фото: ay.by
ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн – 5.6.1826, Лондон), нем. композитор, дирижёр, пианист, муз. критик.
В детские и юношеские годы странствовал с театральной труппой отца – капельмейстера и антрепренёра. Систематического муз. образования не получил, занимался у мн. педагогов, в т. ч. у М. Гайдна, Г. Й. Фоглера. Рано начал сочинять: в 14 лет написал оперу «Немая лесная девушка», которая была поставлена в ряде европ. театров. Работал как пианист и дирижёр в Бреславле (1804–06), Карлсруэ (1806–07), Штутгарте (1807–10), затем в Мангейме, Дармштадте, Франкфурте, Мюнхене, Берлине. В 1813–16 возглавлял оперный театр в Праге, пропагандировал нем. оперу. Годы творч. становления В. совпали с периодом подъёма нац. самосознания в Германии. Героико-патриотич. идеи выражены в сб. хоров «Лира и меч» (на слова Т. Кёрнера, 1814), кантате «Борьба и победа» (на слова И. Г. Вольбрюка, 1815).
С 1817 В. был руководителем и дирижёром оперного театра в Дрездене. Ведя борьбу против господства итал. оперы, он организовал нем. труппу и осуществил постановку опер В. А. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена, а также ряда франц. опер. В дрезденский период В. создал свои лучшие произведения: музыку к пьесе «Прециоза» П. А. Вольфа (1820), оперу «Вольный стрелок» (работал над ней в 1817–21), Концертштюк для фп. с оркестром (1821), оперы «Эврианта» (1822–23) и «Оберон» (1826).
В. – один из основоположников муз. романтизма, создатель нем. романтич. муз. театра. «Вольный стрелок» (либр. Ф. Кинда по одноим. новелле И. А. Апеля; пост. 1821, Берлин) – произведение наиболее новаторское и цельное по драматургич. замыслу. Сюжет основан на типично романтич. мотивах: искупление злодеяния жертвенной любовью, вмешательство в интригу инфернальных сил и др. Избрав традиц. нем. жанр зингшпиля, В. стремился преодолеть характерную для него разорванность драматургии чисто муз. средствами: драматургия тембров, использование лейтмотивов, тяготение всего муз. материала к двум контрастным интонац. сферам – условно бытовой (элементы нем. и чеш. фольклора, бытовые жанры) и фантастической (использование резкодиссонирующих звукосочетаний, необычных для того времени модуляций). В «Эврианте» (либр. Х. Шези по франц. легенде 13 в.; пост. 1823, Вена) В. стремился к воплощению нац.-героич. идеи средствами т. н. большой оперы. Эффекту сквозного развития способствуют симфонизация муз. материала, особая пластичность речитатива, преобладание развёрнутых форм – ансамблей, дуэтов, хоров. Здесь более последовательно проведён лейтмотивный принцип, предвосхищающий достижения Р. Вагнера. Последняя опера В. – «Оберон» (либр. Дж. Р. Планше по поэме К. М. Виланда, пост. 1826, Лондон) – возвращение к жанру зингшпиля. Здесь композитор открыл новую сферу сказочно-фантастич. образности, одновременно отдавая дань романтич. любви к экзотике (в ряде ориентально окрашенных комедийных сцен использованы подлинные тур. и араб. мелодии). Среди др. опер В. наибольшей известностью пользуются комические «Абу Гасан» (пост. 1811, Мюнхен) и «Три Пинто» (созд. 1820–21, завершена Г. Малером, пост. 1888, Лейпциг).
Наследие В. включает также музыку для драматич. театра, мессы, кантаты, хоры и песни, большое количество инструментальных произведений. Будучи блестящим пианистом-виртуозом, В. в своих фп. сонатах, полонезах, вариациях утвердил эффектный концертный стиль. Его наиболее выдающиеся произведения отличаются и оригинальностью формы; напр., «Приглашение к танцу» (1819) – программная фп. пьеса, раскрывающая разнообразные выразит. возможности жанра вальса. Красочный, рассчитанный на непосредственное эмоциональное воздействие стиль отличает и произведения для кларнета, фагота, валторны, гитары и др. инструментов.
Подобно мн. композиторам-романтикам, В. обладал незаурядным лит. талантом. Его меткие критич. статьи и рецензии на события муз. жизни Германии, а также фрагменты неоконченного романа «Жизнь музыканта» представляют значит. историч. и худож. интерес.