фото: kostromka.ru
СУМАРОКОВ Александр Петрович [14(25).11.1717, Вильманстранд, ныне Лаппеэнранта, Финляндия – 1(12).10.1777, Москва], рус. поэт, драматург, журналист; д. стат. сов. (1762). Из дворянского рода.
Окончил кадетский корпус (1740); служил в гвардии (с 1743 адъютант А. Г. Разумовского). В 1756–1761 директор первого рус. профессионального драматич. театра («Русский для представления трагедий и комедий театр», ныне Александринский театр). В 1759 издавал первый рус. лит. ж. «Трудолюбивая пчела», заполнявшийся в осн. сочинениями самого С. В 1760-х гг. числился на гражд. службе; с 1769 в отставке, жил в Москве.
Один из основоположников новой рус. литературы, писавший почти во всех жанрах (кроме эпич. поэмы) и ставший создателем её жанровой системы. Взгляды С. сложились под преобладающим влиянием франц. классицизма. В подражание поэме Н. Буало «Поэтическое искусство» С. написал стихотв. трактат по классицистич. поэтике «Две эпистолы» («О русском языке» и «О стихотворстве»; 1748; 2-я, сокр. ред. – «Наставление хотящим быти писателями», 1774). Самый важный раздел творчества С. – драматургия, в которой он первенствовал перед старшими по возрасту В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, заслужив титул «отца» русского театра (В. И. Майков). С. – автор 9 трагедий: «Хорев» (1747, пост. в 1750), «Гамлет» (переделка трагедии У. Шекспира; 1748, пост. в 1750), «Синав и Трувор», «Аристона» (обе пост. в 1750, изд. в 1751), «Мстислав» (1774) и др. Все они состоят из пяти актов, написаны александрийским стихом и построены на любовной интриге; ведущей в них является политич. проблематика, касающаяся прав и обязанностей монарха и подданных; действие почти всех трагедий происходит в стилизов. Древней Руси. Трагедии С. получили европ. признание (некоторые переводились на нем. и франц. языки); в 1756 С. стал поч. членом Лейпцигского лит. об-ва, в 1769 получил письмо Вольтера с похвалами в свой адрес. Комедии С. написаны прозой (всего 12). Первая из них – «Тресотиниус» (пост. в 1750) – короткий сценич. памфлет на Тредиаковского. В большей части др. комедий выведены сатирич. характеры с намёками на известных лиц. Лишь поздние комедии представляют картину нравов с некоторым рус. нац. колоритом: «Рогоносец по воображению», «Мать – совместница дочери» и «Вздорщица» (все созд. в 1772). Кроме того, С. принадлежат драма «Пустынник» (пост. в 1757, изд. в 1769), написанная разностопным ямбом, и две оперы на мифологич. сюжеты.
Как лирич. поэт С. получил известность ещё в 1740-е гг. благодаря любовным песням, в которых он нередко использовал обороты и мотивы фольклора и экспериментировал с метрикой и строфикой (при жизни С. почти не печатались). Свои стихотворения в разных жанрах регулярно публиковал с 1755. К песням тематически близки элегии и эклоги в духе классицизма, посвящённые апологии любовного чувства как согласного с природой и разумом человека (и потому во всех случаях оправдываемого). В элегиях говорится о страданиях любви, а в эклогах, отличающихся неким игривым эротизмом, – о её «утехах». Вместе с тем С. занимала моральная и религ. проблематика, к которой обращены его духовные оды; он полностью переложил Псалтирь (правда, очень вольно) и целый ряд церковных песнопений. Подход С. к религ.-филос. вопросам отмечен некоторой рассудочностью и поверхностным влиянием масонской идеологии (масоном стал не позднее 1756). Писал и торжеств. оды, порицая и высмеивая «украшенный» («пышный», «надутый») стиль Ломоносова. Как лирик добивался «чистоты» слога (на практике тяготея к среднему стилю), ясности и простоты мыслей и их выражения, естественности и искренности чувства. Эти эстетич. принципы, восходящие к классицизму, были восприняты большинством литераторов следующего поколения (в первую очередь М. М. Херасковым и поэтами его круга) и предвосхитили принципы рус. сентиментализма.
Выдающейся была роль С. как сатирика. Наибольшим и весьма продолжительным успехом пользовались его сатирич. притчи (басни), написанные вольным ямбом и нарочито сниженным простонародным слогом (что станет характерным для рус. басенной традиции). Первые две книги «Притч» вышли в 1762, третья – в 1769; книги 4–6 изданы посмертно. Писал также стихотв. сатиры, эпиграммы и др. Объектами сатиры чаще всего становились обществ. пороки (воровство, насилие, стяжательство и др.). Это вытекало из представления С. о своих сочинениях как общественно полезных, предназначенных для воспитания гражд. добродетели. Главным своим адресатом считал дворянство, которое, по его убеждению, призвано к сознательному и ответств. служению государству и обществу; к дворянству он обращался также в публицистич. и лит.-критич. статьях. Разносторонняя лит. деятельность и обществ. темперамент С. способствовали повышению престижа лит. занятий. А. С. Пушкин как одну из важных его заслуг отмечал, что С. «требовал уважения к стихотворству».
Сочинения С. печатались в осн. отдельными брошюрами или в журналах; в конце жизни он стал собирать их воедино. Вскоре после его смерти Н. И. Новиков издал «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе» С. (ч. 1–10, 1781–82; 2-е изд., ч. 1–10, 1787) – первый в России опыт полного собрания сочинений одного писателя и свидетельство большой популярности С., сохранявшейся по крайней мере до нач. 19 в.