Джакомо Мейербер (Acob Liebmann Beer). Немецкий и французский композитор. С рождением его оперы «Роберт-дьявол» возник жанр «Большой французской оперы». Стиль мейерберовской Большой оперы был достигнут путём слияния немецкой оркестровой традиции, искусства bel canto и французской декламации, которые были использованы в контексте нашумевшего мелодраматического либретто Эжена Скриба и дополнены существующими на тот момент театральными традициями Парижской оперы. Таким образом установился стандарт, благодаря которому Париж сохранил статус оперной столицы XIX в.
Якоб Либман Бер родился 5 сентября 1791 года в городе Берлин, Германия. Позднее семья будущего музыканта переехала в столицу Пруссии. . Его отец, Юда Херц Бер был чрезвычайно богатым финансистом, промышленником и субподрядчиком прусской армии. Мать, Амалия Вульф также происходила из финансовой элиты. В салоне Амалии собирались лучшие умы Пруссии, в том числе и будущий король Фридрих Вильгельм IV.
Мальчик с детства проявил огромный талант к музыке, выступал с игрой на пианино как юный вундеркинд, поражал окружающих тем, что начал рано сочинять оперы. Первым учителем музыки Якоба Бера в 1797 году стал Франц Серафин Лауска, ученик Иоганна Георга Альбрехтсбергера, наставник при берлинском дворе. С 1803 года Бер также стал одним из учеников пианиста Муцио Клементи. Публичный дебют мальчика состоялся в Берлине ещё в 1801 году; юным пианистом были исполнены d-moll’ный концерт для клавира В. А. Моцарта и вариации Ф. С. Лауска.
Теории музыки и композиции Бер обучался у Антонио Сальери, а также немецкого мастера Карла Фридриха Цельтера и капельмейстера Бернгарда Ансельма Вебера. В 1804 году в Берлине скрипач и композитор Луи Шпор организовал для Бера концерт, продолжив своё знакомство с юношей уже в Вене и Риме.
Первая сценическая работа Бера, балет «Рыбак и Доярка», была поставлена в марте 1810 году в берлинской Придворной опере. Его формальное обучение в Дармштадте между 1810 и 1812 годах с аббатом Г. Й. Фоглером имело, однако, решающее значение, и примерно в это же время юный композитор начинает именовать себя «Мейербер».
К 1814 гoду, несмотря на то, что первые постановки мейерберовской оратории «Бог и Природа», а также ранних опер «Клятва Иевфая» и «Хозяин и гость» состоялись в Германии, композитор был нацелен сделать оперную карьеру в Париже, который рассматривал как основное и самое важное место для обучения искусству сочинять музыкальные драмы.
В том же году в Вене катастрофическим провалом обернулась постановка его оперы «Алимелек, или Два калифа». Понимая, что для его музыкального развития необходимо полностью освоить итальянскую оперу, по совету Антонио Сальери и при финансовой поддержке своей семьи Мейербер поехал учиться в Италию, куда прибыл в начале 1816 года. Предварительно юный музыкант посетил Париж и Лондон, где ему довелось услышать игру Иоганна Крамера и Фридриха Калькбреннера.
В том же 1816 году Мейербер предпринял поездку на Сицилию, где записал ряд народных песен - фактически это стало одной из самых ранних коллекций народной музыки этого региона.
Имя Джакомо Мейербера впервые стало известно на международном уровне в 1824 году после венецианской премьеры его оперы «Крестоносец в Египте» и последующих её постановок в Лондоне и Париже. Эта опера стала последней из когда-либо написанных специально для кастрата и с речитативами в сопровождении клавесина (recitativo secco). Этот парижский «прорыв», к которому он тщательно готовился, устанавливая контакты, был целью Мейербера на протяжение последних десяти лет. И Мейербер полностью воспользовался плодами своих трудов.
В 1826 году, вскоре после неожиданной смерти своего отца, в соответствии с еврейской традицией Мейербер, как старший сын и наследник, должен был скорее жениться и создать семью. Брак с кузиной Минной Мозон, который изначально был «династическим», оказался стабильным и прочным; пара имела пять детей: Эжен, Альфред, Бланка, Чечилия и Корнелия, из которых только дочери дожили до зрелого возраста.
Планы супружеской пары по переезду в Париж не были реализованы из-за хрупкого здоровья Минны, и по той же причине она редко сопровождала Мейербера в его частых деловых поездках. Тем не менее, они часто отдыхали вместе на таких популярных курортах того времени, как Бад-Эмс и Баден-Баден, или в Италии. И хотя Мейербер проявлял жёсткость в решении деловых вопросов, в кризисные моменты своей жизни он не мог обходиться без поддержки семьи.
В течение шести лет после переезда в Париж Мейербер не писал опер. Его целью был успех у парижской публики, а для этого, прежде всего, необходимо было как можно глубже изучить французскую музыку и культуру в целом.
Французская опера эпохи Людовика XVIII отличалась от итальянской большой внимательностью к декорациям и балету, а хоровые сцены и оркестр имели даже большее значение, чем сольные арии.
Значительную роль в формировании оперного стиля Мейербера сыграл Э. Скриб, один из наиболее плодовитых и блестящих парижских драматургов того времени. Скриб сотрудничал с Мейербером во всех его больших операх. Композитор и либреттист особое внимание уделяли разработке сюжетно-сценического плана драмы. Либретто их опер представляют собой мастерски скомпонованные пьесы, с острой драматической интригой, контрастной, композицией, разнообразной сменой сценически эффектных эпизодов, выразительными диалогами. В результате опера представляла собой сценически выигрышную театральную пьесу, положенную на музыку.
Первая их совместная работа увидела свет только в 1831 году. Опера «Роберт-Дьявол» справедливо считается одной из вершин творчества Мейербера. «Роберт-Дьявол» - типичная романтическая опера, в которой происходят всякие чудеса, действуют демонические силы, строятся дьявольские козни - и все это в чудесной атмосфере рыцарских времен.
Композитор взял за основу так называемую крупную оперную форму, в которой чередуются пространные, полные пафоса и резких контрастов музыкальные ансамблевые эпизоды со сложными для исполнения ариями певцов, балетными номерами и жанровыми сценками. Знание оперы барокко проявилось здесь в идеальном построении музыкальных сцен и виртуозности партий певцов. Опера принесла композитору общеевропейскую славу и знаменовала собой рождение романтического музыкального театра во Франции. В «Роберте-Дьяволе» проявились многие особенности стиля, впоследствии характеризовавшего творчество Мейербера.
Свое полное выражение этот стиль получил в опере «Гугеноты», поставленной пять лет спустя в 1836 году. Эта опера - лучшее произведение композитора. Сюжет «Гугенотов» заимствован из впечатляющей главы французской истории - борьбы между католиками и протестантами в XVI веке. В этом проявилась характерная особенность романтиков - влечение к историческим темам.
За последние пятнадцать лет жизни Мейербер создает еще четыре больших оперы - «Северная звезда» (1854), «Динора, или Праздник в Плоэрмеле» (1859), «Пророк» (1849) и «Африканка» (1864). Две последние оперы при бесспорных чертах индивидуального отличия, по существу строятся на художественных принципах, разработанных Мейербером в «Гугенотах».
В «Пророке» речь идет о восстании религиозных фанатиков во Фландрии в начале XVI века; в «Африканке» - об открытии новых земель португальцами в конце XV века. Сюжеты этих опер - исторически совершенно недостоверны, но зато очень подходили для исполнения на сцене и были написаны мастерски. Заметно, что «Пророк» был создан уже после того, как автор познакомился с произведениями Листа и Вагнера. В «Африканке», законченной незадолго до смерти композитора, явно ощутимы новейшие веяния французской лирической оперы.
Неожиданные черты художественной индивидуальности Мейербера проявляются в его комической опере «Динора». Эта опера - в полном смысле слова антипод пышно театральной, пестрой музыки предшествующих мейерберовских сочинений. Она отличается стилистической законченностью, тонкой передачей лиризма. Самобытны и народные сцены, построенные на фольклорных элементах. Изысканные инструментальные картины, изображающие ночные пейзажи, предвосхищают импрессионизм. Оригинальное преломление получают фантастические образы.
Как можно заметить даже по названиям, Мейербер тяготел к романтизму; и действительно его музыка оказала серьёзное влияние на европейский музыкальный театр периода романтизма. Мейербер был известен в Германии, занимал пост художественного руководителя королевского оперного театра, дирижировал.
В 1850-е годы разразился его конфликт с Рихардом Вагнером. Неприязнь была личной, нападки же сводились к якобы присущему Мейерберу «еврейству в музыке». Вагнер в итоге вытеснил Мейербера из репертуаров. Интерес к операм этого композитора возродился лишь через некоторое время.
Великий композитор Джакомо Мейербер скончался 2 мая 1864 года в Париже.
Почетные звания и наград Джакомо Мейербера
Иностранный член Академии изящных искусств в Париже
Рыцарь ордена Почётного легиона (19 января 1832)
Командор ордена Почётного легиона (4 мая 1849)
Почётный доктор Йенского университета (14 июля 1850)
Кавалер австрийского ордена Франца Иосифа (1 ноября 1850)
Рыцарский крест Королевского саксонского ордена (за заслуги, 28 января 1850)
Также известно, что Мейербер являлся членом масонской ложи Les Frères Unis Inséparables в Париже.
Сочинения Джакомо Мейербера
Абу Хасан/Abu Hassan
Адмирал, или Расточительный способ / Der Admiral, oder der verlorne Prozess
Клятва Иеффая / Jephtas Gelübde
Хозяин и Гость, или забава Эрнста / Wirth und Gast, oder Aus Scherz Ernst
Бранденбургские ворота / Das Brandenburger Torзинг
Бакалавр из Саламанки / Le bachelier de Salamanque
Студент из Страсбурга / L’etudiant de Strasbourg
Роберт и Элиза / Robert et Eliza1816Палермо
Ромильда и Констанца / Romilda e Costanza
Узнанная Семирамида / Semiramide riconosciuta
Эмма Ресбургская / Emma di Resburgo
Маргарита Анжуйская / Margherita d’Anjou
Алманцоре / L’Almanzore
Изгнанник из Гранады / L’esule di Granata
Крестоносец в Египте / Il crociato in Egitto
Малек Адель / Malek Adel
Инес де Кастро, или Педро Португальский / Ines de Castro о sia Pietro di Portogallo
Дунайская русалка / La nymphe de Danube
Три Пинто / Die drei Pintos
Портер / Le portefaix
Роберт-Дьявол / Robert le diable
Грабители/Les brigands
Гугеноты / Les Huguenots
Пятое марта / Cinq mars
Придворный праздник в Ферраре / Das Hoffest von Ferrara
Лагерь в Силезии / Ein Feldlager in Schlesien
Ноэма, или Покаяние [ангел в изгнании] / Noëma, ou Le repentir [L’ange au exil]
Пророк / Le prophète
Юдифь / Judith
Северная звезда / L′étoile du nord
Динора, или Плоэрмельское прощение / Le pardon de Ploërmel, or Dinorahк
Африканка / L’Africaine
Семья Джакомо Мейербера
Отец, Юда Херц Бер (1769-1825) был чрезвычайно богатым финансистом, промышленником (производителем сахара) и субподрядчиком прусской армии.
Мать, Амалия (Малка) Вульф (1767-1854), также происходила из финансовой элиты. В салоне Амалии собирались лучшие умы Пруссии, в том числе и будущий король Фридрих Вильгельм IV. Оба родителя Мейербера были близки к прусскому двору; когда Амалии в 1816 году был присвоен Орден Луизы, по королевскому указу она получила не традиционный Крест, а бюст королевы.
Юда Бер также был лидером еврейской общины в Берлине (в его доме даже была собственная синагога, для выступления в которой Якоб написал раннюю кантату) и придерживался реформистских взглядов. Он много работал, чтобы улучшить жизнь прусских евреев, так как в то время евреи не всегда получали прусское гражданство; поступление на гражданскую службу им запрещалось, поэтому они делали себе карьеру в искусстве в целом и в музыке в частности.
У Якоба было три младших брата: Генрих, Вильгельм (бизнесмен и астроном-любитель) и Михаэль (поэт). Дети семьи Бер получили прекрасное образование; их наставниками стали двое лидеров просвещённой еврейской интеллигенции - писатель Аарон Халлей-Вулфсон и Эдмунт Клей (позднее раввин реформистского движения в Гамбурге), которые поддерживали связь с ними даже в зрелом возрасте. Близкими друзьями семьи Бер были братья Александр фон Гумбольдт (известный естествоиспытатель, географ и путешественник) и Вильгельм фон Гумбольдт (философ, лингвист и дипломат).
Фамилию «Мейербер» Якоб Либман Бер взял только в 1811 году после смерти своего деда по материнской линии Либмана Мейера Вульфа, а имя «Джакомо» - в период учёбы в Италии, около 1817 года.
Его внук Леопольд Андриан, австрийский дипломат, писатель, политик.