https://sun9-4.userapi.com/impg/diT3gNQn48AskwESAxnyvW7R3DuONRko7iqyLw/EIKilSy2Ktw.jpg?size=620x701&quality=96&sign=7178784569d7bf6b487b152c0a61e95a&type=album
фото: sovsojuz.mirtesen.ru

Сергей Иосифович Юткевич (15 [28] декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва) — советский театральный и кинорежиссёр, художник, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1962), лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Кавалер трёх орденов Ленина (1964, 1967, 1974).

Биография
Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Ивановича Юткевича (1877—1972) и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой; 1880—1953), дворянки, выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов, переехавших в столицу из Вильны. Отец работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов, а с 1903 года — на Петербургской казённой пробочной фабрике; семья жила на 4-й Рождественской улице, дом № 43.

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков и позже — в Киев. В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга, в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером.

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921—1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе. Параллельно работал в Мастерской Фоггерта, где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г. С. Геллета (1922).

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). В течение двух лет как художник и режиссёр ставил и эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах «Смычка» и «Синяя блуза».

С 1924 года работал в кино. Как художник работал с Абрамом Роомом на картинах «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ). В 1928 году по завершении собственного фильма «Кружева» со скандалом, по обвинении в формализме был изгнан с московской фабрики «Совкино». Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии — фабрика «Ленфильм»). Был из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов.

В конце 1934 года группой начинающих ленинградских кинематографистов, актёров и композиторов, среди которых были Арнштам, Гарин, Локшина, Тенин, Бернес, Шостакович, Гольц и многие другие, была создана «Первая художественная мастерская», возглавить которую было предложено Юткевичу. По мнению киноведа П. Багрова мастерская стала «едва ли не самой привлекательной страницей советского кино второй половины 1930-х годов, возобновив под крышей мансарды атмосферу „студийности“ 1920-х». Студия заявила о себе Декларацией, вполне благонамеренной, однако «в ней провозглашалось некое „размежевание“ кинематографистов по творческим устремлениям. Для середины 30-х с их внедрением насильственного художественного единообразия — это почти революция!». Под художественным руководством Юткевича силами мастерской были сняты: «Подруги» (1935), «Женитьба», «Тайга золотая» и «Шахтёры» (1937).

В планах стояла экранизация «Поединка» Куприна, работы над фильмом «Клоп» были прерваны ещё на подготовительном периоде[8]. И в 1938 году он обратился к теме «ленинианы», впоследствии ставшей ведущей в его творчестве.

Начал преподавать в 1929 году. В 1938—1941 годах, перебравшись в Москву, заведовал кафедрой актёрского мастерства ВГИКа (с 1940 года — профессор). В дальнейшем, вплоть до конца 1960-х годов, неоднократно набирал режиссёрские мастерские.

В 1938—1944 годах был художественным руководителем киностудии «Союздетфильм». В 1939—1946 годах занимал должность главного режиссёра Ансамбля песни и пляски НКВД. Благодаря этому именно с его подачи были возвращены в Москву ссыльные Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом.

В конце 1940-х годов Юткевич стал одной из жертв борьбы с космополитами.

Злостным формалистом и вождём антинародного космополитизма объявили и Юткевича — со своими модернистскими устремлениями и, главное, «подходящей» для антисемитских шабашей фамилией этот, в общем-то, потомок польских дворян был истинной находкой для громких проработок 1949-го года. Во время одной из них его довели до сердечного приступа…
Олег Ковалов, «Формалист (К 105-летию со дня рождения Сергея Юткевича)» декабрь 2009

Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. В 1960—1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.

В 1960-е — 1970-е годы вновь обращался к творчеству Владимира Маяковского, совместно с Анатолием Карановичем поставив два экспериментальных мультфильма: «Баня» (1962) и «Маяковский смеётся» (1975). В них режиссёры использовали метод киноколлажа, совместив кукольную и рисованную мультипликацию с актёрской игрой, чтобы перенести на экран драматургию и киносценарий поэта «Позабудь про камни». В 1967 году совместно с Н. И. Клейманом реконструировал в фотографиях фильм «Бежин луг» (1935) Сергея Эйзенштейна, а в 1968 году — фильм «Барышня и хулиган» (1918) с участием Маяковского.

Преподавал с первого набора на режиссёрском отделении Высших режиссёрских курсов в 1963 году. Председатель жюри V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. Был изначально причастен к созданию Киноцентра с пространством музея кино внутри — «по образцу итальянского».

Работая в Институте истории искусств (1947—1949, 1956—1973) и ВНИИ киноискусства (1974—1985), написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства («Контрапункт режиссёра», 1960; «Шекспир в кино», 1973; «Модели политического кино», 1978). В качестве главного редактора участвовал в создании «Кинословаря в двух томах» (1966—1970), в 1987 году переизданного в виде однотомника «Кино. Энциклопедический словарь».

Член ВКП(б) с 1939 года, член Союза кинематографистов СССР, Всероссийского театрального общества, Союза писателей СССР (1964—1981), Советского комитета защиты мира, член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961).

Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья
Супруга — Елена Михайловна Ильющенко (1904—1987), балерина.

От актрисы Нины Яковлевны Шатерниковой (1902—1982) имел дочь Марианну Сергеевну Шатерникову (1934—2018) — киновед, переводчик кино, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе. С 1990 года жила в Калифорнии (США).

Адреса
- В Ленинграде в 1929—1934 годах — квартира Дмитрия Шостаковича — улица Марата, 9, кв. 7.
- В Москве в 1943—1985 годах — Глинищевский переулок, 5/7.

Театральные работы

Режиссёр
1922 — «Спектакль шарлатанов» Г. Геллета (Мастфор)
1937 — «Ночной смотр» В. Шкваркина (совместно с X. Локшиной, Ленинградский театр Комедии)
1939 — «Ключи Берлина» М. Гуса и К. Финна (Московский театр Революции)
1942 — «Мать» К. Чапека (Русский государственный драматический театр имени В. Маяковского, Душанбе)
1943 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина (Ленинградский театр Комедии)
1945 — «Вы этого не забудете» Дж. Пристли (Ленинградский театр Комедии)
1947 — «Южный узел» А. Первенцева (Малый театр)
1953 — «Баня» В. Маяковского (совместно с Н. Петровым и В. Плучеком) (Московский театр сатиры)
1955 — «Клоп» В. Маяковского (совместно с В. Плучеком) (Московский театр сатиры)

Студенческий театр МГУ
1961 — «Сердце у меня одно» Г. Полонского
1964 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (совместно с М. Захаровым)
1967 — «Хочу быть честным» В. Войновича.

Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского
1982 — «Балаганчик» А. Блока
1982 — «Незнакомка» А. Блока

Художник
1921 — «Вечер театральных пародий» (совместно с С. Эйзенштейном) (Мастфор)
1921 — «Хорошее отношение к лошадям» В. З. Масса (совместно с С. Эйзенштейном) (Мастфор)
1951 — «Пролитая чаша» Ван Шифу (Московский театр сатиры)

Фильмография

Режиссёр
1925 — Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом)
1928 — Кружева
1929 — Чёрный парус
1931 — Златые горы
1932 — Встречный (совместно с Ф. Эрмлером и Л. Арнштамом)
1934 — Анкара — сердце Турции (документальный; совместно с Л. Арнштамом)
1937 — Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
1937 — Шахтёры
1938 — Человек с ружьём (совместно П. Армандом и М. Итиной)
1940 — Яков Свердлов
1941 — Боевой киносборник № 7 (новеллы «Белая ворона» и «Эликсир бодрости»)
1942 — Швейк готовится к бою (киносборник; совместно с М. Итиной и К. Минцем)
1943 — Новые похождения Швейка
1944 — Освобождённая Франция (документальный)
1945 — Здравствуй, Москва!
1946 — Молодость нашей страны (документальный; совместно с И. Венжер)
1947 — Свет над Россией
1948 — Памяти С. М. Эйзенштейна (документальный; совместно с П. Аташевой; нет в титрах)
1948 — Три встречи (совместно с В. Пудовкиным и А. Птушко)
1951 — Пржевальский
1953 — Великий воин Албании Скандербег (СССР — НРА)
1955 — Отелло
1957 — Рассказы о Ленине
1960 — Встреча с Францией (документальный)
1962 — Баня (мультипликационный; совместно с А. Карановичем)
1965 — Ленин в Польше (СССР — ПНР)
1967 — О самом человечном (документальный)
1969 — Сюжет для небольшого рассказа (СССР — Франция)
1973 — Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем)
1973 — Поэт на экране (документальный)
1975 — Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой; совместно с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым)
1981 — Ленин в Париже (совместно с Л. Эйдлиным)

Сценарист
1925 — Шпундик-кооператор (совместно с В. Ардовым)
1925 — Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом)
1928 — Кружева (совместно с Ю. Громовым, В. Легошиным)
1931 — Златые горы (совместно с А. Михайловским, В. Недоброво, А. Чапыгиным)
1932 — Встречный (совместно с Ф. Эрмлером, Л. Арнштамом, Л. Любашевским, А. Пантелеевым, Л. Чуковской)
1934 — Анкара — сердце Турции (документальный) (совместно с Л. Арнштамом)
1944 — Освобождённая Франция
1955 — Отелло
1957 — Поёт Ив Монтан (совместно с М. Слуцким)
1962 — Баня (мультипликационный) (совместно с А. Карановичем)
1966 — Ленин в Польше (совместно с Е. Габриловичем)
1967 — О самом человечном (монтажный, СССР)
1973 — Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем)
1975 — Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой) (совместно с А. Карановичем)
1981 — Ленин в Париже (совместно с Е. Габриловичем)

Художник-постановщик
1925 — Даёшь радио! (короткометражный)
1926 — Предатель (совместно с В. Рахальсом)
1927 — Третья Мещанская (совместно с В. Рахальсом)

Участие в документальных фильмах
1955 — 60-летний юбилей А. Довженко
1955 — 30-летие фильма «Броненосец „Потёмкин“»
1959 — Звёзды встречаются в Москве
1965 — С. Юткевич и М. Штраух в Варшаве
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений

Библиография
- Контрапункт режиссёра, М., 1960;
- Мы знали его таким (о С. М. Эйзенштейне), «Знамя», 1960, ј 10;
- Работая над Маяковским, «Театр», 1955, X' 4 (совм. с. В. Плучеком);
- Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сб.:Встречи с Мейерхольдом, М., 1967.
- Юткевич С. И. Шекспир и кино. — М.: Наука, 1973.
- Эраст Гарин — режиссёр и артист из «стаи востроносых» // Искусство кино : журнал. — 1982. — Март (№ 3). — С. 115—128.

Звания и награды
- Герой Социалистического Труда (1974)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
- Народный артист РСФСР (1957)
- Народный артист СССР (1962)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Яков Свердлов» (1940)
- Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Молодость нашей страны» (1946)
- Государственная премия СССР (1967) — за фильм «Ленин в Польше»
- Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Ленин в Париже».
- Три ордена Ленина (1964, 1967, 1974)
- Орден Октябрьской Революции (1971)
- Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за фильм «Человек с ружьём» (1938)
- Орден Дружбы народов (1984)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- МКФ в Канне (1954, Специальная премия Высшей технической комиссии, за режиссуру, фильм «Великий воин Албании Скандербег»)
- МКФ в Канне (1954, Международная премия («В знак признания успехов национальных кинематографий»), фильм «Великий воин Албании Скандербег»)
- МКФ в Канне (1956, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Отелло»)
- МКФ в Дамаске (1956, Золотая медаль, фильм «Отелло»)
- ВКФ в Киеве (1959, Диплом I степени, фильм «Рассказы о Ленине»)
- МКФ в Лондоне (1966, Почётный диплом, фильм «Ленин в Польше»)
- МКФ в Канне (1966, Премия французского национального центра кино, фильм «Ленин в Польше»)
- МКФ в Канне (1966, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Ленин в Польше»)
- ВКФ в Киеве (1966, Первая премия по разделу историко-революционных фильмов, фильм «Ленин в Польше»)
- Премия «Юсси» (Финляндия, 1970) — за лучший зарубежный фильм, фильм «Ленин в Польше»
- МКФ в Венеции (1982, «Золотой лев за карьеру»)

Номинации
- МКФ в Канне (1954, Гран-при, фильм «Великий воин Албании Скандербег»)
- МКФ в Канне (1956, Золотая пальмовая ветвь, фильм «Отелло»)
- МКФ в Канне (1966, Золотая пальмовая ветвь, фильм «Ленин в Польше»)

Комментарии
- По распоряжению И. Г. Большакова, министра кинематографии СССР, отдавашего приказ о съёмках фильма «Памяти С. М. Эйзенштейна», имена обоих режиссёров не были включены в титры.