Марина Анатольевна Журавлёва (род. 8 июля 1963, Хабаровск) — советская и российская певица, исполнительница любовных шлягеров, автор песен. Расцвет популярности певицы пришёлся на начало 1990-х годов.
Биография
Марина Журавлёва родилась в Хабаровске в семье военнослужащего. С раннего детства увлекалась пением и музыкой. После переезда с родителями в Воронеж (1976) была солисткой школьного ансамбля, затем — ансамбля городского Дворца пионеров, вместе с которым занимала первые места на телевизионных, городских и областных конкурсах. Окончила музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано.
После этого стала солисткой популярной в городе любительской группы «Фантазия». Уже начав профессиональную карьеру, получила приз на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни в Днепропетровске (ей, как и другим участникам, аккомпанировал эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева, а председателем жюри была Александра Пахмутова). Поступила в Воронежское музыкальное училище (по классу флейты), откуда перевелась (после конкурса эстрадных отделений СССР) в московское музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончила по классу вокала в 1986 году.
Творческая деятельность
Марина Журавлёва выступала в ВИА «Серебряные струны» (1978—1983), джаз-оркестре «Современник» Анатолия Кролла (1984—1987); спела в телепередаче «В субботу вечером» (1986) песню Кролла «Удача, удача» из фильма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» (в фильме песню исполнила Лариса Долина).
Первый наиболее сложный по музыке альбом певицы «Поцелуй меня только раз» (1989) не имел коммерческого успеха. После этого было решено исполнять более доступную поп-музыку, ставшую тогда модной в России. Единственной темой песен Журавлёвой была любовь, в каждом хите об ускользающем женском счастье бушевали страсти на этой почве. Тексты и мелодии значительно упростились, аранжировки лирико-романтических шлягеров создавались достаточно быстро при помощи компьютерных лупов. Тиражируя один любовный хит за другим, в этом музыкальном стиле Журавлёва достигла большой популярности. Обозреватель Дмитрий Шеваров отмечал, что в 1992—1994 годах песни Журавлёвой звучали с балконов на каждой улице. Некоторыми музыковедами её песни подвергались разгромной критике, назывались одним из безвкусных примеров поп-музыки 1990-х годов. Вместе с тем Иосиф Кобзон и Александр Градский в 2011 году положительно отзывались об исполнительском мастерстве певицы, охарактеризовали её творчество как оригинальное и самобытное, как узнаваемую примету эпохи начала лихих 90-х. Согласно публиковавшимся оценкам, Журавлёва была предтечей девичьих попсовых групп, таких как «Блестящие», которые эксплуатировали ту же песенную нишу, освободившуюся после отъезда Марины в США, и вскоре заполонили российскую эстраду.
С 1990 года давала сольные концерты в России, Германии, Болгарии, Швеции, Канаде, США. Сотрудничала с Театром Аллы Пугачёвой, компанией Star Media GmbH. Автором текстов многих исполняемых песен Марина была сама: «в каждой строчке — свой горький опыт». При этом в текстах, стилизованных под русскую классическую лирику (напр. «Ах черёмуха белая!», «На сердце рана у меня» и др.), при их внешней незатейливости тонко обыгрывались житейские перипетии, чувства и переживания, которые могли произойти, а скорее всего и происходили в судьбе каждого слушателя, — что делало песни Журавлёвой близкими и родными для миллионов людей.
Гастролируя по России в начале 1990-х годов, Журавлёва собирала в день по несколько стадионов, что привлекало к ней хищное внимание процветавшего в ту пору рэкета. Характеризуя криминальную обстановку и давление мафиозных сообществ, которые сопровождали гастроли певицы в городах России, Марина в телеинтервью 2011 года вспоминала, что даже в гостиничном номере ей приходилось держать под подушкой пистолет, а спать в окружении вооружённых охранников. Постоянная атмосфера страха и нервное перенапряжение и навели певицу на мысль покинуть Россию.
В начале 1992 года уехала по приглашению на гастроли в США вместе с мужем — лидером группы «Альфа» Сергеем Сарычевым — и осталась там. В Америке Марина пробовала себя в шансоне, технодэнсе, латиноамериканском стиле музыки, пыталась закрепиться в Лос-Анджелесе, но успеха за океаном так и не добилась. Как отметила Журавлёва в телеинтервью по возвращении почти через 20 лет в Россию, в США она задержалась так надолго по причине серьёзной болезни дочери Юлии, лечившейся в США от опухоли мозга.
В октябре 2010 года Марина Журавлёва вернулась из США в Россию.
В 2013 году выпустила альбом «Перелётные птицы», получивший положительную рецензию Николая Фандеева: « Новые песни Марины достаточно простые для восприятия, но в то же время они эмоциональные и, к счастью, не такие примитивные, какие ей раньше сочинял Сарычев… Из явных удач стоит отметить „Небо плакало“, „Берега“, „Сердце знает“, „Мосты“. А также „Мамины глаза“, посвящённая маме, „Золотые жених и невеста“ — о золотой свадьбе, „Первоклассница“ — школьная тема, „Сон берёзовый“ — об эмигрантской тоске (вполне возможно, что последняя автобиографична)».
Личная жизнь
Марина Журавлёва официально была замужем трижды. Первый юношеский брак со студентом-музыкантом ещё в Воронеже оказался кратковременным, в 1982 году родилась дочь Юлия. В расцвете своей популярности Журавлёва была замужем за рок-музыкантом группы «Альфа» Сергеем Сарычевым, который постоянно находился рядом — сочинял музыку, концертировал вместе с Мариной, исполнял обязанности продюсера. В 2000 году брак распался. За океаном Журавлёва вышла замуж в третий раз, за американца, прожила с ним 10 лет, однако теперь отношения «неопределённые». Её мать и дочь живут в США, где преодолевшая тяжёлый недуг Юлия стала успешным медиком — специалистом ультразвукового исследования.
Дискография
«Поцелуй меня только раз» (1990, «Мелодия»)
Поцелуй меня только раз (5:39)
Где ты? (3:28)
Знаю, поздно (5:59)
Моя рука в твоей руке (4:12)
Без тебя (5:28)
Я люблю тебя (4:17)
Поезд любви (4:23)
Я не та (4:34)
«Алые гвоздики» (1990, магнитоальбом)
Алые гвоздики
Третий лишний
Моя любовь
Малина
Снежинка
Дождь
Звёздная ночь
Может, о любви не надо
Уйду, и ты не остановишь
Наши души
«Белая черёмуха» (1991, магнитоальбом)
Белая черёмуха
Забудь меня, забудь
Розовый рассвет
На сердце рана у меня
Прости, прощай
Последний тост
Счастливый случай
Эти ночи
Помоги мне
Мне приятна губ твоих прохлада
Не забуду
«Пусть говорят» (1994, США)
Пусть говорят (4:19)
Ах, вы, ночки (2:57)
Горит костёр (3:27)
Поцелуй меня (4:20)
Калина (4:05)
Я тебя не могу не любить (3:45)
Ничего у нас не выйдет (3:41)
Ты позвони (4:09)
Прощай, любовь моя (2:51)
Ты лишь в глаза мои… (4:09)
«Играй гитара» (1995, «Союз»)
Играй, гитара (3:53)
Левый берег (4:35)
Ещё вчера (4:03)
Бэлочка (3:21)
Любимый (4:24)
Странник (3:55)
Звездочка (3:58)
Платочек (4:43)
У счастья на краю (4:00)
Золотое лето (3:57)
«Если ты со мною рядом» (1998, Jeff Records)
Если ты со мною рядом (3:27)
На замок (3:13)
Говори мне только да (3:47)
Твоя любовь (4:13)
Облако любви (3:29)
Почтальон (3:39)
А я не плачу (4:23)
Оглянись (4:36)
Разбито сердце пополам (4:58)
Горьким мёдом (4:41)
Океан одиночества (4:13)
Сладкий сон (4:22)
И пусть одна я (4:20)
Погасла яркая звезда (4:03)
«Девочка с распущенной косой» (2001, Jeff Records)
Девочка с распущенной косой (4:21)
Наш первый танец и последний (3:41)
Ты ушёл (3:36)
Так нельзя (3:49)
Как мы с тобой далеки (4:10)
Детская игра (3:54)
Прости меня (3:44)
Прошла любовь (3:56)
Последний жёлтый лист (4:17)
День и ночь (3:37)
Белый, белый снег (3:53)
Что тебе я сделала? (4:05)
Улечу от тебя (3:41)
Первые фиалки (4:22)
Перелётные птицы (2013, Квадро-Диск)
Только не ты (3:37)
Небо плакало (4:19)
Берега (3:07)
Звезда (3:21)
Сердце знает (3:48)
Парашютики любви (3:35)
Сон берёзовый (4:36)
Мосты (3:44)
Перелётные птицы (4:04)
Без тебя, без тебя (4:40)
Однажды так уходит любовь (3:51)
Позвони на луну (3:18)
Мамины глаза (4:08)
Золотые жених и невеста (3:44)
Свеча догорает (3:16)
У той большой реки