фото: m.kino-teatr.ru
Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard). Франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажёр и кинопродюсер.
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно (англ.)рус., натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно.
Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона (фр.)рус.. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию.
Кинокритика
В Париже, в Латинском квартале незадолго до 1950 года, всё более популярными становились киноклубы (кинематографические общества). Годар начал посещать эти клубы — Французскую синематеку, Киноклуб Латинского квартала (CCQL), киноклуб «Работа и культура» и другие — он стал завсегдатаем этих клубов. Синематека была основана Анри Ланглуа и Жоржем Франжю в 1936 году; «Работа и культура» была образовательной рабочей группой, для которой Андре Базен организовывал показы фильмов и дискуссии в военное время, и которая стала образцом для киноклубов, которые выросли по всей Франции после освобождения от нацистов; CCQL, основанный примерно в 1947 или 1948 году, был возглавлен Эриком Ромером. В этих клубах он познакомился с другими синефилами, включая Жака Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо. Годар был частью поколения, для которого кино приобрело особое значение. Он сказал:
«В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но это уже не так. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп… телескоп… в Синематеке я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Они рассказывали нам о Гёте, но не о Дрейере… Мы смотрели немые фильмы в эпоху разговоров. Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах».
Его первый шаг в кино начался в области критики. Наряду с Морисом Шерером (писавшим под известным псевдонимом Эрик Ромер) и Жаком Риветтом, он основал в 1950 году недолговечный журнал La Gazette du cinéma[fr], было опубликовано пять номеров. Когда Базен основал в 1951 году журнал Cahiers du cinéma, Годар стал влиятельным редактором журнала. В январском номере 1952 года была опубликована его рецензия на американскую мелодраму режиссёра Рудольфа Мате «Не надо грустных песен для меня[en]». Его статья «Защита и иллюстрация классического декупажа», опубликованная в сентябре 1952 года, в которой он нападает на более раннюю статью Базена и защищает использование техники обратного выстрела, является одним из его самых ранних важных вкладов в критику кино. Восхищаясь Отто Премингером и «величайшим американским художником — Говардом Хоуксом», Годар поднимает их резкие мелодрамы над более «формализованными и откровенно хитрыми фильмами Уэллса, Де Сика и Уайдлера, которые одобрял Базен». В этот момент деятельность Годара не включала в себя создание фильмов. Он смотрел фильмы и писал о них, а также помогал другим снимать фильмы, в частности, Ромеру, с которым он работал над короткометражным фильмом «Представление, или Шарлотта и её стейк».
Кинопроизводство
Покинув Париж осенью 1952 года, Годар вернулся в Швейцарию и уехал жить к матери в Лозанну. Он подружился с любовником своей матери, Жан-Пьером Лаубшером, который работал на плотине Гранд-Диксенс[en]. Через Лаубшера он обеспечил себя работой в качестве строителя на дамбе. Он видел возможность снять документальный фильм о плотине; когда закончился его первоначальный контракт, чтобы продлить своё время на плотине, он перешёл на должность оператора телефонного коммутатора. Во время дежурства в апреле 1954 года он позвонил Лаубшеру и рассказал о том, что Одиль Моно, мать Годара, погибла в аварии на скутере. Благодаря швейцарским друзьям, которые предоставили ему 35-мм кинокамеру, он смог снять короткометражный документальный фильм «Операция бетон[it]». Компания, которая управляла плотиной, купила фильм и использовала его в рекламных целях. Этот фильм стал первым для Годара.
Продолжая работать в Cahiers du cinéma, он сделал в Женеве 10-минутную короткую запись «Кокетка[en]» (1955), и в январе 1956 года вернулся в Париж. Трюффо обратился к нему за помощью в работе над идеей для фильма, основанного на реальных преступлениях мелкого преступника Мишеля Портье, который застрелил полицейского на мотоцикле и чья подруга отдала его в полицию, но Трюффо не смог найти продюсеров. Другой совместный проект с Трюффо, комедия о деревенской девушке, прибывшей в Париж, также был заброшен. Он работал с Ромером над запланированной серией короткометражных фильмов, посвящённых жизни двух молодых женщин, Шарлотты и Вероники. Осенью 1957 года Пьер Бронберже выпустил первый фильм из серии «Всех парней зовут Патрик[it]», снятый Годаром по сценарию Ромера. Фильм «История воды[en]» (1958) был создан в основном из неиспользованного материала, снятого Трюффо. В 1958 году Годар с актёрским составом, в который входили Жан-Поль Бельмондо и Анн Колетт[fr], сделал свой последний короткометражный фильм перед тем, как завоевать международное признание в качестве режиссёра, «Шарлотта и её Жюль[it]», снятый в честь Жана Кокто. Фильм был снят в гостиничном номере Годара на улице Ренн и, по-видимому, отразил что-то вроде «романтической строгости» собственной жизни Годара в это время. Его швейцарский друг Роланд Толматчов отметил: «В Париже у него был большой плакат с Богартом на стене и больше ничего». В декабре 1958 года Годар выпустил репортаж с фестиваля короткометражных фильмов в Туре и высоко оценил работы Жака Деми, Жака Розье[fr] и Аньес Варда и подружился с ними — он уже знал Алена Рене, чью работу он также высоко оценил, но теперь Годар хотел снять полноценный художественный фильм. В 1959 году он поехал на Каннский кинофестиваль и попросил Трюффо позволить ему использовать историю, по которой они сотрудничали в 1956 году, об угонщике автомобилей Мишеле Портье. Финансирование фильма обеспечил продюсер Жорж де Борегар[fr], с которым Годар встречался ранее, когда недолгое время работал в отделе рекламы парижского офиса Twentieth Century Fox
Творчество в кино
Самый знаменитый период Годара в качестве режиссёра охватывает примерно от его первого фильма «На последнем дыхании» (1960) до фильма «Уик-энд» (1967). Хотя работа Годара в это время считается новаторской сама по себе, этот период контрастирует с тем периодом, что последовал за ним, во время которого Годар идеологически осуждает большую часть истории кино как «буржуазную» и, следовательно, бесполезную.
В 1959 выходит дебютный фильм Годара «На последнем дыхании», в котором Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях отчётливо выражали стиль французской Новой волны, фильм включает в себя большое количество отсылок и цитат к фильмам Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и другим; экранное посвящение Monogram Pictures[en], американской студии B-фильмов. Цитаты и ссылки на литературу включают Уильяма Фолкнера, Дилана Томаса, Луи Арагона, Рильке, Франсуазы Саган, Мориса Сакса. Фильм также содержит цитаты в изображениях или на саундтреке — Моцарта, Пикассо, И. С. Баха, Пола Клее и Огюста Ренуара.
В 1961 Годар снял фильм «Маленький солдат», посвящённый алжирской войне за независимость. Фильм, из-за его политического характера, был запрещён французским правительством до января 1963 года.
Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом.
В 1964 году Годар и Карина создали производственную компанию Anouchka Films. В том же году он снял фильм «Бандой аутсайдеров», который Годар описал как «Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку».
Фильм «Замужняя женщина[en]» (1964) последовала за «Бандой аутсайдеров». Это была медленная, обдуманная, смягчённая чёрно-белая картинка без реальной истории, которая продемонстрировала участие Годара в самом передовом мышлении того времени, которое выражалось в работах Клода Леви-Стросса и Ролана Барта.
В 1965 году Годар снял «Альфавиль», фантастическую смесь научной фантастики, нуара и сатиры, обличавшую технократию и тоталитаризм. «Безумный Пьеро» (1965) отличался сложной сюжетной линией, яркими личностями и жестоким финалом. Жиль Жакоб, писатель, критик и президент Каннского кинофестиваля, назвал его «ретроспективой» и перепросмотром в том смысле, в каком он играл на многих из более ранних персонажей и тем Годара.
«Мужское — женское» (1966), основанный на двух рассказах Ги де Мопассана, был исследованием современной французской молодёжи и её участия в культурной политике. Интертитр именовал персонажей как «Дети Маркса и кока-колы».
Затем Годар снял фильм «Сделано в США» (1966), исходным материалом которого был «Джаггер» Ричарда Старка; и «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967), в которой Марина Влади изображает женщину, ведущую двойную жизнь, в качестве домохозяйки и проститутки.
Фильм «Китаянка» (1967) в наиболее прямой выразил политические взгляды Годара в то время. Фильм сфокусирован на группе студентов-маоистов и знакомит с идеями студенческих групп активистов в современной Франции. Фильм, выпущенный незадолго до майских событиях 1968 года, предвещает студенческие восстания.
Годар активно участвует в майских событий 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.
В том же году Годар сделал ещё более красочный и политический фильм «Уик-энд». Это фильм рассказывает о парижской паре, когда они уезжают на выходные по французской сельской местности, чтобы забрать наследство. В результате возникает конфронтация с трагическими недостатками переизбыточной буржуазии.
На фоне потрясений конца 1960-х годов Годар увлёкся «политическими фильмами». Хотя многие из его фильмов с 1968 по 1972 годы являются полнометражными, они малобюджетны и бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. В дополнение к отказу от массового кинопроизводства, Годар также пытался избежать культа личности, который сформировался вокруг него. Он работал анонимно в сотрудничестве с другими режиссёрами, в частности с Жаном-Пьером Гореном[en], с которым он создал кинематографический коллектив «Группа Дзига Вертов». В этот период Годар снимал фильмы в Англии, Италии, Чехословакии, Палестине и Америке, а также во Франции. Он и Горен гастролировали со своими работами, пытаясь создать дискуссию, в основном в студенческих городках. Этот период достиг своего апогея с большим бюджетом производства «Всё в порядке[en]», в котором снимались Ив Монтан и Джейн Фонда. Из-за аварии на мотоцикле, которая вывела из строя Годара, Горен в одиночку руководил этой самой знаменитой из своих работ. В качестве дополнения к «Всё в порядке», Годар и Горен сняли «Письмо Джейн[it]», 50-минутный «осмотр неподвижного», фото на котором Джейн Фонда посетила Вьетнам во время войны. Фильм является деконструкцией западной империалистической идеологии. Это был последний фильм, который Годар и Горен сняли вместе.
Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино[en]». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.
В последние годы жизни Годар часто принимал участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.
Личная жизнь
В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карина. Она сыграла в шести его фильмах. В 1967 году они развелись.
В 1967 году во время съёмок «Китаянки» Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака — Анн Вяземски. В 1979 году они тоже расстались.
Смерть
Добровольно расстался с жизнью 13 сентября 2022 году, прибегнув к законной в Швейцарии эвтаназии. Он не был болен, а «просто был истощен».