https://sun9-77.userapi.com/impg/CE5Z5Q-6trCEse47kU6EPcO2uMbPJMDztoYl6g/Y8NuYTMuuc4.jpg?size=768x1030&quality=96&sign=61b02f05d61d08b5ef58dd42639b9803&type=album
фото: magisteria.ru

Михаил Семёнович Щепкин. Родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красное Курской области. Умер 11 (23) августа 1863 года в Ялте Таврической губернии. Русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.

Первый артист русского театра, основоположник реализма в сценическом искусстве Михаил Щепкин не имел актерского образования. Начало его автобиографии написал сам Пушкин, а с Гоголем и Грибоедовым он репетировал первые постановки их пьес. Именно Щепкин навсегда изменил суть отечественной актерской школы.

В шесть лет выучил всю премудрость
Будущий актер родился в Курской губернии, в селе Красном. Михаил был третьим ребенком в семье: двое первых детей Щепкиных умерли в младенчестве.

Его семья — крестьяне — принадлежала помещику, графу Гавриле Волькенштейну. Отец Михаила, Семен Григорьевич, управлял всеми его поместьями и был на хорошем счету. В детстве Михаил Щепкин часто бывал с родителями в барском доме, где читал наизусть стихи и исполнял детские песни.

Щепкин-старший не раз пытался получить вольную для себя и своей семьи, но ярый сторонник крепостного права Волькенштейн всегда отклонял эту просьбу. В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский уезд. Там пятилетний Михаил начал учиться грамоте у старого ключника хлебного магазина. Меньше чем за год он усвоил все уроки и быстро заскучал. Поэтому его отправили сначала в Кондратово на учебу к священнику, а потом, вместе с младшей сестрой Александрой, изучать грамоту в Белгород.

Учился я весьма легко и быстро, ибо едва мне сравнялось шесть лет, как я уже всю премудрость выучил, т. е. азбуку, часослов и псалтырь; этим обыкновенно тогда и оканчивалось все учение, из которого мы, разумеется, не понимали ни слова, а приобретали только способность бегло читать церковные книги.
Из «Записок актера Щепкина»

Знакомство с театром
Путь в Белгород лежал через поместье Волькенштейна. Остановившимся там на ночлег Щепкиным разрешили побывать на любительском спектакле по опере «Новое семейство» Сергея Вязмитинова, который в тот день давали в доме графа. Это была первая постановка, которую увидел Михаил Щепкин, и, как он написал позже, «я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».

В Белгороде он снова изучал библейскую грамоту, пока его с сестрой не перевели в Суджанское народное училище. Здесь 11-летний Щепкин впервые вышел на сцену. Он участвовал в спектакле «Вздорщицы» по комедии Александра Сумарокова. Щепкину дали роль слуги Розмарина, а Александре — роль вздорщицы Розалии. После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Об успехе узнал Семен Щепкин и попросил графа Волькенштейна взять детей в Курск, чтобы дать им достойное образование.

Учебу в Курском губернском училище Михаил Щепкин совмещал с игрой в графском домашнем театре. Также он старался не пропускать ни одного спектакля в местном театре, которым управляли братья Барсовы. Сначала Щепкин носил музыкантам инструменты в театр, а вскоре стал суфлером и переписывал тексты для актеров. Однажды он даже заменил артиста в роли Андрея-почтаря в пьесе «Зоа» французского драматурга Луи-Себастьяна Мерсье.

Разумеется, в достопамятный день представления «Зои» никто из окружающих Щепкина не подозревал в нем будущего славного актера, и всякий только посмеивался, глядя на его озабоченное лицо и важность, придаваемую им такому, по-видимому, пустому делу; но Щепкин чувствовал бессознательно, что роль почтаря Андрея решает его судьбу и определяет славную будущность.
Из воспоминаний Сергея Аксакова, 1855 год

После окончания училища 17-летний юноша стал личным секретарем графа. Это помогло ему сблизиться с высшим обществом и узнать нравы. Кроме того, Щепкин продолжал совершенствоваться в любимом деле: он теперь был постоянным актером труппы Барсовых — конечно, с разрешения Волькенштейна.

«На Щепкина»
В 1810 году в доме князя Голицына в 20 километрах от Суджи молодой Щепкин познакомился с князем Прокопием Мещерским. В тот день князь играл Салидара в любительском спектакле по комедии Александра Сумарокова «Приданое с обманом». Щепкина поразил актерский стиль князя, который разрушил его прежние представления о сцене.

В это-то время князь Мещерский, без желания, указал мне другой путь. Все, что я приобрел впоследствии, все, что из меня вышло, всем этим я обязан ему; потому что он первый посеял во мне верное понятие об искусстве и показал мне, что искусство настолько высоко, насколько близко к природе.
Из «Записок актера Щепкина»

В этом же году изменилась и личная жизнь Щепкина. Он познакомился с сиротой Еленой, которая жила в семье офицера Чаликова. Через два года они поженились. Их старшие дети, дочери Фаина и Александра, стали актрисами, младшие, сыновья Дмитрий и Николай, известным филологом и издателем соответственно.

К этому времени курская труппа распалась, и в 1816 году Щепкин отправился в Харьков. Там он вошел в актерский коллектив под управлением известных антрепренеров Ивана Штейна и Осипа Калиновского. Михайло Щепкин, как называли его на Украине, участвовал во всех постановках театра: драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, феериях и даже балетах. Он играл и Еремеевну в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина, и Бабу-ягу в комической опере «Баба-яга» немецкого композитора Маттиаса Стабингера. Местная публика сразу же оценила мастерство молодого актера и стала ходить только «на Щепкина».

В труппе Штейна, явился у нас в первый раз прибывший из Курска М.С. Щепкин… его никто не наставлял и не учил: таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится и часто бывает неизвестен своему хозяину до времени. Мы все, не видевшие далее провинциальных театров, в Щепкине начали понимать, что есть и каков должен быть актер… так нам ли было учить его?
Из воспоминаний харьковского писателя Григория Квитки-Основьяненко

В 1818 году по приглашению генерал-губернатора Малороссии, князя Николая Репнина-Волконского труппа приехала в Полтаву. Почти сразу Михаил Щепкин перешел на службу в Полтавский театр, которым руководил украинский писатель Иван Котляревский. Специально для Щепкина он написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в известных пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник».

Князь Репнин хотел сделать город культурным центром Украины, своего рода «украинскими Афинами». Театр был главным средством в этой цели, поэтому он хотел, чтобы в нем остался играть такой талант, как Щепкин. Он придумал выкупить крепостного актера у графини Волькенштейн — всего для выкупа нужно было 10 000 рублей (для сравнения, учитель зарабатывал в год около 1 000 рублей). Чтобы собрать деньги, князь организовал спектакль, а после сам пожертвовал недостающую сумму. Через четыре года семья Щепкиных получила вольную.

Московский дебют
В 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, который уже возглавлял Тульский театр. Однажды на ярмарке в городе Ровны его выступление увидел чиновник Конторы московских театров Василий Головин, которого прислали из Москвы «приобретать новые таланты для театра». Вскоре Щепкин получил приглашение в Москву.

На московской сцене Щепкин дебютировал в сентябре 1822 года. В театре на Моховой он исполнил роль помещика Богатонова в комедии драматурга Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в пьесе французского писателя Ж.-Б. Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война». С 1824 года Щепкин начал выступать в Малом театре.

В Москве актер познакомился со всей художественной интеллигенцией, которая образовалась вокруг столичных театров: Федором Кокошкиным, Александром Шаховским, Александром Писаревым, Сергеем Аксаковым. В репертуаре Михаила Щепкина появились роли из комедий Мольера — Арнольф в «Школе жен», Сганарель в «Школе мужей» и Гарпагон в «Скупом». Последнюю пьесу Сергей Аксаков перевел с французского специально для Щепкина.

«…Лучший комический актер здесь — Щепкин: это не человек, а дьявол: вот лучшая и справедливейшая похвала его».
Из письма студента Виссариона Белинского родителям

На петербургской сцене
За два года Щепкин стал ведущим артистом Малого театра. Слава его вышла за пределы Москвы, и в 1825 году он впервые приехал в Петербург, чтобы выступить на сцене Александринского театра. На его игру сразу обратили внимание и сравнивали с местным знаменитым комиком Елисеем Бобровым. «Он был умнее Боброва, серьезнее относился к своему искусству и, тщательно обдумывая свои роли, все их детали до мелочной подробности передавал с безукоризненной тонкостью и искусством», — вспоминал автор водевилей Петр Каратыгин.

Щепкин мечтал вырваться из амплуа комического актера. Это были 1830-е годы, и в свет стали выходить произведения Александра Грибоедова и Николая Гоголя. По мнению исследователей, роль Городничего в «Ревизоре» стала главным событием творческой биографии Щепкина. Он играл Городничего «русским темным человеком, темным на все, кроме умения обойти кого захочет». Гоголь был любимым писателем актера, позднее он сыграл Подколесина и Кочкарева в его «Женитьбе», Утешительного в «Игроках» и Бурдюкова в «Тяжбе».

Теперь вы стали в несколько раз выше того Щепкина, которого я видел прежде. У вас теперь есть то высокое спокойствие, которого прежде не было. Вы теперь можете царствовать в вашей роли, тогда как прежде вы все еще как-то метались. Если вы этого не слышите и не замечаете сами, то поверьте же сколько-нибудь мне, согласясь, что я могу знать сколько-нибудь в этом толк.
Из письма Николая Гоголя Михаилу Щепкину, 1842 год

Однако Щепкину было этого недостаточно. Его тяготил однообразный репертуар, он хотел новых значительных ролей. Специально для актера Белинский написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Иван Тургенев — комедию «Нахлебник», а Александр Герцен вместе с Тимофеем Грановским и Евгением Коршем перевели пьесу английского драматурга Филипа Мессинджера «Новый способ платить старые долги».

К каждой роли актер тщательно готовился, наизусть выучивал текст, расставлял акценты, строил мизансцены, а в день выступления, задолго до начала спектакля, настраивался на исполнение. Это и был тот настоящий метод работы актера над ролью, который через 100 лет Константин Станиславский назвал «вживанием в образ».

Последние гастроли
Несмотря на преклонный возраст, постепенную потерю памяти и слуха, Щепкин продолжал играть на сцене. Летом 1863 года врачи настояли, чтобы он переехал на юг. По пути в Крым он выступал в Царицыне, Таганроге и Керчи.

В Ялте актер остановился в доме у друзей. За ним прислал князь Семен Воронцов, чтобы пригласить знаменитость в Алупкинский дворец. Когда Щепкин читал отрывок из «Мертвых душ», ему стало плохо. Актера немедленно отвезли в гостиницу. 23 августа 1863 года Щепкина не стало.

…Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре.
Из воспоминаний Александра Герцена

Михаила Щепкина похоронили в Москве, на Пятницком кладбище, рядом с могилой друга Тимофея Грановского.