Георгий Николаевич Данелия (груз. გიორგი ნიკოლოზის ძე დანელია). Родился 25 августа 1930 года в Тифлисе. Умер 4 апреля 2019года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и мемуарист; народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981) и Государственной премии РФ (1997).
Прежде чем прийти в кино, Георгий Данелия выучился на архитектора и работал по специальности — проектировал города. Как режиссер он стал знаменит благодаря лирическим комедиям «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон». Известность Данелии принесли и картины, к которым он писал сценарии, среди них — «Джентльмены удачи», «Кин-дза-дза!» и «Мимино».
«Звезды, братья, вальс Шопена и запах акации»: детские годы
Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тифлисе (сейчас — Тбилиси, Грузия). Вскоре семья переехала в Москву. Там отец будущего режиссера, Николай Данелия, работал инженером-путейцем и строил метро. Мери Анджапаридзе, мать Данелии, происходила из старинного грузинского рода. Сначала она работала экономистом, а затем стала режиссером Тбилисской киностудии и «Мосфильма».
Каждое лето родители отвозили Данелию в Тбилиси. Там режиссер жил в доме тети — актрисы Верико Анджапаридзе.
Дом Верико стоял в переулке, на холме, название которого переводится на русский как «Гора раздумий». <...> Летом, когда было жарко, меня и моих двоюродных братьев Рамаза и Джиу укладывали спать на веранде… Внизу, в овраге, шумела Вера-речка и изредка доносились крики зверей. И мне часто снилось, что из зоопарка удрал лев и идет к нам, и я просыпался. Но мне было не страшно — рядом лежали братья. А в доме напротив, в окне, был виден силуэт девушки — она играла на рояле. Так я все это вместе и запомнил: звезды, братья, вальс Шопена и запах акации. Детство…
Георгия Данелия. Из книги воспоминаний «Безбилетный пассажир»
Когда началась Великая Отечественная война, Георгий Данелия вместе с матерью был в Тбилиси. По просьбе отца они не стали возвращаться в Москву. Вскоре Николая Данелию призвали на фронт. Отправиться на войну хотел и будущий режиссер — он планировал побег из дома, но решил не бросать мать. Данелия писал: «На фронт бежать не могу: мама без меня пропадет, она такая беспомощная, совсем не приспособлена к жизни».
В Москву Данелия вернулся в 1943 году. Во время учебы в школе он несколько раз участвовал в съемках на «Мосфильме». Данелия был актером массовки в картинах своего дяди Михаила Чиаурели, а однажды даже получил небольшую роль с репликами в фильме «Георгий Саакадзе». В гости к его семье часто приходили друзья матери — режиссеры Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Александр Довженко.
Выпускник архитектурного института и студент режиссерских курсов
Когда Георгий Данелия окончил школу, он поступил в Московский архитектурный институт. Об учебе будущий режиссер писал: «В Московском архитектурном я учился без особых провалов и достижений. Но рад, что окончил архитектурный, — мне там было интересно… Лекции читали замечательные профессора, и было много симпатичных, талантливых ребят».
Архитектурный Данелия окончил в 1955 году. По распределению он попал в Институт проектирования городов (сейчас — Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»), где проработал около года.
Однажды Данелия увидел в газете «Советская культура» объявление: «Мосфильм объявляет набор на режиссерские курсы». На курсы принимали только людей с высшим образованием, и почти все абитуриенты были выпускниками театральных институтов.
Перед экзаменами Данелия встретился с членом комиссии режиссером Михаилом Калатозовым и показал ему свои рисунки — раскадровку рассказа Антона Чехова «Хамелеон». Работы Калатозову понравились. Он убедил Данелию подать документы на курсы, а раскадровку сдать в «Мосфильм», чтобы ее могли увидеть экзаменаторы. Будущий режиссер так и поступил, однако на самих вступительных испытаниях растерялся и не смог ответить на все вопросы.
Большая комната была освещена неоновыми лампами, излучающими холодный синий свет… В первом ряду за длинным столом сидели ведущие мастера советского кино… Во втором ряду — просто мастера советского кино… А в глубине у стены стояла «шушера»… Всего экзаменаторов было человек пятьдесят. И все синие от неонового света… А я вдруг понимаю, что ни слова сказать не могу. Все забыл. То ли культурный шок, полученный в предбаннике, меня подкосил, то ли количество и цвет экзаменаторов… Дальше я толком ничего не помню. Что-то меня спрашивали… Что-то я отвечал…
Георгия Данелия. Из книги воспоминаний «Безбилетный пассажир»
На курсы Данелию все же приняли — экзаменаторы оценили раскадровку. Его зачислили в мастерскую Михаила Калатозова.
Первой работой Данелии стал короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин» на основе отрывка из «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Начинающий режиссер снимал его вместе со своим одногруппником Шухратом Аббасовым. В картине играли Евгений Евстигнеев и Галина Волчек, на тот момент студенты Школы-студии МХАТ. А практику Данелия проходил на съемках фильма Григория Рошаля «Хождение по мукам», где он ассистировал режиссеру.
Курсы Данелия закончил в 1959 году. Его дипломной работой стала картина «Тоже люди» — экранизация отрывка из «Войны и мира» Льва Толстого. Идею фильма режиссеру подсказал его друг — выпускник ВГИКа Тамаз Мелиава.
Режиссер, сценарист и художественный руководитель
Когда Георгий Данелия окончил курсы, он начал работать на «Мосфильме» режиссером-постановщиком. Его первым фильмом на студии стала экранизация повести Веры Пановой «Сережа». Над ней режиссер работал вместе с сокурсником Игорем Таланкиным. Для картины Данелия нарисовал раскадровку, которая состояла почти из 500 рисунков. Главные роли в ленте исполнили Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. После выхода фильм отправили на Международный кинофестиваль в Карловых Варах, где он получил главный приз — «Хрустальный глобус».
Известность Данелии принесла картина «Я шагаю по Москве», премьера которой состоялась в апреле 1964 года. Идею фильма режиссеру подсказал поэт Геннадий Шпаликов, он же создал сценарий. О работе над картиной Данелия писал: «Этот фильм снимали легко, быстро и весело. И нам нравилось то, что мы делаем. И материал всем нам нравился». В процессе съемок режиссер изменил несколько ключевых сцен и добавил новых персонажей. Жанр своей картины Данелия определил как «лирическая комедия», а позднее называл картину «лекарством против стресса». В «Литературной газете» о фильме писали: «Пульс сегодняшнего дня то весело, то лирически отстукивает в каждой сцене». Главные роли в фильме исполнили Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов и Галина Польских.
Фильм «Я шагаю по Москве» стал одним из лидеров кинопроката 1964 года — его посмотрело более 20 миллионов человек. Популярной стала и песня Андрея Петрова на стихи Геннадия Шпаликова «А я иду, шагаю по Москве». Фильм показали и за рубежом: на 17-м Каннском кинофестивале, на Неделях советского фильма в Копенгагене. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде Вадим Юсов получил приз за «Лучшую операторскую работу» — в работе над картиной он использовал новаторские приемы, которые помогли сделать изображение более достоверным.
Следующей работой Данелии стала сатирическая картина «Тридцать три» о технологе Иване Травкине, у которого обнаружили лишний, 33-й зуб. Сценарий фильма в «Мосфильме» утвердили практически без изменений, но накануне официальной премьеры ленту запретили за критику власти — в ней было много сатиры на советскую действительность . Например, в одном из эпизодов показали машину «Чайка», которую сопровождало несколько мотоциклистов. Секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов решил, что так создатели фильма посмеялись над торжественными церемониями, которые проводили для космонавтов. Он назвал фильм «клеветой на социалистическую действительность» и потребовал вырезать кадры. Данелия отказался, и фильм запретили.
Фильм, как и сценарий, к нашему великому удивлению, тоже приняли без замечаний. Только попросили написать, что это «ненаучная фантастика». <...> Картину приняли, и мы успели показать ее в Тбилиси в Доме кино и в Ленинграде в Доме кино. И в Москве — в Доме кино… И на каждом обсуждении после просмотра выступали усатые старушки в очках, называли нас Гоголями и Щедриными и очень удивлялись, что фильм не положили на полку. <...> Перед просмотром в Доме ученых мне позвонили из группы и сказали, что копию на студии не дают: «родимые очухались», и фильм закрыли.
Георгий Данелия. Из книги воспоминаний «Безбилетный пассажир»
Во второй половине 1960-х Данелия написал сценарий к фильму «Не горюй!» — экранизации книги Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». Уже готовый текст должны были утвердить в «Экспериментальном творческом объединении» студии «Мосфильм». Художественный руководитель организации режиссер Григорий Чухрай на тот момент снимал фильм. Поэтому он попросил Данелию занять его должность и самому внести правки в картину «Не горюй!». Данелия согласился. Позднее режиссер вспоминал: «Сам принимал свой сценарий, сам себе делал замечания и сам их исправлял». В следующие несколько лет он еще несколько раз подменял Чухрая и утверждал собственные фильмы сам.
Еще Данелия сотрудничал с сатирическим журналом «Фитиль» и снимал для него юмористические миниатюры, преподавал на курсах при «Мосфильме», помогал начинающим режиссерам со сценариями. Он писал: «Режиссер, когда не снимает, зарплату не получает. И если у читателя создалось впечатление, что между фильмами я только, задрав ноги, лежал на диване, думал и курил, — это не так».
Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина попросила Георгия Данелию помочь начинающей писательнице Виктории Токаревой со сценарием к картине «Урок литературы». Фильм вышел в 1968 году. А спустя несколько лет Данелия уже сам предложил Токаревой вместе написать сценарий для фильма режиссера Александра Серого «Джентльмены удачи» — комедии о приключениях жуликов.
Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, и Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседском балконе, через неделю случилось нервное расстройство. Хозяева вызвали доктора. Доктор выписал собаке успокоительные капли и велел на балкон ее больше не выпускать. <...> Я впервые дал себе волю — вставлял в сценарий проверенные репризы, — те, что всегда вызывают смех… И потом сценарий «Джентльменов удачи» расходился как бестселлер.
Георгия Данелия. Из книги воспоминаний «Безбилетный пассажир»
В работе над «Джентльменами удачи» Токаревой и Данелии помогал и Александр Серый. Он редактировал речь персонажей, добавлял в нее тюремную лексику и жаргонизмы. Данелия совместно с Серым снял несколько эпизодов фильма, был художественным руководителем картины — следил за ходом съемок. Премьера «Джентльменов удачи» прошла 13 декабря 1971 года. В прокате ленту посмотрело более 65 миллионов зрителей. Картина стала самой кассовой в 1972 году и попала в первую двадцатку самых популярных фильмов СССР.
Трагикомедия «Афоня», которую Данелия снял в 1975 году, тоже стала лидером кинопроката — ее посмотрело 62,5 миллиона зрителей. На главную роль в этом фильме режиссер сначала хотел пригласить Владимира Высоцкого, но затем выбрал Леонида Куравлева: «Володя — сильная личность, и ему зрители не простили бы того, что натворил Афоня. А нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели». Фильм сняли за короткий срок: съемки проходили летом 1974 года, а все эпизоды с актрисой Евгенией Симоновой завершили за три дня. Она должна была срочно улетать в Башкортостан. Там начали съемки картины «Пропавшая экспедиция», где Симонова играла главную роль.
Через два года Данелия вновь написал сценарий вместе с Викторией Токаревой. Их соавтором стал Резо Габриадзе. Он же подсказал Данелии идею для нового фильма — историю о провинциальном летчике. Картина получила название «Мимино». Главную роль — пилота Валико Мизандари по прозвищу Мимино — исполнил Вахтанг Кикабидзе. Впервые фильм показали на X Московском международном кинофестивале летом 1977 года. Там «Мимино» завоевал главную награду — «Золотой приз». Еще через год Георгий Данелия и исполнители главных ролей Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян получили Государственную премию СССР. Вахтанг Кикабидзе позднее писал: «Данелия сказал, что он хочет сделать ленту, которая своим внутренним пафосом напоминала бы знаменитый роман Ремарка «Три товарища». <...> Теперь, думая о законченной картине, я понимаю, что в ней действительно царит атмосфера бескорыстного человеческого братства, так поразительно воссозданная в книге писателя».
Последним фильмом, который Георгий Данелия снял в 1970-х, стал «Осенний марафон» по пьесе Александра Володина «Горестная жизнь плута». Авторы картины придумали для нее особый жанр — «печальная комедия». Как писал литературный критик Анатолий Бочаров, в «Осеннем марафоне» возникает «печальное соединение иронии и трагедии». Картина получила призы на международных кинофестивалях в Венеции, Берлине и Сан-Себастьяне, Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. «Осенний марафон» должны были выдвинуть и на «Оскар», но этому помешал ввод советских войск в Афганистан. Из-за этого на премии решили бойкотировать фильмы из СССР.
В 1982 году Данелия вновь обратился к жанру трагикомедии. Режиссер создал современную интерпретацию сказки «Снежная королева» Ханса Кристиана Андерсена — фильм «Слезы капали». Над сценарием он работал вместе с писателями Александром Володиным и Киром Булычевым. Кинокритик Сергей Кудрявцев назвал эту картину «самой горькой и безысходной» у режиссера.
Зимой 1984 года в Москве побывал итальянский сценарист Тонино Гуэрра. Он познакомился с Данелией и посоветовал тому снять «сказку, чтобы можно было согреться»: итальянцу не нравились холодные зимы СССР. Данелия согласился и решил снять комедию с элементами научной фантастики. Действие фильма должно было проходить на жаркой планете. Для работы над сценарием он вновь пригласил Резо Габриадзе. Основой фильма стала книга Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», которую авторы переработали: перенесли действие в космос, изменили героев. Для фильма они придумали особый, чатланский язык, слова из которого вставили в речь персонажей. Данелия вспоминал: «Над сценарием «Кин-дза-дза!» мы с Резо тоже работали так много и долго, что я потерял счет времени». Съемки картины проходили в Москве, Ярославле и городах Туркмении. Костюмы для актеров съемочная группа изготавливала сама из подручных материалов. Почти все костюмеры «Мосфильма» в это время работали над фильмом Сергея Бондарчука «Борис Годунов» и не успевали подготовить реквизит для других картин.
Премьера комедии «Кин-дза-дза!» состоялась в марте 1987-го. В прокате ленту посмотрели 15 миллионов зрителей. На Международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро Данелии вручили специальную награду — «За изобразительную концепцию». Получил фильм и несколько премий «Ника»: за «Лучшую музыку к фильму» и «Лучшую работу звукооператора».
Личная жизнь и увлечения
Георгий Данелия был женат трижды. Его первой супругой стала юрист Ирина Гинзбург, дочь первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР Семена Гинзбурга. Они познакомились, когда Данелия учился в архитектурном институте. Однажды режиссер пришел в гости к другу — актеру Андрею Соколову — и на лестничной площадке его дома встретился с Гинзбург. Они поженились в 1951 году и прожили вместе около пяти лет. В браке у супругов родилась дочь Светлана, которая, как и мать, стала юристом.
С актрисой Любовью Соколовой Данелия познакомился в 1957 году на съемках картины Григория Рошаля «Хождение по мукам», где он был ассистентом режиссера. Вместе они прожили больше 20 лет. Данелия снял Соколову в своих фильмах «Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве» и «Тридцать три». В 1959 году у актрисы и режиссера родился сын Николай Соколов-Данелия, который окончил ВГИК. Несколько раз он играл в фильмах отца в эпизодических ролях — в картинах «Тридцать три» и «Джентльмены удачи». В честь своего сына Данелия назвал главного героя фильма «Я шагаю по Москве» — метростроевца Колю.
В 1986 году Георгий Данелия женился в третий раз. Его супругой стала журналистка и режиссер Галина Юркова.
С детства Данелия хорошо рисовал и увлекался живописью и графикой. Интересовался режиссер и музыкой. Он коллекционировал барабаны и любил на них играть. Данелия писал: «Лупил палочками по барабану и тарелке, по ободу, по боковине, по полу. Крутил палочки между пальцами и подкидывал их к потолку».
«Кот ушел, а улыбка осталась»: последние фильмы и автобиографические книги
В 1990-х Данелия продолжил снимать фильмы. Среди его картин — «Паспорт», история об эмиграции из СССР. Ленту продюсировали французская и израильская кинокомпании. Сценарий режиссер писал специально для своего друга — актера Вахтанга Кикабидзе. Однако продюсеры фильма настояли на том, чтобы главную роль в «Паспорте» исполнил француз. В прокате «Паспорт» не был успешным. Критики посчитали фильм несовременным.
Вышел бы «Паспорт» лет десять эдак назад, бог ты мой, какой бы ажиотаж поднялся: Израиль на экране! <...> А сейчас — ну, написали несколько рецензий. В прокате «Паспорт» то ли был, то ли не был. Многие просто не слыхали, что есть такой фильм и поставил его сам Гия Данелия.
Журнал «Искусство кино», 1992 год
Данелия снял мелодраму «Настя» — ремейк картины 1967 года «Происшествие, которого никто не заметил» по одноименной повести Александра Володина. А в 1995 году на экраны вышла его новая комедия — «Орел и решка». В журнале «Новое время» о ней писали: «Новая работа режиссера «Орел и решка» пополнила его лирическую фильмографию. Именно лирическую, поскольку главное в лентах Данелии — лирика, а не комедийность».
За картины «Паспорт», «Настя» и «Орел и решка» Данелия получил Государственную премию Российской Федерации в области киноискусств.
Работать в кино Георгий Данелия продолжил и в 2000-х. Он снял комедию «Фортуна», появился в роли самого себя в картине «Карнавальная ночь — 2, или 50 лет спустя», создал сценарий для фильма «Анна». Еще в эти же годы режиссер написал несколько биографических книг — «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась».
Последней работой Данелии стал мультфильм «Ку! Кин-дза-дза». Основой для него стал сценарий комедии «Кин-дза-дза!». Режиссер переделал его под современные реалии — изменил профессии персонажей и перенес действие в XXI век. Об этом фильме он писал в своей последней книге «Кот ушел, а улыбка осталась»: «Ку! Кин-дза-дза» — мой последний фильм. О том, как с 2005 по 2012-й мы создавали этот фильм, сколько и что нарисовали, какие замечательные люди со мной работали и мне помогали, я расскажу в четвертой книге».
Данелия планировал написать еще несколько книг. Он начал работу над новой автобиографией, но закончить ее не успел.
В феврале 2019 года Данелия попал в больницу, а 4 апреля умер. Незадолго до смерти он писал о своих книгах: «Хотелось бы, когда я окажусь Там, чтобы кто-нибудь, прочитав эти книги, сказал: «Кот ушел, а улыбка осталась».
Похоронили Георгия Данелию на Новодевичьем кладбище в Москве.