https://i.imgur.com/6UvxCdvl.jpg
фото: sobesednik.ru

Владимир Михайлович Зельдин. Родился 28 января (10 февраля) 1915 года в Козлове Тамбовской губернии, Российская Империя - умер 31 октября 2016 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951) и Премии Правительства РФ (2008). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Долгое время являлся старейшим из живущих народных артистов СССР и был одним из старейшим в мире «действующих» актёров.

Родился 28 января (10) февраля 1915 в Козлове (ныне - Мичуринск, Тамбовская область), в семье музыканта Михаила Евгеньевича и учительницы Анны Николаевны Зельдиных.

Михаил Евгеньевич Зельдин (1876-1928) был выпускником Московской консерватории, тромбонистом и дирижёром, капельмейстером духового оркестра расквартированного в Козлове 39-го Томского пехотного полка, с 1918 года - директором музыкальной школы (народной консерватории) в Козлове.

Будучи выходцем из еврейской семьи, для того, чтобы получить музыкальное образование, он принял православие. В качестве дирижёра симфонического духового оркестра Языковской суконной фабрики М. Ф. Степанова М. Е. Зельдин участвовал в грамзаписи сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига для фирмы «Артистотипия» в Киеве.

Мать, Анна Николаевна Зельдина (в девичестве Попова, 1884-1931), была домохозяйкой. Помимо самого младшего Владимира, в семье было ещё четверо детей - брат Юрий (Георгий, 1908-1935) и сёстры Елена (от первого брака отца), Нина, Ирина.

В Козлове семья жила в доме С. И. Попова на пересечении Лебедянской и Вознесенской улиц. Во время Гражданской войны в 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра отца, и где Владимир пошёл в школу. Здесь же в 1922 году его отец организовал и возглавил первый в Твери профессиональный симфонический оркестр.

С 1924 года семья стала жить в Москве. Владимир продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке. Все дети, как и отец, были музыкально одарёнными и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.

"Детство мое было светлым, но непростым - в том смысле, что связано с материальными проблемами и затруднениями. Отец - музыкант, получал не много, мама учительницей была, но потом школу бросила, поскольку воспитывала пятерых детей, однако отношения в семье были очень хорошие, уважительные. Отец не курил и не пил, не было на моей памяти каких-то высоких тональностей разговора, конфликтов и ссор... К 10-12 годам вдобавок я прочел почти всю русскую классику... Мама моя русская, а отец еврей, но поскольку он очень хотел учиться в консерватории, принял христианство - крестился, поэтому я русским считаюсь. Должен вам, правда, сказать, что даже в то страшное время, когда преследовали за космополитизм, бушевало нашумевшее «дело врачей» и многие меняли фамилии, менять свою на какую-либо другую я считал совершенно недопустимым. Мог взять фамилию матери - она была Анна Николаевна Попова, но не стал, хотя в каких-то ситуациях фамилия Зельдин мое продвижение в творчестве тормозила", - рассказывал актер.

Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

"Когда ушел из жизни папа, мне было всего 14 лет - он прожил 50 и тяжело умирал от саркомы. После папиной смерти у меня остались его лакированные концертные ботинки - уже позже, учась в театральной студии, я надевал их на вечера и танцевал только в них, а моя очаровательная мама покинула меня через несколько лет после папы, когда я стал уже студентом. Ей было и того меньше, всего 42 года - умерла она от воспаления легких. Сегодня, по сравнению с другими «болячками» XX века, эта болезнь кажется смешной, но в 30-е годы еще не было сильных лекарств, знаменитого пенициллина, к тому же врачи ошиблись с диагнозом - долго думали, что у мамы просто затянувшаяся простуда", - делился Зельдин.

После смерти отца его друг, дирижёр оркестра Высшей пограничной школы Ф.О. Николаевский, принял Зельдина в оркестр трубачом.

Через четыре года Володю посетила новая мечта - профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.

После окончания школы работал учеником слесаря на заводе.

В начале 1930-х годов производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (который в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс. Не особо веря, туда пошёл сдавать экзамены и Владимир Зельдин. Приёмную комиссию возглавляли Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и неожиданно для себя был принят. Руководителем курса стал Евгений Лепковский, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская.

Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.

Из 25 человек курса только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович окончил в 1935 году и стал актёром в этом же театре.

В 1938 году Зельдин перешёл в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: «Без вины виноватые» А. Н. Островского (массовка), «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), «Коварство и любовь» Шиллера (Фердинанд).

В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта «Генеральный консул», где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Снявшись в фильме Пырьева «Свинарка и пастух» он получил широкую известность после первой же большой роли в кино (Мусаиб).

Музыкальную комедию, где все хорошо и в итоге все счастливы, Пырьев снимал в осажденной, но упорно не сдающейся Москве: группа трудилась в две смены, а потом ее участники отправлялись на третью, ночную, - дежурить на крышах домов, чтобы вовремя тушить сбрасываемые немцами зажигательные бомбы и не допускать пожаров. Вместе со всеми дежурил и Зельдин.

Снимался также в фильмах «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят» и многих других.

В 1942-1943 годах служил в Алма-Атинском русском драматическом театре.

С 1945 года в труппе Центрального театра Советской Армии. Великолепная сценическая пластика и вокальное мастерство проявились в роли Альдемаро («Учитель танцев» Лопе де Вега).

В Театре Российской Армии (ЦАТРА) играл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), поражая зрителей блестящей физической, актёрской и вокальной формой (спектакль был поставлен к 90-летию В. М. Зельдина в 2005 году), а также главную роль в спектакле «Танцы с учителем». Кроме того, занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя (постановка А. В. Бурдонского) в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» (постановка Б. Морозова) в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского (постановка Б. Е. Щедрина), где его партнёршей выступает Н. М. Тенякова.

28 июня 2005 года подпись Зельдина появилась под «письмом в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“». Тем не менее, в интервью «Новой газете» от 30 июня 2005 года заявил: «никакого письма я подписывать не мог».

Являлся поклонником футбольного клуба ЦСКА.

7 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпиад. Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.

Владимир Зельдин скончался 31 октября 2016 года из-за отказа почек в реанимационном отделении острых эндотоксикозов института имени Склифосовского в Москве. Церемония прощания состоялась 3 ноября 2016 года в Театре Российской армии, там же прошло отпевание. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище Москвы. 

Рост Владимира Зельдина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Зельдина:

Первая жена - Людмила Мартынова, прожили с 1939 по 1940 годы. В 1940 году она уехала на Украину, последние годы жила в Ялте. Их общий сын умер в 1941 году от пневмонии. Как рассказывала уже после смерти актера его домработница, Зельдин всю жизнь ухаживал за его могилой.

"Впервые я женился, когда мне было 24 года: ее звали Люся Мартынова, она была на пару лет старше меня, мы так и не расписались, и брак наш продлился недолго. Винить ее не хочу ни в чем - мы хорошо жили, но потом она увлеклась кем-то другим и от меня ушла (подбадривая себя, я иногда шутил, что, если бы Люся предвидела, каким успехом будет пользоваться моя первая картина «Свинарка и пастух», никогда бы меня не оставила).

Мы познакомились в Театре транспорта: Люся тоже была актрисой, правда, никогда не играла больших ролей - только эпизоды. Никогда мы не играли и вместе, но для семейной жизни это не имеет ровно никакого значения. Люся была очень красива - яркая блондинка, но самое главное - очень умна, эрудированна, много читала, хорошо знала историю живописи, писала стихи. В общем, она меня просвещала: по музеям водила, с импрессионистами, с русскими художниками XX века познакомила, и за это я ей благодарен", - рассказывал актер.

Вторая жена - актриса Генриетта (Гися) Островская (1921-1971), заслуженная артистка РСФСР (1968), снималась с мужем в фильме «Учитель танцев».

"Моей второй женой стала талантливая актриса Генриетта Островская или просто Гися, как звали ее в Театре Армии. Впервые мы повстречались как раз на сцене, в спектакле «Учитель танцев» - Гися играла служанку моей возлюбленной Флорелы Лисену, и любовный дуэт у нее был вовсе не со мной, а с Марой Перцовским, слугой Альдемаро Белардо. Из них вышла зажигательная комическая пара классических простаков, и даже внешне эта «любовь» производила комичнейшее впечатление - длиннющий, худющий, как карандаш в стакане, флегматичный Марк и маленькая, еле достававшая ему до плеча, ладная и быстрая Гися. Их музыкальный дуэт и куплеты пользовались в спектакле отдельным успехом, и когда мы оказались на гастролях в Австрии, им двоим всякий раз бисировали, а в рецензиях отмечали, как потрясающе они двигаются.

Потом много раз мы с Гисей играли вместе, случалась и на сцене любовь: в «Стрекозе» - шутливая, а в «Душе солдата» - самая настоящая. Эту слабоватую пьесу, по сути водевиль, в прессе поругивали, но у зрителей история о том, как сержант Дымов по кличке Дым полюбил Шурочку, работающую... слесарем-водопроводчиком, пользовалась успехом. Вместе с Гисей мы часто оказывались и в одних концертных поездках - в советские времена наш театр разъезжал невероятно много и часто. Гися была очень талантлива и на эстраде, с большим успехом и, по-моему, оригинально исполняла жанровые песни.

Она приехала в Москву из Одессы во время войны - была очень красива, жгучая брюнетка, пользовалась большим успехом у мужчин. Мы прожили вместе, не расписываясь, 15 лет - у нее уже был большой сын от первого брака, Алеша, и мама. Первое время наша семейная жизнь выглядела довольно странно: пока оба мы были бездомны, я жил в театре, а она с Алешей и мамой - в гостиничном номере, который снимал для нее театр, а когда расходились, я оставил ей все - тогда у нас была уже и квартира, и дача. Мужчина, считаю, должен поступать именно так - я слишком хорошо помнил, как трудно мы начинали", - вспоминал Зельдин о втором браке.

Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.

Третья жена (с 1964 года) - Иветта Евгеньевна Капралова (род. 1935).

Иветта Капралова пережила Зельдина всего на три месяца - она скончалась 28 января 2017 года.

Роли в театре Владимира Зельдина

Роли Владимира Зельдина в Московском театр им. МОСПС (1935-1938):
06.11.1927 - премьера, ввод - «Мятеж» Д. Фурманова, С. Поливанова - узбек - Реж.: Е. О. Любимов-Ланской, Н. П. Темяков
14.11.1932 - премьера, ввод - «Снег» Н. Ф. Погодина - массовка, грузин - Реж. Е. О. Любимов-Ланской
10.01.1936 - премьера - «Дело рядового Шибунина» Л. В. Никулина - Лугин - Режиссёры - Ванин, Василий Васильевич, Давидовский, Константин Алексеевич
28.10.1936 - премьера - «Васса Железнова» Максима Горького - студент - Реж. С. Г. Бирман
24.11.1936 - премьера - «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова - ? - Реж.: И. Н. Берсенев, В. В. Ванин

Роли Владимира Зельдина в Театре транспорта (1938-1945):
1938 - «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Р. Шейнина - рядовой Гоглидзэ
1938 - «Без вины виноватые» А. Н. Островского - массовка, Реж. Н. О. Волконский
1939 - «Вторые пути» А. Н. Афиногенова - лейтенант Николай Макаров, Реж. Н. В. Петров
1940 - «Комедия ошибок» У. Шекспира - Антифол Сиракузский, Реж. Н. В. Петров
1941 - «Коварство и любовь» Ф. Шиллера - Фердинанд, Реж. П. Цетнерович

Роли Владимира Зельдина в Алма-Атинском русском драматическом театре (1942-1943):
«Собака на сене» Лопе де Вега - Теодоро
«Фронт» А. Корнейчука - Сергей Горлов

Роли Владимира Зельдина в Театре Российской Армии (ЦАТРА) (с 1945 года):
1946-1975 «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега - Альдемаро - Режиссёр - Владимир Канцель «Укрощение строптивой» Уильям Шекспир - Транио
1945 - «Давным-давно» А. К. Гладкова - поручик Ржевский
1947 - «За тех, кто в море!» Б. Лавренёва - офицер Рекало - Режиссёр - Тункель Давид Владимирович
1947 - «Первый гром» М. И. Алигер - Саша - Режиссёры - Попов, Алексей Дмитриевич, Кнебель, Мария Осиповна
1948 - «Замужняя невеста» - Любим
1948 - «Последние рубежи» - Ножкин
1949 - «Тихий океан» И. Л. Прута - Вахтанг Джибели - Режиссёр - Тункель Давид Владимирович
1949 - «Флаг адмирала» А. П. Штейна - флаг-офицер Д. Н. Сенявин
1949 - «Закон Ликурга» - Клайд Грифитс
1952 - «Песнь о черноморцах» Б. Лавренёва - Костя Ставриди («Балаклавская рыбалка») - Режиссёр - Тункель Давид Владимирович
1952 - «Стрекоза» - Кохта
1954 - «Мечты Кинолы» - Альфонсо Фонтанарес
1956 - «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу - Френк Гарднер - Режиссёр - Львов-Анохин, Борис Александрович
1957 - «Моя семья» Эдуардо де Филиппо - Коррадо Куокко - Режиссёр - Шатрин, Александр Борисович
1957 - «Караван» И. В. Штока - капитан-лейтенант Дядичев - Режиссёр - Тункель, Давид Владимирович
1958 - «Люди, которых я видел» С. С. Смирнова - командир батальона Громов - Режиссёр - Шатрин, Александр Борисович
1958 - «Средство Макропулоса» К. Чапека - Альберт Грегор
1958 - «Юстина» Х. Вуолийоки - Роберт Хармалахти - Режиссёр - Шатрин, Александр Борисович
1959 - «Спать опасно» А. М. Вердяна - Гайк - Режиссёр - Харламова, Александра Алексеевна
1959 - «Внук короля» Л. Р. Шейнина - Ашот Бароян - Режиссёры - Тункель, Давид Владимирович, Шатрин, Александр Борисович
1960 - «Якорная площадь» И. В. Штока - капитан Бондарь - Режиссёр - Тункель, Давид Владимирович
1961 - «Океан» А. П. Штейна - лейтенант Часовников
1962 - «Под одной из крыш» - Петров
1962 - «Яков Богомолов» М. Горького - Ладыгин
1963 - «Душа солдата» - Дымов
1965 - «Дикий капитан» - Историческая истина
1965 - «Приглашение к подвигу» - 1-я маска
1965 - «Есть у моря свои законы» - Субботин
1966 - «Физики» - Эрнст Эрнести
1967 - «Надежда Милованова» - Фотограф
1967 - «Мастера времени, или Часовщик и курица» - граф Лундышев
1969 - «Ринальдо идёт в бой» - Ринальдо, позднее - Кьерикуцца
1970 - «Раскинулось море широко» - Чижов
1971 - «Человек со стороны» - Манагаров
1971 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: А. А. Попов - Александр Владимирович Серебряков - реж. - А. А. Попов
1972 - «Тот, кто получает пощёчины» - граф Манчини
1976 - «Экзамены никогда не кончаются» - Гульельмо
1977 - «Комическая фантазия» - барон Мюнхгаузен
1981 - «Последний пылко влюблённый» - Барни Кэшмен
1983 - «Моя профессия - синьор из общества» - Леонида Папагатто
1984 - «Идиот» - Тоцкий
1986 - «Деревья умирают стоя» - синьор Фернандо Бальбоа
1988 - «Ужасные родители» - Жорж
1993 - «Бриллиантовая орхидея» - Максимилиан Ортон
1995 - «Загнанная лошадь» - лорд Честерфильд
1998 - «Изобретательная влюблённая» - капитан Бернардо
1999 - «Приглашение в замок» - Мессершман
2004 - «Человек из Ламанчи» Дейл Вассерман (англ. Dale Wasserman), Джон Дэрион. Режиссёр: Юлий Гусман - Сервантес / Дон Кихот
2005 - «Давным-давно» Александр Гладков. Режиссёр: Борис Морозов - М. И. Кутузов
2010 - «Танцы с учителем». Режиссёр-постановщик: Ю. С. Гусман - Владимир Михайлович Неделин
2015 (10 февраля - премьера) - «100, или Танцы со временем». Режиссёр-постановщик: Ю. С. Гусман

Роли Владимира Зельдина в Московском драматическом театр «Модернъ»:
«Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Борис Щедрин - Князь

Фильмография Владимира Зельдина:
1938 - Семья Оппенгейм - гость на дне рождения Бертольда (эпизод, в титрах не указан)
1941 - Свинарка и пастух - Мусаиб Гатуев
1944 - Иван Грозный - эпизод
1947 - Сказание о земле Сибирской - Борис Григорьевич Оленич
1955 - В квадрате 45 - Шмелёв-Потапов, диверсант
1956 - Карнавальная ночь - Николаев, клоун Тип
1960 - Повесть пламенных лет - Грибовский Евгений
1961 - Укрощение строптивой - Люченцио
1966 - Залп «Авроры» - Андронников
1967 - Берег надежды - Ванденберг
1968 - Штрихи к портрету В. И. Ленина - Малиновский
1970 - Дядя Ваня - Александр Владимирович Серебряков
1970 - Миссия в Кабуле - майор Стевени, британский военный атташе
1972 - Вино из одуванчиков - Джон Бентли
1973 - С тобой и без тебя - отец Фёдора
1973 - Блокада - фон Лееб, фельдмаршал
1975 - На край света… - отец Володи
1975 - Это мы не проходили - капитан 1-го ранга, партнёр на танцах (эпизод)
1975 - Полковник в отставке - Иван Михайлович
1975 - Страх высоты - Дягилев
1975 - Центровой из поднебесья - эпизод
1976 - Всегда со мною - Лугин
1976 - Принцесса на горошине - Обергофмейстер
1978 - Дуэнья - Дон Джеромо
1978 - 31 июня - король Меллиот / мистер Диммок
1979 - Добряки - Витальев
1979 - Инспектор Гулл - Артур Берлинг
1980 - Рафферти - сенатор Феллоуз, председатель комиссии
1981 - Женщина в белом - Фредерик Фэрли, эсквайр
1983 - Тайна «Чёрных дроздов» - комиссар полиции
1985 - Марица - Шандор
1985 - Победа - Дж. Ф. Бирнс, госсекретарь США
1987 - Десять негритят - Уоргрейв, судья
1988 - Запретная зона - Дачник
1989 - Канувшее время - Соловьёв
1990 - Искушение Б. - Пал Палыч
1990 - Арбатский мотив - Родион
1990 - Последняя осень - Желтухин
1991 - Дьявольские куклы мадам Мэндилип - доктор Лоуэлл
1992 - Тайна
1997 - Вино из одуванчиков - мистер Сполдинг
1997 - Полицейские и воры - Дедушка
1998 - Классик - Вася Резаный
1999 - Утро не время для девочек (короткометражный)
1999 - Женщин обижать не рекомендуется - Идкинд
2000 - Формула счастья
2001 - Ералаш - Выпуск № 151 («Зонтик»)
2004 - Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Дама с коготками - Вольдемар
2006 - Андерсен. Жизнь без любви - сторож в театре
2006 - Бес в ребро, или Великолепная четвёрка - тесть Бориса
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - старый клоун
2006 - Парк советского периода - Мусаиб
2006 - Чёртово колесо - Арсений Петрович, профессор
2007 - Счастливы вместе (3-й сезон) - коллекционер
2010 - Сваты 4 - Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2011 - Сваты 5 - Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2015 - Лучшая девушка Кавказа