фото: radiovera.ru
Михаил Семёнович Светин (имя при рождении — Миша Соломонович Гольцман). Родился 11 декабря 1929 года в Киеве. Умер 30 августа 2015 года в Гатчине, Ленинградской области. Советский и российский актёр театра и кино; народный артист Российской Федерации.
С детства Михаил Светин мечтал стать актером, но так и не смог поступить в театральный институт. Много лет он играл в театрах по всему Советскому Союзу, подрабатывал игрой на гобое. Прославился артист, когда ему было больше 40 лет. За небольшие, но запоминающиеся роли в фильмах «Афоня», «Безымянная звезда», «Чародеи», «Не может быть!» критики называли Светина «королем эпизодов».
«Буду Чаплином!»
Михаил Гольцман родился 11 декабря 1929 года в Киеве. Его отец Соломон Гольцман работал на Киевской кинофабрике, а мать Анна Гольцман была воспитательницей в детском доме. До революции их семья владела бакалейной лавкой в Крыжополе. У Гольцманов был еще сын Леонид, который в будущем стал известным музыкантом-гобоистом.
Псевдоним «Светин» актер взял гораздо позже, когда начал сниматься в кино. Фамилию он придумал сам: образовал от имени дочери Светланы. А в 1983 году даже поменял документы.
С детства Светин мечтал стать актером. Он вспоминал: «Артистом я захотел стать года в три, когда впервые увидел на экране Чарли Чаплина. Так и говорил: «Буду Чаплином!» Это мой детский герой. Был и будет. Лучший маленький человек, к образу которого всю свою жизнь в кино и театре стремился хоть чуть-чуть приблизиться». Светин постоянно разыгрывал сценки, сочинял смешные истории. Из-за этого его даже отчислили из школы после восьмого класса: якобы будущий актер хулиганил и мешал другим детям заниматься. Михаил Светин вспоминал: «В школе учителя задыхались от гнева. Я же постоянно ощущал себя как на сцене! От меня ждали «номеров», и я не мог обмануть этих ожиданий! Класс содрогался от смеха, и никакие уговоры учителей, никакие педагогические внушения не срабатывали».
В 1948 году Светин поступил в Киевское музыкальное училище на класс гобоя: «Отец помог мне научиться играть на фортепиано, и я отправился «штурмовать» отделение хорового дирижирования. Но взяли в класс гобоя». После училища он преподавал музыку в школе.
Театральный актер
В 1950-е годы Михаил Светин несколько раз пытался поступить в ГИТИС и Щукинское театральное училище в Москве. Его не приняли — из-за небольшого роста и речевых дефектов. Однако мечту стать актером Светин не оставил.
Однажды в Киеве гастролировал Театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Светин увидел афишу и решил обязательно попасть в труппу. Он караулил Райкина около гостиницы, звонил в его номер. Когда Светину удалось с ним наконец встретиться, будущий актер разыграл перед Райкиным сценку прямо на улице и так рассмешил артиста анекдотами, что тот принял его в коллектив.
В Театре миниатюр Светин проработал очень мало. Он постоянно спорил с коллегами: «После каждого спектакля я шел за кулисы и делал замечания актерам. Причем я настолько обнаглел, что стал делать замечания самому Райкину! Но я хотел играть, а не сидеть». Вскоре его уволили.
Тогда Михаил Светин решил искать работу в других труппах. В 1960-х он играл в театрах Камышина, Иркутска, Пензы, Кемерова. Из многих коллективов Светина выгоняли уже через сезон: он подшучивал над коллегами и вновь спорил с режиссерами.
В театре казахстанского города Петропавловска Михаил Светин сорвал спектакль «Третья, патетическая» по одноименной пьесе Николая Погодина. В постановке он и играл на сцене, и музицировал на гобое. Во время спектакля Светин в шутку ударил инструментом опоздавшего коллегу — сломал гобой и не смог вовремя исполнить партию.
Второй акт спектакля начинался так: открывается занавес — осень, листопад, на сцене скамейка, гобой играет соло, выходит Ленин, Владимир Ильич, и вступает в разговор с другими действующими лицами. <…> Повисает тяжелая пауза. Гобой не вступает, Ленин, естественно, не выходит. Я с помощью жестов, распростерши руки, пытаюсь объяснить дирижеру Раисе Викторовне, что играть не могу. Она с помощью мимики умоляет кого-то из музыкантов сыграть партию гобоя. Но никто из них уже не способен сыграть не только мою, но и свою партию: у музыкантов истерика. Все дружно хохочут, безуспешно пытаясь подавить неуместные звуки. Зрители, уставшие ждать Ленина, встают со своих мест, подходят к оркестровой яме и начинают проявлять живой интерес к происходящему там. Спектакль был сорван, дали занавес, а меня лишили трех рублей. После этого я начал преподавать мандолину, которую раньше в жизни не видел.
Михаил Светин (по книге журналистки Полины Капшеевой «Обнаженная натура: 26 интервью»)
В 1970 году Светин переехал в Ленинград, где вскоре стал играть в Малом драматическом театре. Здесь он исполнил роли в постановках «Таланты и поклонники», «Карлсон снова прилетел», «О женщине».
На одном из спектаклей Светина заметил Петр Фоменко, художественный руководитель Ленинградского театра комедии (сейчас — Санкт-Петербургский театр комедии). Он пригласил актера в свой коллектив. Там Светин играл более 30 лет. Ему давали роли министра финансов в постановке сказки Евгения Шварца «Тень», сэра Тоби Бэлча в «Двенадцатой ночи», хормейстера Ветлугина в спектакле «Синее небо, а в нем облака».
«Король эпизодов»: фильмы с участием Михаила Светина
В кино Михаил Светин начал сниматься в 1973 году, когда ему уже было больше 40 лет. Он дебютировал в фильме «Возвращенный год». А через несколько месяцев актер получил уже свою первую главную роль — врача Семена Семеновича в комедии «Ни пуха, ни пера!».
Светин играл в основном небольшие роли: советские критики даже называли его «королем эпизодов». Артист писал: «Я очень люблю играть трагедии маленького человека».
Известность Михаилу Светину принесла трагикомедия Георгия Данелии «Афоня». Фильм стал лидером советского кинопроката в 1975 году, его посмотрело 62 миллиона зрителей. Светин сыграл водителя ЖЭКа Воронкова. Однако во время съемок он поссорился с Данелией, и больше режиссер не приглашал актера в свои картины. Его даже не позвали на озвучивание — Воронков в «Афоне» говорит голосом другого человека.
Я очень много чего упустил по своей глупости. Помню, должен был играть у Георгия Данелии в «Афоне». Он принял меня хорошо, привел в номер, познакомил с сыном, достал коньяк. Съемки проходили нормально, но не успели доснять одну сцену — мой монолог на собрании в ЖЭКе. А меня ждали в Питере на телевидении, на какой-то эпизодик. Я тогда еще не соображал, кто такой Данелия, и вообще мало смыслил в кино, вот и заявил, что задержаться никак не могу. Данелия вспылил, устроил скандал, и я уехал. Фильм благополучно вышел, я там появляюсь пару раз и говорю не своим голосом. И чего я добился?
Михаил Светин (по книге киноведа Сергея Капкова «Короли комедии»)
Следующей популярной картиной с участием Михаила Светина стала комедия Леонида Гайдая «Не может быть!». В ней актер исполнил роль Виталия Борисовича, соседа главных героев.
Позже Светин еще раз снимался у Гайдая — играл председателя кооператива Павла Пухова в комедии «Частный детектив, или Операция «Кооперация». А затем актер поссорился и с этим режиссером. Гайдай предложил ему роль в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В картине Светин должен был сыграть еврейского мафиози Каца. Однако артист решил, что этот герой слишком похож на Павла Пухова, у них даже совпадали некоторые реплики: «Я даже рассердился. Гайдай спрашивает: «Миша, ну, а какую роль вы в таком случае хотели бы сыграть?» И вот какой же я глупый человек! Я ему отвечаю: «Надо подумать». Конечно, Леонид Иович обиделся, ведь он очень хорошо ко мне относился. И ответил: «Ну, до лучших времен». Я очень об этом жалею. По глупости своей проявил принципиальность там, где не нужно. В других картинах снимаюсь — порой во всякой ерунде. А у самого Гайдая вдруг пошел на принцип, взбрыкнул».
Еще одной популярной картиной с участием артиста стала сказка «Чародеи» по сценарию братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Светин вспоминал: «Совершенно неожиданно «Чародеи» стали народным кино, классикой. Я не думал, что получится так трогательно и смешно. Благодаря этому фильму меня знают все, даже дети. Теперь буквально каждый говорит мне: «Главное — чтобы костюмчик сидел. <…> «Чародеи» — это чудесная, добрая, душевная, волшебная сказка, это любовь». Роли в фильме также исполнили Александра Яковлева, Александр Абдулов, Валентин Гафт.
Снялся Михаил Светин и в еще одной популярной комедии — четырехсерийном фильме Марка Захарова «12 стульев». Актер сыграл инженера Брунса. В ленте «Безымянная звезда» Михаила Козакова он исполнил роль начальника вокзала Испаса, в вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» — аптекаря. Еще Светин появился в музыкальном фильме «Сильва» и мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» с Людмилой Гурченко. Всего же артист сыграл более чем в 100 картинах.
Личная жизнь: «Брак поневоле»
Со своей женой — актрисой Брониславой Проскурниной — Михаил Светин познакомился в городе Камышине. Артисты играли в местном театре. Однажды им достались роли в одном спектакле — постановке «Брак поневоле». Светин вспоминал: «Символично получилось: мы вместе играли главные роли в спектакле «Брак поневоле» по пьесе Жан-Батиста Мольера. По сценарию Бронислава была моей женой, она мне изменяла, а я бегал за ней… на каблуках. Она была такая сногсшибательная, глаз не оторвать… Сразу понял: пикирую».
В 1959 году Михаил Светин и Бронислава Проскурнина поженились. А через несколько лет у них родилась дочь Светлана, от имени которой актер и образовал свой псевдоним.
Жена у меня человек непростой, играет у Льва Додина в Малом драматическом. Очень гордится своей работой и считает, что я занимаюсь чепухой, а она — серьезным искусством. Когда поздно вечером, после спектаклей, мы встречаемся дома, я прихожу в веселом расположении духа: только что сыграл, например, в «Тени» Шварца или в моем любимом спектакле по пьесе Арро «Синее небо, а в нем — облака». Она же еще не вышла из образа положительной русской женщины из «Братьев и сестер» Абрамова, большой трагедии нашего народа. «Хватит, — прошу, — скинь маску-то свою». В ответ получаю: «Прекрати свои дешевые хохмы». Так и живем. Дочку вырастили, но по нашим стопам она не пошла. Закончила институт, стала специалистом по прикладной математике.
Михаил Светин (по книге киноведа Сергея Капкова «Короли комедии»)
Светин и Проскурнина прожили вместе почти 60 лет, до самой смерти актера.
Народный артист России, автор мемуаров
В 1990-е годы Михаил Светин продолжил сниматься в фильмах, играть в Санкт-Петербургском театре комедии. Он исполнял роли в картинах «Влюбленный манекен», «Ребенок к ноябрю», «Дети чугунных богов».
В 1996 году «за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд» Светин удостоился звания народного артиста России.
К 40-летию актерской карьеры, в 1999 году, в Театре комедии поставили пьесу «Слон» Александра Копкова. Спектакль получил название «Даешь Америку!». Светин вспоминал: «К семидесятилетию мне даже предложили выбрать любую пьесу для бенефиса. Я предложил сатирическую комедию Александра Копкова «Слон», написанную в 1939 году. Тогда она подверглась жестокой критике за «клевету на советскую действительность» и была незаслуженно забыта на многие годы. Однако спектакль этот просуществовал недолго и умер, поскольку руководство театра им не интересовалось, не поддерживало его дыхание, не следило за судьбой. Я сам принял решение убрать его с афиши».
В 2000-х Светин продолжал сниматься в фильмах и сериалах — «Золотом теленке», «Первом дома», «Правдивой истории об Алых парусах». А еще актер написал книгу воспоминаний «Разговоры по телефону».
Свою последнюю роль Светин исполнил в 2014 году. Он сыграл полковника в отставке Георгия Галанчика в драме «Линия Марты» Олега Газе.
В последние годы жизни Михаил Светин болел. Он умер 30 августа 2015 года. Похоронили артиста на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.