https://sun9-26.userapi.com/impg/D8_Uf_ggQdFovhWICKHjUiNLmFu6BCD261atkg/ooFP3psVQnU.jpg?size=1000x750&quality=96&sign=28b5994926b0694234d0f7b0be41a99d&type=album
фото: ay.by

ВЕБЕР (Weber) Карл Ма­рия фон (18 или 19.11.1786, Эй­тин, зем­ля Шлез­виг-Голь­штейн – 5.6.1826, Лон­дон), нем. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пиа­нист, муз. кри­тик.

В дет­ские и юно­ше­ские го­ды стран­ст­во­вал с те­ат­раль­ной труп­пой от­ца – ка­пель­мей­сте­ра и ан­тре­пре­нё­ра. Сис­те­ма­ти­че­ско­го муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, за­ни­мал­ся у мн. пе­да­го­гов, в т. ч. у М. Гайд­на, Г. Й. Фог­ле­ра. Ра­но на­чал со­чи­нять: в 14 лет на­пи­сал опе­ру «Не­мая лес­ная де­вуш­ка», ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в ря­де ев­роп. те­ат­ров. Ра­бо­тал как пиа­нист и ди­ри­жёр в Бре­слав­ле (1804–06), Кар­лс­руэ (1806–07), Штут­гар­те (1807–10), за­тем в Ман­гей­ме, Дарм­штад­те, Франк­фур­те, Мюн­хе­не, Бер­ли­не. В 1813–16 воз­глав­лял опер­ный те­атр в Пра­ге, про­па­ган­ди­ро­вал нем. опе­ру. Го­ды творч. ста­нов­ле­ния В. сов­па­ли с пе­рио­дом подъ­ё­ма нац. са­мо­соз­на­ния в Гер­ма­нии. Ге­рои­ко-пат­рио­тич. идеи вы­ра­же­ны в сб. хо­ров «Ли­ра и меч» (на сло­ва Т. Кёр­не­ра, 1814), кан­та­те «Борь­ба и по­бе­да» (на сло­ва И. Г. Вольб­рю­ка, 1815).

С 1817 В. был ру­ко­во­ди­те­лем и ди­ри­жё­ром опер­но­го те­ат­ра в Дрез­де­не. Ве­дя борь­бу про­тив гос­под­ства итал. опе­ры, он ор­га­ни­зо­вал нем. труп­пу и осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опер В. А. Мо­цар­та, «Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на, а так­же ря­да франц. опер. В дрез­ден­ский пе­ри­од В. соз­дал свои луч­шие про­из­ве­де­ния: му­зы­ку к пье­се «Пре­цио­за» П. А. Воль­фа (1820), опе­ру «Воль­ный стре­лок» (ра­бо­тал над ней в 1817–21), Кон­церт­штюк для фп. с ор­ке­ст­ром (1821), опе­ры «Эв­ри­ан­та» (1822–23) и «Обе­рон» (1826).

В. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков муз. ро­ман­тиз­ма, соз­да­тель нем. ро­ман­тич. муз. те­ат­ра. «Воль­ный стре­лок» (либр. Ф. Кин­да по од­но­им. но­вел­ле И. А. Апе­ля; пост. 1821, Бер­лин) – про­из­ве­де­ние наи­бо­лее но­ва­тор­ское и цель­ное по дра­ма­тур­гич. за­мыс­лу. Сю­жет ос­но­ван на ти­пич­но ро­ман­тич. мо­ти­вах: ис­ку­п­ле­ние зло­дея­ния жерт­вен­ной лю­бо­вью, вме­ша­тель­ст­во в ин­три­гу ин­фер­наль­ных сил и др. Из­брав тра­диц. нем. жанр зин­г­шпи­ля, В. стре­мил­ся пре­одо­леть ха­рак­тер­ную для не­го ра­зо­рван­ность дра­ма­тур­гии чис­то муз. сред­ст­ва­ми: дра­ма­тур­гия тем­бров, ис­поль­зо­ва­ние лейт­мо­ти­вов, тя­го­те­ние все­го муз. ма­те­риа­ла к двум кон­тра­ст­ным ин­то­нац. сфе­рам – ус­лов­но бы­то­вой (эле­мен­ты нем. и чеш. фольк­ло­ра, бы­то­вые жан­ры) и фан­та­сти­че­ской (ис­поль­зо­ва­ние рез­ко­дис­со­ни­рую­щих зву­ко­со­че­та­ний, не­обыч­ных для то­го вре­ме­ни мо­ду­ля­ций). В «Эв­ри­ан­те» (либр. Х. Ше­зи по франц. ле­ген­де 13 в.; пост. 1823, Ве­на) В. стре­мил­ся к во­пло­ще­нию нац.-ге­ро­ич. идеи сред­ст­ва­ми т. н. боль­шой опе­ры. Эф­фек­ту сквоз­но­го раз­ви­тия спо­соб­ст­ву­ют сим­фо­ни­за­ция муз. ма­те­риа­ла, осо­бая пла­стич­ность ре­чи­та­ти­ва, пре­об­ла­да­ние раз­вёр­ну­тых форм – ан­самб­лей, дуэтов, хо­ров. Здесь бо­лее по­сле­до­ва­тель­но про­ве­дён лейт­мо­тив­ный прин­цип, пред­вос­хи­щаю­щий дос­ти­же­ния Р. Ваг­не­ра. По­след­няя опе­ра В. – «Обе­рон» (либр. Дж. Р. План­ше по по­эме К. М. Ви­лан­да, пост. 1826, Лон­дон) – воз­вра­ще­ние к жан­ру зин­г­шпи­ля. Здесь ком­по­зи­тор от­крыл но­вую сфе­ру ска­зоч­но-фан­та­стич. об­раз­но­сти, од­но­вре­мен­но от­да­вая дань ро­ман­тич. люб­ви к эк­зо­ти­ке (в ря­де ори­ен­таль­но ок­ра­шен­ных ко­ме­дий­ных сцен ис­поль­зо­ва­ны под­лин­ные тур. и араб. ме­ло­дии). Сре­ди др. опер В. наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся ко­ми­че­ские «Абу Га­сан» (пост. 1811, Мюн­хен) и «Три Пин­то» (созд. 1820–21, за­вер­ше­на Г. Ма­ле­ром, пост. 1888, Лейп­циг).

На­сле­дие В. вклю­ча­ет так­же му­зы­ку для дра­ма­тич. те­ат­ра, мес­сы, кан­та­ты, хо­ры и пес­ни, боль­шое ко­ли­че­ст­во ин­ст­ру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний. Бу­ду­чи бле­стя­щим пиа­ни­стом-вир­туо­зом, В. в сво­их фп. со­на­тах, по­ло­не­зах, ва­риа­циях ут­вер­дил эф­фект­ный кон­церт­ный стиль. Его наи­бо­лее вы­даю­щие­ся про­из­ве­де­ния от­ли­ча­ют­ся и ори­ги­наль­но­стью фор­мы; напр., «При­гла­ше­ние к тан­цу» (1819) – про­грамм­ная фп. пье­са, рас­кры­ваю­щая раз­но­об­раз­ные вы­ра­зит. воз­мож­но­сти жан­ра валь­са. Кра­соч­ный, рас­счи­тан­ный на не­по­сред­ст­вен­ное эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие стиль от­ли­ча­ет и про­из­ве­де­ния для клар­не­та, фа­го­та, вал­тор­ны, ги­та­ры и др. ин­ст­ру­мен­тов.

По­доб­но мн. ком­по­зи­то­рам-ро­ман­ти­кам, В. об­ла­дал не­за­уряд­ным лит. та­лан­том. Его мет­кие кри­тич. ста­тьи и ре­цен­зии на со­бы­тия муз. жиз­ни Гер­ма­нии, а так­же фраг­мен­ты не­окон­чен­но­го ро­ма­на «Жизнь му­зы­кан­та» пред­став­ля­ют зна­чит. ис­то­рич. и ху­дож. ин­те­рес.