https://i.imgur.com/3SczXH1l.jpg
фото: culture.ru

БУЛГА́КОВ Ми­ха­ил Афа­нась­е­вич [3(15).5.1891, Ки­ев – 10.3.1940, Мо­ск­ва], рус. про­за­ик, дра­ма­тург. Сын А. И. Бул­га­ко­ва. По­сле окон­ча­ния мед. ф-та Ки­ев­ско­го ун-та (1916) доб­ро­воль­но ра­бо­тал в приф­рон­товых гос­пи­та­лях, за­тем в зем­ской боль­ни­це г. Сы­чёв­ск Смо­лен­ской губ., в 1917–18 – в гор. боль­ни­це Вязь­мы. Позд­ней­ший про­за­ич. цикл «За­пис­ки юно­го вра­ча» (1925–26), а так­же по­весть «Мор­фий» (1927) от­ра­зи­ли ре­аль­ные жиз­нен­ные об­стоя­тель­ст­ва то­го вре­ме­ни, вплоть до дра­ма­тич. борь­бы с воз­ник­шей во вре­мя тя­жё­лой бо­лез­ни при­выч­кой к мор­фию, за­вер­шив­шей­ся че­рез неск. лет по­бе­дой над не­ду­гом. В нач. 1918 вер­нул­ся в Ки­ев, где, по при­зна­нию са­мо­го Б., «по­сле­до­ва­тель­но при­зы­вал­ся на служ­бу в ка­че­ст­ве вра­ча все­ми вла­стя­ми, за­ни­мав­ши­ми го­род». Осе­нью 1919 мо­би­ли­зо­ван в Доб­ро­воль­че­скую ар­мию ген. А. И. Де­ни­ки­на, вме­сте с от­сту­пав­шей ар­ми­ей по­пал на Кав­каз (Вла­ди­кав­каз, Гроз­ный, Бес­лан). В кав­каз­ских га­зе­тах со­сто­ял­ся лит. де­бют Б. Пер­вая из­вест­ная пуб­ли­ка­ция – ст. «Гря­ду­щие пер­спек­ти­вы» [газ. «Гроз­ный», 13(26).11.1919], од­на из не­мно­гих от­кры­тых по­ли­тич. дек­ла­ра­ций Б., ко­то­рая осу­ж­да­ла бе­зу­мие «мар­тов­ских» и «ок­тябрь­ских» со­бы­тий, при­зы­ва­ла осоз­нать на­цио­наль­ную и лич­ную ви­ну за про­ис­хо­дя­щее и не­из­беж­ность об­ще­на­род­ной рас­пла­ты да­же в слу­чае по­бе­ды Бе­ло­го дви­же­ния. Те­ма­тич. связь с этой стать­ёй ощу­ти­ма в про­из­ве­де­ни­ях 1920-х гг., соз­дан­ных на био­гра­фич. ос­но­ве: рас­ска­зах «Не­обык­но­вен­ные при­клю­че­ния док­то­ра», «Крас­ная ко­ро­на» (оба 1922), «Бо­ге­ма» (1925); по­вес­ти «За­пис­ки на ман­же­тах» (1922–23) и др.

В 1920–21 Б., от­ка­зав­шись от за­ня­тий ме­ди­ци­ной, слу­жил за­ве­дую­щим лит. и те­ат­раль­ным от­де­ла­ми Вла­ди­кав­каз­ско­го рев­ко­ма. Пе­ча­тал те­ат­раль­ные ре­цен­зии, по­сле от­кры­тия рус. дра­ма­тич. те­ат­ра во Вла­ди­кав­ка­зе вы­сту­пал пе­ред на­ча­лом спек­так­лей со «всту­пи­тель­ным сло­вом», по­пы­тал­ся ор­га­ни­зо­вать Нар. дра­ма­тич. сту­дию сце­нич. иск-ва. То­гда же со­сто­ял­ся де­бют Б.-дра­ма­тур­га: его пье­сы сра­зу же ста­ви­лись на сце­не ме­ст­но­го те­ат­ра («Са­мо­обо­ро­на», «Бра­тья Тур­би­ны», «Гли­ня­ные же­ни­хи», «Па­риж­ские ком­му­на­ры» – не со­хра­ни­лись; «Сы­но­вья мул­лы»). Од­но­вре­мен­но Б. де­лал пер­вые на­бро­ски бу­ду­ще­го ро­ма­на (воз­мож­но, «Бе­лой гвар­дии»). Ле­том 1921 вы­ехал в Тиф­лис, без­ус­пеш­но пы­та­ясь эмиг­ри­ро­вать; с осе­ни 1921 – в Мо­ск­ве, где сме­нил ряд за­ня­тий (сек­ре­тарь лит. от­де­ла, ре­дак­тор, ре­пор­тёр и др.). С вес­ны 1922 пе­ча­тал­ся в разл. моск. га­зе­тах и жур­на­лах, а так­же в бер­лин­ской «сме­но­ве­хов­ской» газ. «На­ка­ну­не». С 1923 со­труд­ни­чал в газ. «Гу­док» вме­сте с И. Иль­фом, Е. Пет­ро­вым, В. П. Ка­тае­вым, Ю. К. Оле­шей, пуб­ли­куя мно­го­числ. фель­е­то­ны, ре­пор­та­жи, не­боль­шие очер­ки и рас­ска­зы.

В сер. 1920-х гг. вы­шли кни­ги «Дья­во­лиа­да» (1925), «Ро­ко­вые яй­ца» (1926); в 1925 в альм. «Рос­сия» на­пе­ча­та­ны пер­вые 13 глав ро­ма­на «Бе­лая гвар­дия» [пол­ное изд. под назв. «Дни Тур­би­ных (Бе­лая гвар­дия)» вы­шло в Па­ри­же, 1927–29]. Кни­ги бы­ли за­ме­че­ны кри­ти­кой, Б. за­вя­зал дру­же­ские от­но­ше­ния с В. В. Ве­ре­сае­вым, Е. И. За­мя­ти­ным, М. А. Во­ло­ши­ным, бы­вал на за­се­да­ни­ях Ни­ки­тин­ских суб­бот­ни­ков. На фо­не экс­пе­рим. про­зы 1920-х гг. про­из­ве­де­ния Б. вы­де­ля­ют­ся, с од­ной сто­ро­ны, под­чёрк­ну­той при­вер­жен­но­стью к клас­сич. тра­ди­ци­ям, с дру­гой – со­еди­не­ни­ем ро­ман­тич. па­те­ти­ки, иро­нии и рез­ко са­ти­рич. гро­те­ска. Бес­па­мят­ст­ву сму­ты Б. про­ти­во­по­ста­вил па­мять о тра­диц. цен­но­стях; от­сю­да в его твор­че­ст­ве – раз­ви­вае­мая и в про­зе («Бе­лая гвар­дия», «Мас­тер и Мар­га­ри­та», «Со­ба­чье серд­це»), и в дра­ма­тур­гии («Дни Тур­би­ных») те­ма До­ма, ох­ра­няю­ще­го и спа­саю­ще­го, про­ти­во­стоя­ще­го ка­та­ст­ро­фич. со­стоя­нию ми­ра.

Во 2-й пол. 1920-х гг. Б. за­вое­вал по­пу­ляр­ность и как дра­ма­тург: в 1926 с три­ум­фаль­ной по­ста­нов­ки дра­мы «Дни Тур­би­ных» (сце­нич. вер­сия «Бе­лой гвар­дии») на­ча­лось его мно­го­лет­нее со­труд­ни­че­ст­во с МХАТом, в Треть­ей сту­дии МХАТ в том же го­ду по­став­ле­на фар­совая ко­ме­дия «Зой­ки­на квар­ти­ра». В 1926–28 Б. за­кон­чил дра­му «Бег», ко­ме­дию-пам­флет «Баг­ро­вый ост­ров». В дра­ма­тур­гии Б. тра­ди­ции пси­хо­ло­ги­ческого те­ат­ра со­еди­не­ны с эле­мен­та­ми буф­фо­на­ды, гро­те­ска, ка­ба­рет­ной куль­ту­ры.

Рез­кие от­зы­вы кри­ти­ки, дис­пу­ты, пе­ре­хо­дя­щие в сис­те­ма­тич. трав­лю пи­са­те­ля, упор­ное со­про­тив­ле­ние сов. цен­зу­ры к кон. 1920-х гг. при­ве­ли к за­пре­там по­ста­но­вок и пуб­ли­ка­ций пьес Б. (при жиз­ни Б. ни од­на из его пьес не бы­ла опуб­ли­ко­ва­на). Бы­ла за­пре­ще­на и по­весть «Со­ба­чье серд­це» (созд. в 1925; 1-я пуб­ли­ка­ция в СССР в 1987). В пись­мен­ном об­ра­ще­нии к пра­ви­тель­ст­ву (1930) Б., обо­зна­чив свою об­ще­ств. по­зи­цию – убе­ж­дён­ность в не­об­хо­ди­мо­сти сво­бо­ды пе­ча­ти, при­вер­жен­ность идее «Ве­ли­кой Эво­лю­ции» и не­при­ятие ре­во­люц. спо­со­бов пре­об­ра­зо­ва­ния жиз­ни, – про­сил от­пус­тить его за гра­ни­цу или дать воз­мож­ность ра­бо­тать в те­ат­ре. При лич­ном со­дей­ст­вии Ста­ли­на Б. в 1930 был при­нят в МХАТ ас­си­стен­том-ре­жис­сёром, где соз­дал инс­це­ни­ров­ку «Мёрт­вых душ», при­ни­мал уча­стие в по­ста­нов­ках как ак­тёр. Од­на­ко из но­вых ори­ги­наль­ных пьес [«Адам и Ева», созд. в 1931; «Бла­жен­ст­во», созд. в 1934; «Алек­сандр Пуш­кин (По­след­ние дни)», «Иван Ва­силь­е­вич», обе созд. в 1935; «Ба­тум», созд. в 1939] лишь «Ка­ба­ла свя­тош» (созд. в 1929) бы­ла по­став­ле­на во МХАТе (1936), но бы­ла сня­та по­сле 7 спек­так­лей. Со­бы­тия и об­ста­нов­ка это­го пе­рио­да от­ра­зи­лись в па­ро­дий­ных «За­пис­ках по­кой­ни­ка» («Те­ат­раль­ном ро­ма­не)», ра­бо­та над ко­то­ры­ми на­ча­лась по­сле раз­ры­ва с те­ат­ром. В 1936 Б. пе­ре­шёл в Боль­шой те­атр на долж­ность либ­рет­ти­ста.

В 1933 Б. за­вер­шил жиз­не­опи­са­ние Моль­е­ра для се­рии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей» (изд. в 1962). С кон. 1920-х гг. и до кон­ца дней Б. ра­бо­тал над «ро­ма­ном о дья­во­ле» («Мас­тер и Мар­га­ри­та»), став­шим его вер­шин­ным про­из­ве­де­ни­ем (1-я пуб­ли­ка­ция в 1966–1967, с мно­го­числ. цен­зур­ны­ми и ре­дак­тор­ски­ми ис­ка­же­ния­ми). Слож­ная струк­ту­ра ро­ма­на (пе­ре­пле­те­ние гро­те­ск­ной фан­тас­ма­го­рии, ра­зыг­ры­ваю­щей­ся на фо­не сов. Мо­ск­вы, лю­бов­ной ли­нии, от­ра­зив­шей от­но­ше­ния Б. с его треть­ей же­ной – Е. С. Ши­лов­ской, и «ис­то­ри­че­ских глав» с еван­гель­ски­ми пер­со­на­жа­ми), сти­ли­стич. мно­го­пла­но­вость, от­сыл­ки к раз­но­об­раз­ным куль­тур­но-ис­то­рич. ис­точ­ни­кам, зна­чи­тель­ность фи­лос. со­дер­жа­ния (связь те­мы твор­че­ст­ва с па­ра­док­сом зла, тво­ря­ще­го доб­ро) обу­сло­ви­ли ост­рый ин­те­рес к ро­ма­ну в по­след­ней тре­ти 20 в.