Более 30 лет Георгий Милляр снимался в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Он прославился ролями Бабы-яги, Кощея Бессмертного и других отрицательных персонажей. Еще Милляр сочинял стихи, рисовал шаржи и озвучивал мультфильмы. Его голосами говорят герои «Царевны-лягушки», «Незнайки» и «Чиполлино».
Бутафор, исполнитель роли Золушки, актер Театра Революции
Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать — Елизавета Журавлева — была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение. Позднее Милляр писал в своей автобиографии «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»: «Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром».
Милляр получил хорошее домашнее образование. Родители нанимали ему педагогов по французскому и немецкому языкам, музыке, истории. Они часто водили сына в театры, поэтому уже в детстве он решил стать актером. В семь лет на одном из праздников Милляр попытался сыграть Мефистофеля из драмы Иоганна Гете «Фауст». Будущий актер даже сам нанес себе грим.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, мать отправила Милляра в Геленджик. Там жил дед будущего актера.
В Геленджике Георгий Милляр окончил школу и устроился бутафором в местный театр. Он мечтал играть в спектаклях и выучил все роли из репертуара. Однако Милляра не брали даже в массовку. Впервые на сцену он вышел в 1920 году — и сразу сыграл главную роль: подменил актрису, которая играла Золушку. Никто, кроме него, не знал наизусть этой роли.
Дебют прошел с успехом: зрители не поняли, что Золушку играл мужчина. После этого начинающий актер стал часто подменять артистов театра, когда те болели. А к середине 1920-х он уже играл главные роли в постановках коллектива.
В 1924 году Милляр вернулся к матери в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского).
На экзаменах его попросили показать пантомиму. Он изобразил что-то и понял, что это «что-то» не очень понравилось комиссии. Потом попросили его прочесть басню. Прочел, но неуверенно — как в полубреду. Последняя надежда угасла, охватило отчаяние. Но затем его попросили станцевать. И он так это потешно изобразил, что ни один из членов приемной комиссии не смог остановить его — так всем понравились его уморительные движения. Комиссия была покорена. И он был принят. Правда, уже педагоги во время учебы поначалу относились к новому студенту настороженно: у Милляра была не очень обычная внешность. Более того — у него была ужасная дикция. Однако и то и другое позже пригодилось неимоверно. Режиссеры поняли, как можно использовать эти недостатки — играть стариков и уродцев.
Из книги Георгия Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»
В 1927 году Георгий Милляр окончил Школу юниоров. Сразу после выпуска его пригласили в Московский театр Революции, где актер работал более 10 лет. В его репертуаре были роли в спектаклях «Гоп-ля, мы живем», «Ромео и Джульетта», «Собака на сене».
Фильмы Георгия Милляра: «Я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе»
Еще в 1930-х Георгий Милляр начал сниматься в кино. Однако он играл только в эпизодах, часто имя актера даже не указывали в титрах. А на многих пробах Милляру отказывали.
В 1938 году Роу пригласил Милляра сняться в сказке «По щучьему веленью», однако на первых пробах актеру вновь отказали: он переволновался и забыл текст. Он писал: «Не подошел типажно да и сработал не так… Но вот получаю конверт с официальным письмом. На шикарном бланке «Межрабпомфильм» напечатано, что «ввиду изменения трактовки роли… мы, к сожалению, лишены возможности воспользоваться Вашим участием» и т. д. Далее следовало не менее пяти подписей, в том числе и Роу…» Однако уже через несколько дней режиссер все же дал Милляру роль царя Гороха. Ради нее актеру пришлось сбрить волосы на голове и брови: так его проще было гримировать.
Уже через год Георгий Милляр впервые исполнил свою самую известную роль. Он сыграл Бабу-ягу в новом фильме Роу «Василиса Прекрасная». На нее пробовались многие актрисы, в том числе Фаина Раневская. Но режиссер всем отказал: он боялся, что Баба-яга в их исполнении получится недостаточно страшной, не будет пугать зрителей. Тогда ее вызвался сыграть Милляр: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».
Артист тщательно готовился к роли Бабы-яги. Он наблюдал за тем, как двигаются и разговаривают пожилые женщины. Милляр вспоминал: «Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Подражал актер и одной старушке, которую он увидел в Ялте.
Однажды перед съемками подошел ко мне художник Соколовский. — Я такую старушку видел в Ялте, — сказал он. — Коз пасла на Чайной горке. На Бабу-ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой.
Георгий Милляр. Цитируется по книге филолога Лоры Мягковой «Операция «Ы» и другие приключения Вицина, Никулина и Моргунова»
Роль Бабы-яги прославила Милляра. После «Василисы Прекрасной» он еще несколько раз играл этого персонажа в других фильмах-сказках Роу. Актер называл Бабу-ягу своим любимым героем.
Следующей совместной работой Георгия Милляра с режиссером стала картина «Кащей Бессмертный» — актер получил главную роль.
Когда Милляр готовился к роли, он изучал старинные русские иконы и лубки. Актер хотел, чтобы его Кащей напоминал черта. Позднее он даже консультировал гримеров и костюмеров — объяснял им, как должен выглядеть персонаж.
Съемки «Кащея Бессмертного» проходили в Сталинабаде (сейчас — Душанбе) и Алтайском крае. Туда эвакуировали киностудию «Союздетфильм», когда началась Великая Отечественная война.
Во время съемок Милляр переболел малярией и сильно похудел. Актер весил чуть больше 40 килограммов при росте 164 сантиметра. Позднее он вспоминал: «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная».
Премьера сказки «Кащей Бессмертный» прошла в День Победы, 9 мая 1945 года. Лента вышла в прокат и за рубежом. В Японии картина стала самым кассовым советским фильмом 1940-х годов. Ее даже показали в главном японском кинотеатре — «Кокусай Гэкидзё». До этого там не демонстрировали иностранные фильмы.
После этой роли Георгию Милляру стали предлагать только отрицательных персонажей. Актер писал: «Я работаю в области сказок, я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе».
Кроме сказок Александра Роу Милляр играл и в других картинах. Однако главных ролей в них ему не давали. Имя актера, как и в начале карьеры, часто даже не указывали в титрах.
Следующей популярной ролью Милляра стал советник водяного Квак в фильме Роу «Марья-искусница». Во время съемок артист много импровизировал. Он придумал своему герою новые фразы, в том числе «приквакивание» во время разговора.
В 1964 году Милляр вновь сыграл Бабу-ягу. Эту роль в сказке «Морозко» ему опять предложил Александр Роу. Актер писал: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже одряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил». А в следующем фильме Роу — «Огонь, вода и… медные трубы» — он сыграл сразу и Бабу-ягу, и Кощея Бессмертного.
В 1967 году Георгий Милляр снялся сразу в двух популярных картинах. В комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» он сыграл доминошника Марима. А в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» актер исполнил роль пленного француза Мореля.
Милляр озвучивал многие советские мультфильмы. Его голосом говорят Баба-яга в «Царевне-яягушке», милиционер Караулькин в «Незнайке», сыщик Моркоу в «Чиполлино».
Личная жизнь и увлечения
Первый раз Георгий Милляр женился в 1920-х. Его супругой стала одна из актрис Московского театра Революции. Однако их брак продлился недолго.
Второй супругой Милляра стала его соседка по коммунальной квартире Мария. Режиссер Сергей Комаров вспоминал: «Однажды увидел новую жиличку в комнате, и она ему понравилась. Иногда он проходил мимо, косился на дверь, иногда он останавливался, не решаясь переступить порог этой двери. Потом он стал стучаться в дверь, заходить, говорить «Здравствуйте!», приносил ей цветочек, потом он приходил уже с тортиком чайку попить».
Они поженились в 1969 году. Свадьбу отмечали прямо на съемках новой сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», в которой актер играл подводного царя.
Всю жизнь Георгий Милляр сочинял небольшие басни, шуточные стихотворения, придумывал афоризмы и рисовал шаржи. Актер Александр Кавалеров вспоминал: «Была знаменитая тетрадь афоризмов — всего 384 штуки от «А» до «Я». На ней надпись — «Переписи и перепечатке не подлежит». Милляр сделал таких три. Первая посвящена Александру Роу. Вторая — Сергею Николаеву, который играл… царского сына в «Варваре-красе». Третья с шаржами — мне. 96 листов большущим почерком. Начиналась так: «А» — актер, «Б» — актриса, «Г» — режиссер, «Д» — зритель. Понимайте как хотите».
«Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Но меня всегда любили»
В 1972 году Георгий Милляр в последний раз сыграл Бабу-ягу. Он снялся в сказке Александра Роу «Золотые рога». А в следующем году Роу умер, и после этого Милляр перестал получать главные роли. В 1970-х и 1980-х актер снимался в эпизодах. Среди фильмов с его участием — картины «Финист — Ясный сокол», «После дождичка в четверг», «Шестой».
В 1988 году Милляру присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер писал: «Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Но меня всегда любили».
В последние годы жизни Милляр снимался мало. Иногда актера приглашали на концерты, творческие вечера. А еще Милляр много рисовал Бабу-ягу, Кощея и других сказочных персонажей. Большинство своих работ актер дарил детям.
Однажды его пригласили в киноконцертный зал «Россия» на концерт. Я приехал к нему в гости и вижу — на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба-яга и подписано: «С любовью, Г.Ф. Милляр». «Что это?» — спрашиваю. «Да вот, Юрочка, я узнал, что в «России» полторы тысячи мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек», — ответил Милляр». «Я когда-то позже опять приехал к нему и с удивлением обнаружил эту огромную стопку у него на столе. Спрашиваю: что случилось? И он нехотя… и вроде как извиняясь, сказал, что ему не позвонили, забыли о том, что его пригласили. Забыли о том, что его просили. И его работа оказалась впустую.
Актер Юрий Сорокин. Из книги Георгия Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»
В 1980-х Милляр занимался литературой — писал стихи, небольшие басни. Незадолго до своей смерти актер написал стихотворение «Появился в начале века»:
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти.
Умер Георгий Милляр 4 июня 1993 года в Москве. Похоронили его на Троекуровском кладбище.