­тер­ст­ва. В 1884 в Мо­ск­ве под упр. ав­то­ра впер­вые ис­пол­не­но са­мое из­вест­ное ны­не со­чи­не­ние Т. – кан­та­та «Ио­анн Да­ма­скин» на текст из од­но­им. по­эмы А. К. Тол­сто­го (обо­зна­че­на ав­то­ром как op. 1, не­смот­ря на зна­чит. ко­ли­че­ст­во ра­нее на­пи­сан­ных со­чи­не­ний). В 1887–94 Т. ра­бо­тал над опе­рой «Оре­стея» (либр. А. А. Вен­к­стер­на при уча­стии Т., по Эс­хи­лу; пост. в 1895, Ма­ри­ин­ский те­атр); увер­тю­ра к опе­ре бы­ла за­вер­ше­на в 1889 и не­ред­ко ис­пол­ня­лась от­дель­но (Глин­кин­ская пр., 1905). В ко­ли­че­ст­вен­ном от­но­ше­нии в на­сле­дии Т. пре­об­ла­да­ет ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка: сим­фо­нии (сре­ди них – 4-я c-moll op. 12, 1898; Глин­кин­ская пр., 1906), струн­ные квар­те­ты (опус­ные но­ме­ра име­ют шесть из них, 1890–1905), фп. квар­тет E-dur op. 20 (1906; впер­вые ис­пол­нен в 1907, с уча­сти­ем ав­то­ра; Глин­кин­ская пр., 1907), трио для раз­ных со­ста­вов (в т. ч. фор­те­пи­ан­ное D-dur op. 22, 1908; Глин­кин­ская пр., 1908), квин­те­ты, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее зна­ме­нит фп. квин­тет g-moll op. 30 (1911; в том же го­ду ис­пол­нял­ся с уча­стием ав­то­ра в го­ро­дах Гер­ма­нии; Глин­кин­ская пр., 1912), Кон­церт­ная сюи­та для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1909; Глин­кин­ская пр., 1910), Пре­лю­дия и фу­га gis-moll op. 29 (1910) и др. Ав­тор хо­ров а ка­пел­ла, ро­ман­сов и др. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние – кан­та­та «По про­чте­нии псал­ма» на текст од­но­им. сти­хотво­ре­ния А. С. Хо­мя­ко­ва (1914, впер­вые ис­пол­не­на в 1915 в Мо­ск­ве под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го). Сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей – ком­по­зи­то­ры Н. Я. Мяс­ков­ский, В. Я. Ше­ба­лин.

Фун­дам. труд Т. «Под­виж­ной кон­тра­пункт стро­го­го пись­ма» (изд. в 1909) – один из ос­но­во­по­ла­гаю­щих в ми­ро­вой муз. нау­ке 20 в. Ис­сле­до­ва­ние «Уче­ние о ка­но­не» ос­та­лось не­за­вер­шён­ным (под­го­то­вил к изд. В. М. Бе­ля­ев, 1929). Опубл. «Днев­ни­ки» (кн. 1–3, 1981–85).