Георгий Павлович Менглет (4 (17) сентября 1912, Воронеж — 1 мая 2001, Москва) — советский российский актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977).
Биография
Георгий Менглет родился 4 (17) сентября 1912 года в Воронеже.
В 1930 году окончил 1-ю Воронежскую советскую трудовую школу 2-й ступени. В Воронеже впервые вышел на театральную сцену.
В 1930—1933 годах учился в ЦЕТЕТИСе (ныне — ГИТИС), в классе А. П. Петровского.
В 1931 году параллельно с учёбой начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл в спектаклях «По указу его величества» К. Л. Мур, «Чернышевский и Александр II» Н. Н. Лернера, а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933). В 1932—1933 годах — актёр Театра сатиры.
Решающее влияние на формирование таланта актёра оказал А. Д. Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Показал себя актёром острой и точной формы, меткой и часто злой хара́ктерности; обладал ярким импровизационным даром. Уже первая его роль в студии Дикого — любовника в интермедии М. де Сервантеса «Ревнивый старик» (премьера спектакля 19 декабря 1934 года считается «днём рождения» студии), и особенно приказчика Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1935), выявили характерные черты его артистической индивидуальности.
В начале 1936 года студия Дикого была закрыта; летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ). Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Г. Менглет. После ареста А. Д. Дикого в августе 1937 года актёр решил создать новый театр — из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно — русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Г. Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (с 1961 — Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского. На сцене этого театра сыграл более 20 ролей.
В 1943 году создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии.
Несколько месяцев выступал на сцене Театра имени Е. Вахтангова в Москве, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни.
Член КПСС с 1974 года.
Георгий Павлович Менглет умер 1 мая 2001 года в Москве на 89-м году жизни в день 80-летия своей супруги актрисы Н. Архиповой.
Похоронен на Кунцевском кладбище.
Семья
- Отец — Павел Владимирович Менглет (1884—1967), служащий. По некоторым данным, был выходцем из дворянской семьи Подольской губернии; начало российской ветки дворянского рода Менглетов положил французский капитан Людовик (Людвиг, Луи) Менглет (Mainglet).
- Мать — Екатерина Михайловна Менглет (1887—1978), домохозяйка.
- Первая жена — Валентина Григорьевна Королева (1911—1986). Ее бабушка - латышка, отец - русский. Она училась в ЦЕТЕТИСе одновременно с Менглетом, затем попала вместе с ним в бригаду, которая гастролировала по раскулаченным селам. Вскоре они поженились, а 8 августа 1935 года у них родилась дочь Майя.
- Дочь — Майя Георгиевна Менглет (род. 1935), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1984), (ныне живёт в Австралии).
- Внуки — Алексей и Дмитрий.
- Вторая жена — Нина Николаевна Архипова (1921—2016), актриса. Народная артистка РСФСР (1988).
Звания и награды
- Заслуженный артист Таджикской ССР (1939)
- Народный артист Таджикской ССР (1943) — за роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского
- Народный артист РСФСР (1956)
- Народный артист СССР (1974)
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Пал Палыча Махонина в спектакле «Пена» С. В. Михалкова
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997)
- Орден Трудового Красного Знамени (1982) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения
- Орден «Знак Почёта» (1941)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Первая премия «России первая любовь» в номинации «За верность Пушкинскому слову» за лучшую мужскую роль в спектакле «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину (роль Барона) в театре «Вернисаж» (2000).
Творчество
Роли в театре
Государственный историко-революционный театр (Москва)
1932 — «По указу Его Величества» К. Л. Мура (пост. А. Кричко) — Н. А. Добролюбов
1933 — «Чернышевский и Александр-2» Н. Н. Лернера (пост. И. Рапопорта и А. Козловского) — Андронадзе
1933 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (пост. А. Кричко) — Каюс
Театр-студия под руководством А. Дикого
1934 — «Ревнивый старик» М. де Сервантеса (реж. А. Д. Дикий) — Любовник
1935 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову (постановка А. Д. Дикого) — приказчик Сергей
Большой драматический театр им. М. Горького
1936 — «Аристократы» А. Ф. Погодина (реж. Б. Тамарин) — Боткин
1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа (реж. А. Д. Дикий) — прапорщик Сезан
1936 — «Русалка» по А. С. Пушкину (реж. А. Дикий, Б. Бабочкин, В. Ланге, С. Марголин, Я. Штейн) — Князь
Русский драматический театр им. В. Маяковского (Сталинабад)
1937 — «Земля» Н. Е. Вирты (пост. Я. Штейна) — Листрат
1937 — «Ночной смотр» В. В. Шкваркина (пост. И. Савельева) — Верховский
1937 — «Очная ставка» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (пост. А. Бендера) — шпион Иванов
1937 — «Пограничник» В. Н. Билль-Белоцерковского (пост. А. Бендера и П. Ершова) — Хитров
1937 — «Похищение Елены» Л. Вернейля (пост. А. Бендера) — Жермон
1938 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (пост. А. Бендера) — Незнамов
1938 — «На дне» М. Горького (пост. В. Ланге) — Барон
1938 — «Разлом» Б. А. Лавренёва (реж. М. М. Яншин и В. Ланге) — матрос Пузырь
1938 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (пост. В. О. Топоркова и П. Ершова) — Беркутов
1938 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов
1939 — «Князь Мстислав Удалой» И. Л. Прута (пост. А. Бендера) — Лосенко
1939 — «Павел Греков» Б. И. Войтехова (пост. А. Бендера) — Сорокин
1939 — «Повесть о женщине» Л. Левина (пост. Г. Менглета) — Бережной
1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина (пост. А. Бендера) — Блажевич
1940 — «Мой сын» Ш. Гергеля и О. С. Литовского (пост. В. Ланге) — Ковач
1940 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (пост. С. Якушева) — Марк Громан
1941 — «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн (пост. О. Солюса) — Макс
1942 — «Мать» К. Чапека (пост. С. Юткевича) — Пётр
1942 — «Дым отечества» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (пост. В. Ланге) — Якутович
1942 — «Тот, кого искали» А. Б. Раскина (пост. О. Солюса) — Женечка
1942 — «Русские люди» К. М. Симонова (пост. О. Солюса) — Козловский
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука (пост. В. Ланге) — Крикун
1942 — «Пропавший без вести» С. В. Михалкова и Н. Кружкова (пост. О. Солюса) — Николай Чирков
Постановки
1940 — «Сады цветут» В. С. Масса, Н. Куличенко
1940 — «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского
Первый фронтовой театр Таджикской ССР под руководством Г. Менглета
1943 — «Салом, друзья!» Б. С. Ласкина и Н. Рожкова (пост. С. Юткевича) — Фронтовик, лейтенант-лётчик и др.
Московский театр Сатиры
1945 — «Пенелопа» С. Моэма (постановка Э. Краснянского) — Дик
1946 — «Человек с того света» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — Александр Иванович
1947 — «Время, вперед!» по В. П. Катаеву (постановка Н. Горчакова) — Маргулиес
1947 — «Встреча с юностью» А. Н. Арбузова (постановка О. Солюса) — Коля Шишкин
1947 — «Остров мира» Е. П. Петрова (постановка Н. Горчакова, Э. Краснянского) — Джекобс-младший
1948 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского по водевилю А. М. Бонди (постановка Э. Краснянского) — князь Ветринский
1949 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (постановка Н. Горчакова) — Костя
1949 — «Роковое наследство» Л. Р. Шейнина (постановка Н. Петрова) — Джеймс Уорфилд
1949 — «Мешок соблазнов» Н. Базилевского, В. Нейштадта по рассказам М. Твена (постановка Н. Петрова) — Вильсон
1949 — «Кто виноват?» Г. Мдивани (постановка Э. Краснянского) — Волков
1950 — «Комедия ошибок» У. Шекспира (постановка Э. Краснянского) — Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский
1950 — «Лондонские трущобы» Б. Шоу (постановка Э. Краснянского) — доктор Трэнч
1951 — «Их было трое» В. З. Масса, М. А. Червинского (постановка Э. Краснянского) — Чарльд Олбрайт
1951 — «Господин Дюруа» И. Л. Прута, А. Е. Штейнберга по Г. де Мопассану (постановка Э. Краснянского) — Жорж Дюруа
1952 — «Личная жизнь» К. Финкина (постановка Ю. Егорова, Ю. Победоносцева) — Иван Брыкин
1953 — «Где эта улица, где этот дом» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — Березкин
1953 — «Баня» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича, Н. Петрова) — Победоносиков
1954 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского по водевилю А. М. Бонди (постановка Э. Краснянского) — Лев Гурыч
1955 — «Клоп» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича) — Олег Баян
1956 — «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартры (постановка В. Плучека) — Жорж де Валера
1957 — «Домик» по В. П. Катаеву (постановка Э. Краснянского) — Передышкин
1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (постановка Г. Георгиевского) — Либеро
1958 — «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека) — немец
1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (постановка А. Лобанова) — Глумов
1959 — «Обнаженная со скрипкой» Н. Кауарда (постановка В. Плучека) — Себастьян
1960 — «Смейся, паяц!» В. П. Строкопытова (постановка Г.Георгиевского) — Багрянцев
1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — дядя Гриша
1960 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета (постановка В. Плучека) — комиссионер
1961 — «Игроки» Н. В. Гоголя (постановка В. Плучека) — Степан Иванович Утешительный
1961 — «Четвёртый позвонок» Н. Слоновой по М. Ларни (постановка Д. Тункеля) — Говард Эткинсон
1961 — «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова (постановка В. Плучека) — дед Северига
1962 — «Фунт лиха» С. Д. Нариньяни (постановка Д. Тункеля) — В.В.
1962 — «Наследники Рабурдена» Э. Золя (постановка В. Плучека) — доктор Мург
1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В. Плучека) — Гектор Хешебай
1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского, В. З. Массы и М. А. Червинского (постановка Д. Тункеля) — Зефиров
1964 — «Обыкновенный человек» Б. Нушича (постановка П. Резникова) — Иованче Мицич
1964 — «Двенадцатифунтовый взгляд» Д. Барри (постановка О. Солюса) — Гарри Симс
1964 — «Бидерман и поджигатели» М. Фриша (постановка В. Плучека, М. Захарова) — Готлиб Бидерман
1965 — «Тёркин на том свете» по А. Т. Твардовскому (постановка В. Плучека) — читатель-дока
1966 — «Процесс Ричарда Ваверли» Р. Шнайдера (постановка З. Кюна) — адвокат доктор Андерсон
1966 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В. Плучека) — капитан Шотовер
1967 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (постановка В. Плучека) — отец Диего
1967 — «Интервенция» Л. И. Славина (постановка В. Плучека) — полковник Фредамбе
1967 — «Доходное место» А. Н. Островского (постановка М. Захарова) — Вышневский
1968 — «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина (постановка М. Захарова) — Брюкин
1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (постановка В. Плучека) — Дон Бридуазон
1969 — «Брак поневоле» Ж.-Б. Мольера (постановка Н. Дешко) — Сгапарель
1970 — «Офицер флота» А. А. Крона (постановка М. Микаэлян) — художник Иван Константинович
1970 — «Судьба Овода» по роману Э. Войнич (постановка Ю. Кротенко) — Монтанелли
1970 — «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (постановка М. Захарова и А. Ширвиндта) — Пишта Орбок
1970 — «Впотьмах» А. И. Куприна (постановка М. Микаэлян) — Кашперов
1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Ф. Погодина (постановка М. Захарова) — Орджоникидзе
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (постановка В. Плучека) — Земляника
1972 — «Падение Тапра» Д. Афруза (постановка С. Евлахишвили) — Ахмет
1974 — «Таблетка под язык» А. Е. Макаёнка (постановка В. Плучека) — Каравай
1974 — «Пощёчина» С. В. Михалкова (постановка В. Плучека, Л. Эйдлина) — профессор Щеглов
1975 — «Ремонт» М. М. Рощина (постановка В. Плучека) — человек в шлепанцах
1975 — «Пена» С. В. Михалкова (постановка В. Плучека) — Пал Палыч Махонин
1977 — «Андро и Сандро» Г. Д. Хугаева (постановка Г. Давидова) — Сандро
1977 — «Бег» М. А. Булгакова (постановка В. Плучека) — Корзухин
1978 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана (постановка В. Плучека) — Юрий Николаевич Девятов
1980 — «Её превосходительство» С. И. Алёшина (постановка А. Ширвиндта) — Карл
1980 — «Чудак» Н. Хикмета (постановка В. Кондратьева, В. Плучека) — Реджеб Бей
1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского (постановка А. Миронова) — Кучумов
1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (постановка В. Плучека) — Аристарх Доминакович Гранд-Скубик
1984 — «Крамнэгел» П. Устинова (постановка П. Холмского) — сэр Невилл Ним
1984 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (постановка В. Плучека) — Фирс
1985 — «Молчи, грусть, молчи…» А. Ширвиндта (постановка А. Ширвиндта) — Подколесин
1986 — «Бремя решения» Ф. М. Бурлацкого (постановка В. Плучека) — Эдгар Гувер
1987 — «Последние» М. Горького (постановка А. Папанова) — Иван Коломийцев
1988 — «Страсти Черноморья» Ф. А. Искандера (постановка А. Ширвиндта) — Первый пенсионер
1988 — «Трибунал» В. Н. Войновича (постановка В. Плучека) — председатель
1992 — «Горячее сердце» А. Н. Островского (постановка В. Плучека) — Серапион Мардарьич Градобоев
Постановки
1964 — «Ложь для узкого круга» А. Д. Салынского
Театр «Вернисаж»
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
Роли в кино
1942 — Швейк готовится к бою — Вацлав Рышанек
1943 — Лермонтов — князь А. И. Васильчиков
1963 — Короткие истории — начальник
1967 — Фитиль (фильм №60 «Тяжелый случай»)
1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — начальник свалки Евгений Евгеньевич Воронцов
1985 — Победа — Черчилль
Телеспектакли
1959 — Обнажённая со скрипкой — Себастьян
1960 — Игроки — Степан Иванович Утешительный
1960 — Сизиф и смерть
1962 — Интервью у весны — ВВ из редакции
1962 — Наследники Рабурдэна — дoктop Mуpк
1965 — Двенадцатифунтовый взгляд — Гарри Симс
1965 — Обыкновенный человек — Иованче Мицич
1966 — Лабиринт — Директор газеты
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве — артист
1968-1981 — Кабачок "13 стульев" — Мамонт Маломальский
1969 — Швейк во второй мировой войне — Буллингер
1970 — Судьба Овода — Монтанелли
1971 — Офицер флота — художник Иван Константинович
1971 — Терем-теремок — Кашперов
1972 — Падение Тапра — Ахмет
1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро — Дон Гусман Бридуазон
1974 — Проснись и пой — Пишта Орбок
1975 — Дом, где разбиваются сердца — капитан Шотовер
1977 — Андро и Сандро — Сандро
1976 — Ну, публика! — Михаил, тайный советник
1976 — Пощёчина — Иван Иванович Щеглов
1977 — Пена — Махонин Пал Палыч
1978 — Таблетку под язык — Владимир Андреевич Каравай
1982 — Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
1984 — Крамнэгел — сэр Невилл Ним
1989 — Самоубийца — Гранд-Скубик Аристарх Доминикович
1999 — Скупой рыцарь — Барон
2001 — Андрюша
Озвучивание мультфильмов
1977 — Марусина карусель — директор цирка
1978 — Робинзон Кузя — Толстый Кот
Участие в фильмах
1989 — Голос памяти (документальный)
1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный)
Увлечения
Помимо театра у Георгия Павловича Менглета было ещё одно страстное увлечение, которое он пронёс через всю жизнь. Он был спортивным болельщиком и болел за команду ЦСКА. Об этой его страсти вспоминали многие близкие ему люди.
… Папа всю жизнь был футбольным фанатом. Его ночью разбуди, спроси, кто в 1945 году забил гол в правый угол левой ногой команде ЦСКА, — он сразу же ответит. Он и меня приобщал к футболу — брал с собой на матчи. Я вместе с ним болела, орала, переживала. Он всю жизнь болел за ЦСКА. Я тоже стала болельщицей этой команды. Папа был для меня неотъемлем от театра и от футбола.
Майя Менглет.