БУЛГА́КОВ Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев – 10.3.1940, Москва], рус. прозаик, драматург. Сын А. И. Булгакова. После окончания мед. ф-та Киевского ун-та (1916) добровольно работал в прифронтовых госпиталях, затем в земской больнице г. Сычёвск Смоленской губ., в 1917–18 – в гор. больнице Вязьмы. Позднейший прозаич. цикл «Записки юного врача» (1925–26), а также повесть «Морфий» (1927) отразили реальные жизненные обстоятельства того времени, вплоть до драматич. борьбы с возникшей во время тяжёлой болезни привычкой к морфию, завершившейся через неск. лет победой над недугом. В нач. 1918 вернулся в Киев, где, по признанию самого Б., «последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». Осенью 1919 мобилизован в Добровольческую армию ген. А. И. Деникина, вместе с отступавшей армией попал на Кавказ (Владикавказ, Грозный, Беслан). В кавказских газетах состоялся лит. дебют Б. Первая известная публикация – ст. «Грядущие перспективы» [газ. «Грозный», 13(26).11.1919], одна из немногих открытых политич. деклараций Б., которая осуждала безумие «мартовских» и «октябрьских» событий, призывала осознать национальную и личную вину за происходящее и неизбежность общенародной расплаты даже в случае победы Белого движения. Тематич. связь с этой статьёй ощутима в произведениях 1920-х гг., созданных на биографич. основе: рассказах «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» (оба 1922), «Богема» (1925); повести «Записки на манжетах» (1922–23) и др.
В 1920–21 Б., отказавшись от занятий медициной, служил заведующим лит. и театральным отделами Владикавказского ревкома. Печатал театральные рецензии, после открытия рус. драматич. театра во Владикавказе выступал перед началом спектаклей со «вступительным словом», попытался организовать Нар. драматич. студию сценич. иск-ва. Тогда же состоялся дебют Б.-драматурга: его пьесы сразу же ставились на сцене местного театра («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» – не сохранились; «Сыновья муллы»). Одновременно Б. делал первые наброски будущего романа (возможно, «Белой гвардии»). Летом 1921 выехал в Тифлис, безуспешно пытаясь эмигрировать; с осени 1921 – в Москве, где сменил ряд занятий (секретарь лит. отдела, редактор, репортёр и др.). С весны 1922 печатался в разл. моск. газетах и журналах, а также в берлинской «сменовеховской» газ. «Накануне». С 1923 сотрудничал в газ. «Гудок» вместе с И. Ильфом, Е. Петровым, В. П. Катаевым, Ю. К. Олешей, публикуя многочисл. фельетоны, репортажи, небольшие очерки и рассказы.
В сер. 1920-х гг. вышли книги «Дьяволиада» (1925), «Роковые яйца» (1926); в 1925 в альм. «Россия» напечатаны первые 13 глав романа «Белая гвардия» [полное изд. под назв. «Дни Турбиных (Белая гвардия)» вышло в Париже, 1927–29]. Книги были замечены критикой, Б. завязал дружеские отношения с В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным, М. А. Волошиным, бывал на заседаниях Никитинских субботников. На фоне эксперим. прозы 1920-х гг. произведения Б. выделяются, с одной стороны, подчёркнутой приверженностью к классич. традициям, с другой – соединением романтич. патетики, иронии и резко сатирич. гротеска. Беспамятству смуты Б. противопоставил память о традиц. ценностях; отсюда в его творчестве – развиваемая и в прозе («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»), и в драматургии («Дни Турбиных») тема Дома, охраняющего и спасающего, противостоящего катастрофич. состоянию мира.
Во 2-й пол. 1920-х гг. Б. завоевал популярность и как драматург: в 1926 с триумфальной постановки драмы «Дни Турбиных» (сценич. версия «Белой гвардии») началось его многолетнее сотрудничество с МХАТом, в Третьей студии МХАТ в том же году поставлена фарсовая комедия «Зойкина квартира». В 1926–28 Б. закончил драму «Бег», комедию-памфлет «Багровый остров». В драматургии Б. традиции психологического театра соединены с элементами буффонады, гротеска, кабаретной культуры.
Резкие отзывы критики, диспуты, переходящие в систематич. травлю писателя, упорное сопротивление сов. цензуры к кон. 1920-х гг. привели к запретам постановок и публикаций пьес Б. (при жизни Б. ни одна из его пьес не была опубликована). Была запрещена и повесть «Собачье сердце» (созд. в 1925; 1-я публикация в СССР в 1987). В письменном обращении к правительству (1930) Б., обозначив свою обществ. позицию – убеждённость в необходимости свободы печати, приверженность идее «Великой Эволюции» и неприятие революц. способов преобразования жизни, – просил отпустить его за границу или дать возможность работать в театре. При личном содействии Сталина Б. в 1930 был принят в МХАТ ассистентом-режиссёром, где создал инсценировку «Мёртвых душ», принимал участие в постановках как актёр. Однако из новых оригинальных пьес [«Адам и Ева», созд. в 1931; «Блаженство», созд. в 1934; «Александр Пушкин (Последние дни)», «Иван Васильевич», обе созд. в 1935; «Батум», созд. в 1939] лишь «Кабала святош» (созд. в 1929) была поставлена во МХАТе (1936), но была снята после 7 спектаклей. События и обстановка этого периода отразились в пародийных «Записках покойника» («Театральном романе)», работа над которыми началась после разрыва с театром. В 1936 Б. перешёл в Большой театр на должность либреттиста.
В 1933 Б. завершил жизнеописание Мольера для серии «Жизнь замечательных людей» (изд. в 1962). С кон. 1920-х гг. и до конца дней Б. работал над «романом о дьяволе» («Мастер и Маргарита»), ставшим его вершинным произведением (1-я публикация в 1966–1967, с многочисл. цензурными и редакторскими искажениями). Сложная структура романа (переплетение гротескной фантасмагории, разыгрывающейся на фоне сов. Москвы, любовной линии, отразившей отношения Б. с его третьей женой – Е. С. Шиловской, и «исторических глав» с евангельскими персонажами), стилистич. многоплановость, отсылки к разнообразным культурно-историч. источникам, значительность филос. содержания (связь темы творчества с парадоксом зла, творящего добро) обусловили острый интерес к роману в последней трети 20 в.