https://i.imgur.com/WYh1caHl.jpg
фото: art.niv.ru

Пётр Петро́вич Кончало́вский (9 [21] февраля 1876, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский и советский живописец.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Биография

Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы
Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.

Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.

Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:

- «Союз молодёжи» (1911)
- «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
- «Бытие» (1926—1927)
- «АХРР»

Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.

Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья
- Отец — Пётр Петрович Кончаловский (1839—1904), литератор, переводчик и издатель.
- Старший брат — Максим Петрович Кончаловский (1875—1942), российский и советский врач, крупный клиницист, основатель школы клиники внутренних болезней.
- Младший брат — Дмитрий Петрович Кончаловский (1878—1952), во время Второй мировой войны сотрудничал с оккупационной администрацией на оккупированных немцами территориях, вёл антисоветскую пропагандистскую работу.
   - Тесть — Василий Иванович Суриков (1848—1916), русский живописец.
- Жена — Ольга Васильевна Сурикова (1878—1958).
  - Дочь — Наталья Петровна Кончаловская (1903—1988), писатель.
  - Сын — Михаил Петрович Кончаловский (1906—2000), живописец.

Дальние родственники
- Зять — Сергей Владимирович Михалков (1913—2009), детский писатель, Герой Социалистического Труда, автор гимна СССР и России
- Внуки
  - Маргот Михайловна Кончаловская (род. 1941)
  - Лаврентий Михайлович Кончаловский
  - Екатерина Михалкова-Кончаловская (род. 1931) (жена писателя Юлиана Семёнова)
  - Андрей Сергеевич Кончаловский (род. 1937), кинорежиссёр, Народный артист РСФСР
  - Никита Сергеевич Михалков (род. 1945), кинорежиссёр, актёр, Народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов РФ
- Правнуки:
   - Егор Андреевич Михалков-Кончаловский (род. 1966), кинорежиссёр
   - Степан Никитич Михалков (род. 1966), актёр
   - Ольга Юлиановна Семёнова (род. 1967), журналист, публицист, актриса
   - Анна Никитична Михалкова (1974), актриса
   - Артём Никитич Михалков (1975), актёр
   - Надежда Никитична Михалкова (1986), актриса
   - Мария Кончаловская (1999) — находится в коме
   - Петр Кончаловский (2003)
   - Александра Кончаловская
   - Дарья Кончаловская
   - Наталья Кончаловская (II)
   - Елена Кончаловская
- Праправнуки:
    - Мария Егоровна Кончаловская — дочь Егора Кончаловского
    - две дочери и два сына от Александры Кончаловской
    - три сына и одна дочь от Дарьи Кончаловской
    - Андрей Баков, Сергей Баков, Лидия Бакова (дети Анны Михалковой)
    - Наталья Михалкова — дочь Артема Михалкова
    - Нина Гигенишвили, Иван Гигенишвили — дети Надежды Михалковой
    - Алиса и Юлиан Брайди — дети Ольги Семеновой
    - Александра Михалкова, Василий Михалков, Петр Михалков — дети Степана Михалкова

Награды и премии
- народный художник РСФСР
- Сталинская премия первой степени  — за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства
- орден Трудового Красного Знамени

Творчество
В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.

В начале XX века Кончаловский входил в пору творческой зрелости. Поиск своего пути в искусстве шел очень тяжело, он мучился от неудовлетворенности собой, и все только что написанные работы шли под нож. В 1907 году Петр Кончаловский с женой Ольгой и детьми Мишей и Наташей гостил в имениях Белкино и Бугры Боровского уезда Калужской губернии, именно в Белкине, как вспоминает Ольга Кончаловская, «началась у Петра Петровича совсем новая линия работы, после многих лет мучительных исканий он нашел путь и с этого момента считал свою жизнь ясной».

Петр Петрович много и плодотворно работал в Белкине, писал старый особняк, сад и окрестности в стиле импрессионизма. Кончаловские часто приезжали сюда в последующие годы, а спустя 25 лет приобрели имение Бугры у А. И. Трояновской, дочери И. И. Трояновского.

Мастерская художника расположена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков, со времён революции и поныне принадлежит семье Кончаловских. После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни». При этом во многих известных его работах буйство красок не может заслонить и драматизм (портрет Вс. Э. Мейерхольда), и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии.

Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. С внешним миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии.

Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее состоялась в 1922 г., Пятнадцатая - последняя прижизненная - в 1951 г.; Шестнадцатая персональная выставка в Москве и Семнадцатая персональная выставка в Ленинграде состоялись после смерти мастера в 1956 г.

Лермонтов в творчестве Кончаловского
Во время поездки по Кавказу в 1927, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, в том числе навеянных лирой М. Ю. Лермонтова:

- «Мцыри. Гроза» (масло, собрание семьи художника);
- «С развалин Мцыри»;
- «Казбек»;
- «Пятигорск. Дом Лермонтова»

В 1941 году Пётр Петрович приступил к работе над портретом Лермонтова, который в основном закончил в 1943 году. Подготовительные рисунки, эскизы к портрету (масло, итальянский карандаш, графит) хранятся в семье художника.

Театральные работы
Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина. Сам художник эту работу относил к одной из своих лучших в этом жанре. Ныне 6 эскизов декораций и 17 эскизов костюмов хранятся в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина; эскиз декорации «Зима. Улица» можно увидеть в издании музея «Альбом. ЦГТМ им. Бахрушина, М., 1971, с. 140», 4 эскиза — в издании Пахомова, с. 338—390.

Графика и книжная иллюстрация
Художник оставил большое графическое наследие.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей
- Кончаловский: Художественное наследие / Вступительная статья А. Д. Чегодаева. — М., 1964.
- Нейман М. Л. П. Кончаловский: Творческий путь одного из выдающихся живописцев нашего времени — М.: Советский художник, 1967. — 328 с.
- Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956: Каталог. — М., 1968.
- Автономова Наталия, Луканова Алла, Морозов Александр, Боулт Джон Эллис. Неизвестный Кончаловский / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова; переводчик Сергей Таск. — М.: Axiom Graphic, 2002. — 296 с. — ISBN 5-89189-002-X.

Статьи
- Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
- Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.