https://i.imgur.com/YQQX4Gl.jpg
фото: moiarussia.ru

РАХМА́НИНОВ Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, усадьба Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Новгородский район Новгородской области – 28.3.1943, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США; похоронен на кладбище Кенсико в г. Валхалла, штат Нью-Йорк], российский композитор, пианист, дирижёр. Дворянин. Его дед, Аркадий Александрович Рахманинов (1808–1881) – известный в сер. 19 в. пианист, автор салонных романсов. Рахманинов провёл детство в имении Онег Новгородской губернии, музыке обучался с 4 лет. С 1882 учился в Санкт-Петербургской консерватории как пианист. В 1885 по совету своего кузена А. И. Зилоти переведён в Московскую консерваторию в класс фортепиано Н. С. Зверева (жил и воспитывался в его доме до 1889). В эти годы Рахманинов познакомился с А. Г. Рубинштейном, чей фортепианный стиль считал эталонным, и П. И. Чайковским, под влиянием которого стал сочинять и который поддерживал Рахманинова вплоть до своей кончины (1893). В 1891 окончил Московскую консерваторию как пианист (класс Зилоти), в 1892 – как композитор (теорию и композицию изучал у А. С. Аренского и С. И. Танеева). Начиная с лета 1890, проведённого в Ивановке Тамбовской губернии в имении родственников – Сатиных (кузина Рахманинова Наталья Александровна Сатина, выпускница фортепианного класса Московской консерватории, в 1902 стала его женой), создал ряд вокальных и фортепианных сочинений, ставших в ряд выдающихся явлений русской музыки (романс «В молчаньи ночи тайной» на стихи А. А. Фета, 1-я сюита для 2 фортепиано, и др.). В 1892 в ученическом концерте исполнил I часть своего 1-го фортепианного концерта (1891) под управлением В. И. Сафонова. В 1892 в Москве на «Электрической выставке» впервые исполнил Прелюдию ор. 3 cis-moll («с колоколами») – впоследствии самую популярную из его фортепианных пьес. Одноактная опера «Алеко» на либретто Вл. И. Немировича-Данченко по «Цыганам» А. С. Пушкина (сочинена и инструментована за 1 месяц в качестве дипломной работы) была опубликована издательством Гутхейль и с успехом поставлена в московском Большом театре (1893). На кончину Чайковского Рахманинов написал трио «Памяти великого художника» (1893; исполнено в 1894 автором, Ю. Э. Конюсом и А. А. Брандуковым). В сер. 1890-х гг. Рахманинов – известный московский пианист и композитор, которого поддерживала критика (Н. Д. Кашкин и др.). В 1893 дебютировал как дирижёр в Киеве («Алеко»), в 1895 впервые выступил в Москве, продирижировав своим «Каприччио на цыганские темы» (соч. 1894). В 1897 состоялось неудачное исполнение 1-й симфонии Рахманинова в Санкт-Петербурге под управлением А. К. Глазунова, которое сопровождалось резкими отзывами критиков (Ц. А. Кюи и др.); это событие оказало подавляющее впечатление на Рахманинова и повлекло за собой почти трёхлетний перерыв в сочинении (в дальнейшем он говорил, что симфония была плохо инструментована и сыграна). В 1897–98, по приглашению С. И. Мамонтова, Рахманинов – 2-й дирижёр Частной русской оперы; ряд спектаклей прошёл с участием Ф. И. Шаляпина (например, первая постановка оперы «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 1898); личная дружба и творческое общение с Шаляпиным продолжались до конца жизни. В 1899 Рахманинов с успехом дебютировал в Европе (в Лондоне) как пианист и симфонический дирижёр с исполнением своих сочинений.

В период между 1900 и 1917 создана бо́льшая часть самых ярких и значительных сочинений композитора. В 1901 в Москве Рахманинов с оркестром под управлением А. И. Зилоти впервые исполнил свой 2-й фортепианный концерт, посвящённый лечившему его в 1898 психотерапевту и гипнотизёру Н. В. Далю (Глинкинская премия, 1904). В 1901 состоялось первое исполнение 2-й сюиты для двух фортепиано (Рахманинов и Зилоти), Сонаты для виолончели и фортепиано (Рахманинов и А. А. Брандуков), в 1902 – кантаты «Весна» на текст стихотворения «Зелёный шум» Н. А. Некрасова (под управлением Зилоти; Глинкинская премия, 1906). В 1904–06 Рахманинов – дирижёр московского Большого театра, где вёл основной русский оперный репертуар; здесь он впервые в отечественном оперном театре, следуя примеру европейских сцен, перенёс дирижёрский пульт на место перед оркестром (прежде место дирижёра находилось за суфлёрской будкой спиной к оркестру). В Большом театре в 1904 под управлением Рахманинова состоялась историческая постановка оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки «в подлинной музыкальной редакции», с Шаляпиным в главной роли, в 1905 – московская премьера оперы «Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова, при полном одобрении автора; в 1906 Р. дирижировал премьерами своих новых одноактных опер «Скупой рыцарь» (на текст одноимённой «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини» (либретто по «Божественной комедии» Данте). В 1907 принял участие как композитор, пианист (2-й фортепианный концерт) и дирижёр (кантата «Весна») в Исторических русских концертах С. П. Дягилева в Париже. В 1908 в Санкт-Петербурге впервые продирижировал своей 2-й симфонией (1907, посвящена С. И. Танееву; Глинкинская премия, 1908). В 1909 написаны симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по одноимённой картине А. Бёклина) и 3-й фортепианный концерт (Рахманинов впервые сыграл его в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша; российская премьера состоялась в 1910 в Москве). Концерты в России, странах Европы (1907–14), США и Канаде (1909–10) принесли Рахманинову славу одного из величайших пианистов современности. Росла и его известность как дирижёра (в 1912 в петербургском Мариинском театре он продирижировал оперой «Пиковая дама» П. И. Чайковского) и композитора. В 1912–14 дирижёр симфонических концертов Московского филармонического общества, в котором на протяжении многих лет исполнялись все его новые сочинения. Наиболее значительные сочинения Рахманинова. 1910-х гг. – «Литургия Св. Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915; оба сочинения впервые исполнены Синодальным хором под руководством Н. М. Данилина) и симфоническая поэма с певцами-солистами и хором «Колокола» (по поэме Э. По, в вольном переводе К. Д. Бальмонта, исполнена в 1914 под управлением автора; все – в Москве). С 1914 давал благотворительные концерты в пользу жертв войны. Концерт в Большом театре 7(20).1.1917 («Утёс», «Остров мёртвых», «Колокола») стал его последним дирижёрским выступлением в России, концерт в Большом театре 25.3(7.4).1917, данный в пользу воюющей русской армии (включал его 2-й фортепианный концерт, дирижёр Э. А. Купер), оказался последним выступлением в Москве. Последнее выступление Рахманинова-пианиста в России состоялось в Ялте 5(18).9.1917 (фортепианный концерт Ф. Листа под управлением А. И. Орлова). Последняя работа Рахманинова-композитора в Москве – 2-я редакция его 1-го концерта (1917). В конце ноября 1917 Рахманинов выехал из Москвы в концертное турне, 24 декабря с семьёй прибыл в Стокгольм.

В кон. 1918 обосновался в США, где жил постоянно гастролируя. В отличие от России, где Рахманинов-пианист исполнял прежде всего свою музыку, для Америки он приготовил новые программы с популярной классической музыкой, часто рассчитанные на успех у публики. С. С. Прокофьев записал в «Дневниках», что Рахманинов пользовался в США «бешеным успехом». Ежегодно давая десятки концертов в Америке и разных европейских странах, он исполнял разнообразный пианистический репертуар, особенно охотно он играл произведения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Уже с 1919 смог давать благотворительные концерты: в пользу голодающих в России (1922), в пользу соотечественников-эмигрантов, в пользу Красной Армии в годы 2-й мировой войны. В сер. 1920-х гг. в Париже организовал частное издательство «Таир» (названо по именам дочерей Татьяны и Ирины; существовало до сер. 1930-х гг.) с благотворительной целью и для пропаганды русской культуры: издал некоторые свои ноты, а также литературные сочинения И. С. Шмелёва, А. М. Ремизова, автобиографию Н. В. Плевицкой, книги «С. И. Танеев: Мысли о творчестве и воспоминания о жизни» Л. Л. Сабанеева (1930), «Муза и мода» Н. К. Метнера (1935) и др. В США Рахманинов-пианист осуществил много звукозаписей, в т. ч. с 1919 – на «воспроизводящих роялях» «Duo-Art» и «Ampico» (в дальнейшем сделана перезапись с роликов на грампластинки). В 1922 дал первые после отъезда в США концерты в Европе (Лондон). Среди его немногочисленных друзей – Ф. Стейнвей, близкие по духу музыканты-традиционалисты Н. К. Метнер, Ф. Крейслер. В 1926 вновь обратился к композиции: завершил свой 4-й фортепианный концерт, посвящённый Метнеру (Рахманинов исполнил его в 1927 под управлением Л. Стоковского); вдохновлённый пением приехавшей на гастроли в США Н. В. Плевицкой, записал с ней песню «Белилицы-румяницы» (на фирме «Victor»), которую затем включил в «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра (1926). С 1932 проводил лето в Швейцарии в собственном доме на берегу Фирвальдштетского озера близ Люцерна  (имение Сенар, название – от «Сергей и Наталья Рахманиновы»). Последние крупные сочинения – Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934; премьера – в том же году в Балтиморе; исполняли Филадельфийский оркестр под управлением Стоковского и автор), 3-я симфония (1936; премьера – в том же году в Филадельфии, оркестр и дирижёр те же), «Симфонические танцы» (1940, посвящены первым исполнителям – Филадельфийскому оркестру и дирижёру Ю. Орманди; премьера – 3.1.1941). В Европе Рахманинов играл до окончательного отъезда в США в августе 1939. В конце 1939 в Нью-Йорке и Филадельфии прошёл цикл концертов из произведений и с участием Рахманинова в качестве пианиста и дирижёра. В том же году он записал 3-ю симфонию с Филадельфийским оркестром. Между 1939 и 1942 сделаны его последние фортепианные грамзаписи. Последние фортепианные концерты прошли в феврале 1943. В 1943, заботясь о наследниках, принял американское гражданство. Последний год жил в собственном доме в г. Беверли-Хилс.

Феноменально одарённый музыкант, Рахманинов прославился как «пианист века». Виртуозное мастерство Рахманинова-пианиста было безгранично, однако оно всегда подчинялось художественному замыслу. Его захватывающая игра отличалась особым характером ритма – энергичного и при этом очень свободного. По отзывам современников, той же гипнотической силой (при внешней сдержанности) отличалось и его дирижёрское искусство.

В большей части сочинений Рахманинов проявился как композитор-романтик. Коренившаяся в его художественной натуре склонность к лирическому самовыражению (согласно его убеждению, музыку надо создавать «чувством», а не «рассудком») подпитывалась постоянной меланхолией и выраженной склонностью к рефлексии. С юных лет его сопровождало и обострённое чувство Родины (ностальгические чувства, которые Рахманинов испытывал по отношению к России и уходящей русской культуре, отразились не только в его творчестве, но и во всём его образе жизни). Наиболее очевидна его связь с творчеством П. И. Чайковского: лирико-трагедийная стихия музыки, обращение к классическим европейским жанрам – опере, симфонии, инструментальному концерту и др., главенство мелодии при тематической наполненности и др. В зрелые годы он очень ценил Н. А. Римского-Корсакова, в особенности его оркестровку. В ранней опере «Алеко» слышны отголоски музыкального веризма. «Скупой рыцарь» продолжает линию русской декламационной оперы, однако здесь, в отличие от «Каменного гостя» А. С. Даргомыжского и «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова, основным выразительным компонентом становится оркестр.

В разнообразном по жанрам творческом наследии Рахманинова центральное место занимают фортепианные сочинения. В них Рахманинов следует традициям пианизма Ф. Листа (его учитель – А. И. Зилоти был непосредственным учеником Листа), соединяя их с эмоционально открытыми лирическими темами русского характера. Фортепианное творчество Рахманинова оказало сильнейшее влияние на развитие мировой фортепианной музыки. В концертном репертуаре 20 – нач. 21 вв. прочное место занимают его 4 концерта для фортепиано с оркестром (из них 2-й и 3-й – непревзойдённые шедевры жанра), Рапсодия на тему Паганини. Пианистическое мастерство Рахманинова отражено в «Этюдах-картинах» ор. 33 (1911) и ор. 39 (1916–17), 2 фортепианных сонатах (d-moll, 1907, и b-moll, 1913), Вариациях на тему Корелли (1931, посвящены Ф. Крейслеру), ряде других пьес и концертных транскрипций. В романсах (ок. 80, многие – на стихи русских поэтов) едва ли не главенствующую роль играет фортепианная партия (например, из ор. 14, 1896–97: «Сирень», «Здесь хорошо», на стихи Ф. И. Тютчева – «Весенние воды»). Симфонии Рахманинова преемственно связаны с концепциями 4, 5, 6-й симфоний Чайковского. Заглавная «роковая» тема 2-й симфонии, проходящая через весь цикл, глубоко символична и отражает растущую тревогу композитора в связи с начавшимися историческими катаклизмами. Как и Чайковский, Рахманинов придал инструментальному концерту черты симфонии, вместе с тем существенно обогатив виртуозно-технический арсенал фортепианной партии. Вершинными достижениями русской симфонической лирики явились медленные части 2-го концерта и 2-й симфонии. Особое единство цикла 3-го фортепианного концерта обеспечивается сквозной темой, имеющей два мелодических варианта при неизменном ритмическом рисунке; для дальнейшей эволюции творчества Рахманинова важное значение приобрёл начальный узкообъёмный вариант, вызывающий в памяти мелодии знаменного распева (эта особенность мелодического строения позднее будет усилена в теме-эпиграфе 3-й симфонии). Ряд его сочинений вдохновлён живописью, поэзией (оркестровая фантазия «Утёс» по стихотворению М. Ю. Лермонтова, 1893; «Остров мёртвых», «Колокола»), некоторые имеют скрытую программность. Рахманинов обладал особой манерой гармонического письма, образцы применения т. н. рахманиновской гармонии (септаккорд на IV ступени в миноре с заменой квинтового тона вводным тоном VII ступени) – во многих его ранних и некоторых зрелых сочинениях. Яркая стилевая черта фортепианых и вокальных сочинений – проработанность фортепианной фактуры, многослойной и мелодизированной, при сохранении её «пианистичности» (т. е. удобства для исполнителя). В музыкально-драматургическом построении крупных форм (вокальных и оркестровых) большое значение имеют широкие размеренные кульминации с долгим нарастанием, мощной вершиной и медленным спадом звучания. Умение выстраивать кульминации, необходимое для «чувства целого», он ставил во главу угла и в своей исполнительской практике.

Несмотря на декларируемый Рахманиновым «антимодернизм», в его творчестве нашли выражение умеренные модернистские тенденции: например, «Остров мёртвых», неоконченная опера «Мона Ванна» (по одноимённой пьесе М. Метерлинка) и некоторые др. сочинения обнаруживают тяготение к символизму. В нескольких сочинениях Рахманинов использует мелодию Dies irae как символ смерти («Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, «Симфонические танцы»), в символическом смысле трактованы и темы его вариаций (тема 24-го каприса в Рапсодии на тему Паганини; фолия в Вариациях на тему Корелли). «Всенощное бдение» стоит особняком в ряду сочинений русских композиторов на церковнославянские богослужебные тексты и представляет собой образец духовной музыки, выходящей за пределы нарядного музыкального оформления православного богослужения. При том что его мелодическую основу составляют канонические распевы Обихода, их композиционная и стилевая обработка уникальны: богатейшее полифоническое многоголосие отчасти опирается на приёмы русской народной полифонии, использованы особые тембровые и фактурные хоровые эффекты (divisi хоровых партий, пение с закрытым ртом, имитация колокольного звона и др.). В целом это сочинение может рассматриваться как художественное, символическое изображение Всенощного бдения.

В 1982 в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области открыт Дом-музей С. В. Рахманинова, здесь ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль его имени; в 1987 преобразован в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова.

До кон. 20 в. Рахманинов-пианист сохранял мировую славу непревзойдённого исполнителя своих сочинений: его игра была зафиксирована на грампластинках и «вос­про­из­во­дя­щих фор­те­пиа­но» (см. в статье Механическое фортепиано) фирм «Duo-Art» и «Ampico» (переиздано на компакт-дисках). Широкую известность имели записи его концертов с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди и Л. Стоковского (записи 1929, 1939, 1940). Ныне, однако, его записи почти не издаются и в качественном звучании малодоступны. Среди других знаменитых записей – 3-й концерт в исполнении В. Горовица (запись 1951), в исполнении В. Клиберна (запись 1958). Из современных российских пианистов все концерты Рахманинова записал, в частности, Н. Л. Луганский. Симфонические сочинения записали К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов и многие другие дирижёры. Большое историческое значение имеют записи «Всенощного бдения» под управлением А. В. Свешникова (с Государственным академическим Русским хором; впервые в СССР, 1965) и В. А. Чернушенко (с Ленинградской академической  капеллой, 1982).