фото: photar.ru
ЛАНГ (Lang) Фриц (Фридрих Христиан Антон) (5.12.1890, Вена – 2.8.1976, Беверли-Хилс, США), нем. кинорежиссёр, сценарист. Сын архитектора А. Ланга.
В кон. 1900-х гг. учился на архитектурном ф-те Высшей технич. школы, затем в Академии изобразит. искусств в Вене, в 1-й пол. 1910-х гг. – в Гос. худож. школе в Мюнхене, в Школе живописи М. Дени и академии Р. Жюлиана в Париже. Участник 1-й мировой войны. В 1916, находясь в госпитале, написал сценарии, по которым были сняты фильмы «Хильда Уоррен и Смерть» Дж. Мея (1917) и «Чума во Флоренции» О. Рипперта (1919). В 1918, работая в одном из венских театров, получил приглашение кинопродюсера Э. Поммера и в качестве сценариста поступил на киностудию «Decla». В 1918–19 как режиссёр снял 4 фильма, в которых нашли отражение неоромантич. и экспрессионистские мотивы, ставшие определяющими в его творчестве: «Полукровка», «Хозяин любви», «Пауки, часть 1. Золотое озеро» и «Харакири». Писал сценарии для нем. студии «Ufa» и американской «Nero-Film». В 1920 познакомился со своей будущей женой – писательницей Т. фон Харбоу, автором сценариев ко всем его картинам вплоть до 1933. Первый крупный режиссёрский успех принёс ф. «Усталая смерть» (1921) – филос.-лирич. притча о любви, пытающейся победить смерть. В это время Л. сформулировал идею о нац. природе киноискусства, призванного выразить характерные особенности мировосприятия своего народа. Руководствуясь этой идеей, создал свои лучшие фильмы: детективную драму о гении преступного мира «Доктор Мабузе – игрок» (1922); уникальные по масштабу и силе воздействия экранизации ср.-век. эпоса «Нибелунги: Зигфрид» и «Нибелунги: месть Кримхильды» (1924), в которых стремился воплотить в экранных образах «германский дух»; антиутопию «Метрополис» (1927). Творчество Л., новаторское в области изобразит. формы и драматургии, вывело мировой кинематограф на новый уровень худож. выразительности.
В 1931 режиссёр вновь обратился к теме преступности, сняв свой первый звуковой ф. «М», повествующий о маньяке, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Фильм «Завещание доктора Мабузе» (1933), в аллегорич. форме демонстрирующий власть гитлеризма над сознанием людей, был запрещён нацистской цензурой. В 1933 Л. эмигрировал во Францию. В Париже поставил мистико-фантастич. драму «Лилиом» (1934), не имевшую большого успеха. С сер. 1930-х гг. в Голливуде («Ярость», 1936, и др.). С 1958 в ФРГ, где снял свои последние фильмы: «Индийская гробница» (1958), «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960). В 1963 как актёр участвовал в фильме Ж. Л. Годара «Презрение».