https://sun9-7.userapi.com/impg/KBG4pUvmtdp0aHPu3P7aNP4o255sQvyfjm-xCw/wsawZjuMApA.jpg?size=800x957&quality=96&sign=127b45c5435ab524d301dea3668c8555&type=album
фото: kostromka.ru

СУМАРОКОВ Алек­сандр Пет­ро­вич [14(25).11.1717, Виль­ман­ст­ранд, ны­не Лап­пе­эн­ран­та, Фин­лян­дия – 1(12).10.1777, Мо­ск­ва], рус. по­эт, дра­ма­тург, жур­на­лист; д. стат. сов. (1762). Из дво­рян­ско­го ро­да.

Окон­чил ка­дет­ский кор­пус (1740); слу­жил в гвар­дии (с 1743 адъ­ю­тант А. Г. Ра­зумов­ско­го). В 1756–1761 ди­рек­тор пер­во­го рус. про­фес­сио­наль­но­го дра­ма­тич. те­ат­ра («Рус­ский для пред­ставле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­атр», ны­не Алек­сан­д­рин­ский те­атр). В 1759 из­да­вал пер­вый рус. лит. ж. «Тру­до­лю­би­вая пче­ла», за­пол­няв­ший­ся в осн. со­чи­не­ния­ми са­мо­го С. В 1760-х гг. чис­лил­ся на гражд. служ­бе; с 1769 в от­став­ке, жил в Мо­ск­ве.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков но­вой рус. ли­те­ра­ту­ры, пи­сав­ший поч­ти во всех жан­рах (кро­ме эпич. по­эмы) и став­ший соз­да­те­лем её жан­ро­вой сис­те­мы. Взгля­ды С. сло­жи­лись под пре­об­ла­даю­щим влия­ни­ем франц. клас­си­циз­ма. В под­ра­жа­ние по­эме Н. Буа­ло «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» С. на­пи­сал сти­хотв. трак­тат по клас­си­ци­стич. по­эти­ке «Две эпи­сто­лы» («О рус­ском язы­ке» и «О сти­хо­твор­ст­ве»; 1748; 2-я, сокр. ред. – «На­став­ле­ние хо­тя­щим бы­ти пи­са­те­ля­ми», 1774). Са­мый важ­ный раз­дел твор­че­ст­ва С. – дра­ма­тур­гия, в ко­то­рой он пер­вен­ст­во­вал пе­ред стар­ши­ми по воз­рас­ту В. К. Тре­диа­ков­ским и М. В. Ло­мо­но­со­вым, за­слу­жив ти­тул «от­ца» рус­ско­го те­ат­ра (В. И. Май­ков). С. – ав­тор 9 тра­ге­дий: «Хо­рев» (1747, пост. в 1750), «Гам­лет» (пе­ре­дел­ка тра­ге­дии У. Шек­спи­ра; 1748, пост. в 1750), «Си­нав и Тру­вор», «Ари­сто­на» (обе пост. в 1750, изд. в 1751), «Мсти­слав» (1774) и др. Все они со­сто­ят из пя­ти ак­тов, на­пи­са­ны алек­сан­д­рий­ским сти­хом и по­строе­ны на лю­бов­ной ин­три­ге; ве­ду­щей в них яв­ля­ет­ся по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ка, ка­саю­щая­ся прав и обя­зан­но­стей мо­нар­ха и под­дан­ных; дей­ст­вие поч­ти всех тра­ге­дий проис­хо­дит в сти­ли­зов. Древ­ней Ру­си. Тра­ге­дии С. по­лу­чи­ли ев­роп. при­зна­ние (не­ко­то­рые пе­ре­во­ди­лись на нем. и франц. язы­ки); в 1756 С. стал поч. чле­ном Лейп­циг­ско­го лит. об-ва, в 1769 по­лу­чил пись­мо Воль­те­ра с по­хва­ла­ми в свой ад­рес. Ко­ме­дии С. на­пи­са­ны про­зой (все­го 12). Пер­вая из них – «Тре­со­ти­ни­ус» (пост. в 1750) – ко­рот­кий сце­нич. пам­флет на Тре­диа­ков­ско­го. В боль­шей час­ти др. ко­ме­дий вы­ве­де­ны са­ти­рич. ха­рак­те­ры с на­мё­ка­ми на из­вест­ных лиц. Лишь позд­ние ко­ме­дии пред­став­ля­ют кар­ти­ну нра­вов с не­ко­то­рым рус. нац. ко­ло­ри­том: «Ро­го­но­сец по во­об­ра­же­нию», «Мать – со­вме­ст­ни­ца до­че­ри» и «Вздор­щи­ца» (все созд. в 1772). Кро­ме то­го, С. при­над­ле­жат дра­ма «Пус­тын­ник» (пост. в 1757, изд. в 1769), на­пи­сан­ная раз­но­стоп­ным ям­бом, и две опе­ры на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты.

Как ли­рич. по­эт С. по­лу­чил из­вест­ность ещё в 1740-е гг. бла­го­да­ря лю­бов­ным пес­ням, в ко­то­рых он не­ред­ко ис­поль­зо­вал обо­ро­ты и мо­ти­вы фольк­ло­ра и экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с мет­ри­кой и стро­фи­кой (при жиз­ни С. поч­ти не пе­ча­та­лись). Свои сти­хо­тво­ре­ния в раз­ных жан­рах ре­гу­ляр­но пуб­ли­ко­вал с 1755. К пес­ням те­ма­ти­че­ски близ­ки эле­гии и эк­ло­ги в ду­хе клас­си­циз­ма, по­свя­щён­ные апо­ло­гии лю­бов­но­го чув­ст­ва как со­глас­но­го с при­ро­дой и ра­зу­мом че­ло­ве­ка (и по­то­му во всех слу­ча­ях оп­рав­ды­вае­мо­го). В эле­ги­ях го­во­рит­ся о стра­да­ни­ях люб­ви, а в эк­ло­гах, от­ли­чаю­щих­ся не­ким иг­ри­вым эро­тиз­мом, – о её «уте­хах». Вме­сте с тем С. за­ни­ма­ла мо­раль­ная и ре­лиг. про­бле­ма­ти­ка, к ко­то­рой об­ра­ще­ны его ду­хов­ные оды; он пол­но­стью пе­ре­ло­жил Псал­тирь (прав­да, очень воль­но) и це­лый ряд цер­ков­ных пес­но­пе­ний. Под­ход С. к ре­лиг.-фи­лос. во­про­сам от­ме­чен не­ко­то­рой рас­су­доч­но­стью и по­верх­но­ст­ным влия­ни­ем ма­сон­ской идео­ло­гии (ма­со­ном стал не позд­нее 1756). Пи­сал и тор­жеств. оды, по­ри­цая и вы­смеи­вая «ук­ра­шен­ный» («пыш­ный», «на­ду­тый») стиль Ло­мо­но­со­ва. Как ли­рик до­би­вал­ся «чис­то­ты» сло­га (на прак­ти­ке тя­го­тея к сред­не­му сти­лю), яс­но­сти и про­сто­ты мыс­лей и их вы­ра­же­ния, ес­те­ст­вен­но­сти и ис­крен­но­сти чув­ст­ва. Эти эс­те­тич. прин­ци­пы, вос­хо­дя­щие к клас­си­циз­му, бы­ли вос­при­ня­ты боль­шин­ст­вом ли­те­ра­то­ров сле­дую­ще­го по­ко­ле­ния (в пер­вую оче­редь М. М. Хе­ра­ско­вым и по­эта­ми его кру­га) и пред­вос­хи­ти­ли прин­ци­пы рус. сен­ти­мен­та­лиз­ма.

Вы­даю­щей­ся бы­ла роль С. как са­ти­ри­ка. Наи­боль­шим и весь­ма про­дол­жи­тель­ным ус­пе­хом поль­зо­ва­лись его са­ти­рич. прит­чи (бас­ни), на­пи­сан­ные воль­ным ям­бом и на­ро­чи­то сни­жен­ным про­сто­на­род­ным сло­гом (что ста­нет ха­рак­тер­ным для рус. ба­сен­ной тра­ди­ции). Пер­вые две кни­ги «Притч» вы­шли в 1762, тре­тья – в 1769; кни­ги 4–6 из­да­ны по­смерт­но. Пи­сал так­же сти­хотв. са­ти­ры, эпи­грам­мы и др. Объ­ек­та­ми са­ти­ры ча­ще все­го ста­но­ви­лись об­ществ. по­ро­ки (во­ров­ст­во, на­си­лие, стя­жа­тель­ст­во и др.). Это вы­те­ка­ло из пред­став­ле­ния С. о сво­их со­чи­не­ни­ях как об­ще­ст­вен­но по­лез­ных, пред­на­зна­чен­ных для вос­пи­та­ния гражд. доб­ро­де­те­ли. Глав­ным сво­им ад­ре­са­том счи­тал дво­рян­ст­во, ко­то­рое, по его убе­ж­де­нию, при­зва­но к соз­на­тель­но­му и от­ветств. слу­же­нию го­су­дар­ст­ву и об­ще­ст­ву; к дво­рян­ст­ву он об­ра­щал­ся так­же в пуб­ли­ци­стич. и лит.-кри­тич. стать­ях. Раз­но­сто­рон­няя лит. дея­тель­ность и об­ществ. тем­пе­ра­мент С. спо­соб­ст­во­ва­ли по­вы­ше­нию пре­сти­жа лит. за­ня­тий. А. С. Пуш­кин как од­ну из важ­ных его за­слуг от­ме­чал, что С. «тре­бо­вал ува­же­ния к сти­хо­твор­ст­ву».

Со­чи­не­ния С. пе­ча­та­лись в осн. от­дель­ны­ми бро­шю­ра­ми или в жур­на­лах; в кон­це жиз­ни он стал со­би­рать их во­еди­но. Вско­ре по­сле его смер­ти Н. И. Но­ви­ков из­дал «Пол­ное со­б­ра­ние всех со­чи­не­ний в сти­хах и про­зе» С. (ч. 1–10, 1781–82; 2-е изд., ч. 1–10, 1787) – пер­вый в Рос­сии опыт пол­но­го со­б­ра­ния со­чи­не­ний од­но­го пи­са­те­ля и сви­де­тель­ст­во боль­шой по­пу­ляр­но­сти С., со­хра­няв­шей­ся по край­ней ме­ре до нач. 19 в.