https://i.imgur.com/HubYdTH.jpg
фото: demyan-bedniy.ru

БЕ́ДНЫЙ Демь­ян (псевд.; наст. фам. и имя При­дво­ров Ефим Алек­сее­вич) [1(13).4.1883, дер. Гу­бов­ка Хер­сон­ской губ. – 25.5.1945, Мо­ск­ва], рус. по­эт. Сын кре­сть­я­ни­на, учил­ся в Ки­ев­ской во­ен­но-фельд­шер­ской шко­ле, за­тем в С.-Пе­терб. ун-те.

Ран­ние сти­хи (пуб­ли­ко­ва­лись с 1899) – вер­но­под­дан­ни­че­ские и ли­ри­ко-ро­ман­ти­че­ские, с 1909 – на­род­ни­че­ские, па­те­ти­че­ски-гра­ж­дан­ские, с 1911 – боль­ше­ви­ст­ские, аги­та­ци­он­но-са­ти­ри­че­ские. С 1912 чл. РСДРП. В 1914–15 на фрон­те. С 1917 по­сто­ян­ный со­труд­ник боль­ше­ви­ст­ской пе­ча­ти, в 1918–20 ез­дил по фрон­там гражд. вой­ны; его сти­хи пе­ча­та­лись в лис­тов­ках и аги­тац. бро­шю­рах ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми. В 1920-е гг. фель­е­то­нист «Прав­ды», где поч­ти еже­днев­но пуб­ли­ко­вал сти­хи на зло­бо­днев­ные те­мы: о ме­ж­ду­нар. по­ло­же­нии, смыч­ке го­ро­да с де­рев­ней, но­вом бы­те, борь­бе с ре­ли­ги­ей, кол­лек­ти­ви­за­ции и пр. Не­обы­чай­но пло­до­ви­тый, им­про­ви­зи­ро­вав­ший сти­хи на пи­шу­щей ма­шин­ке, он поль­зо­вал­ся ис­клю­чит. по­пу­ляр­но­стью у на­чи­наю­щих, толь­ко что ос­во­ив­ших гра­мо­ту чи­та­те­лей.

Его об­раз­цы – И. А. Кры­лов, Н. А. Не­кра­сов, хре­сто­ма­тий­ные сти­хи рус. клас­си­ков, нар. лу­бок; его стиль – афо­ри­сти­че­ские, сра­зу за­по­ми­наю­щие­ся строч­ки, пре­дель­но про­стой язык, тра­диц. на­бор лег­ко­по­нят­ных об­ра­зов и при­выч­ных жан­ров (бас­ня, пес­ня); ин­то­на­ция пря­мо­го раз­го­во­ра с чи­та­те­лем, юмор ско­рее доб­ро­душ­ный, чем злой; раз­го­вор­ный стих – ба­сен­ный или фольк­лор­ный; за­ме­ча­тель­но тон­кий слух (клас­си­че­ская точ­ность рифм – уни­каль­ная в 20 в.). От лит. спо­ров дер­жал­ся в сто­ро­не; по­пыт­ка объ­я­вить его уни­вер­саль­ным об­раз­цом для сов. лит-ры («одемь­я­ни­ва­ние ли­те­ра­ту­ры», ло­зунг РАППа 1930) не уда­лась.

В 1930-е гг., ко­гда но­вый, ста­лин­ский парт. курс по­тре­бо­вал па­фо­са вме­сто са­ти­ры и нац. идеа­ла вме­сто клас­со­во­го, по­ло­же­ние Б. ста­ло зыб­ким: в 1930 его осу­ж­да­ют за очер­нение со­вре­мен­но­сти в стих. «Сле­зай с печ­ки» (1930) и др., в 1936 – за очер­не­ние рус. про­шло­го в либ­рет­то опе­ры «Бо­га­ты­ри» (1936), в 1938 он ис­клю­чён из пар­тии, не пе­ча­та­ет­ся, жи­вёт под уг­ро­зой аре­ста. Толь­ко с на­ча­лом Вел. Отеч. вой­ны он до­би­ва­ет­ся дос­ту­па в пе­чать, с преж­ней энер­ги­ей пи­шет га­зет­ные сти­хи.