https://i.imgur.com/bm9udOfl.jpg
фото: tcm.com

Рита Хейворт (Rita Hayworth), урожденная Маргарита Кармен Кансино (Margarita Carmen Cansino). Родилась 17 октября 1918 года в Бруклине, Нью-Йорк - умерла 14 мая 1987 года в Верхнем Вестсайде, Нью-Йорк. Американская киноактриса и танцовщица. Звезда Голливуда 1940-х годов.

Маргарита Кармен Кансино, ставшая известной как Рита Хейворт, родилась 17 октября 1918 года в Бруклине, Нью-Йорк.

Отец - Эдуардо Кансино, выходец из Севильи, известный исполнитель испанских танцев фламенко.

Мать - Волга Хейворт (Volga Hayworth), имела ирландские и английские корни, хористка из шоу Фло Зигфелда «Безумства Зигфелда».

У нее было два брата - Эдуардо младший и Вернон.

Отец хотел, чтобы Хейворт стала профессиональной танцовщицей, а мать надеялась, что она станет актрисой. Позднее в интервью Хейворт признавалась: «С того момента как мне исполнилось три с половиной года и я могла прочно стоять на ногах - меня начали учить танцевать. Мне не очень нравилось это делать... но у меня не хватило смелости признаться отцу, поэтому я продолжала заниматься. Репетиция за репетицией, вот такое было у меня детство».

С 12 лет Рита начала выступать со своим отцом в ночных клубах и в шоу испанских танцев.

Когда она была еще подростком, отец начал сексуально домогаться ее, и мать Риты спала с ней в одной постели, чтобы защитить дочь.

В 1927 году семья переехала в Голливуд. Эдуардо Кансино основал свою собственную танцевальную студию, где обучал таких звезд, как Джеймс Кэгни и Джин Харлоу.

В 1931 году Эдуардо и 12-летняя Маргарита Кансино создали дуэт «Танцующие Кансино» и начали выступать. Поскольку в соответствии с законодательством Калифорнии Маргарита была слишком молода, чтобы работать в ночных клубах и барах, отец взял ее с собой в город Тихуана, Мексика. В начале 1930-х годов этот город был популярным туристическим местом для жителей Лос-Анджелеса. Когда они находились в Тихуане, отец Хейворт продолжал подвергать ее сексуальному насилию, называя своей женой и одевая ее в нарочито откровенную одежду.

Она танцевала с отцом в таких ночных клубах, как Foreign и Caliente.

Рита Хейворт в кино

В возрасте 16 лет Хейворт дебютировала в кино - сыграла в фильме «Крус Дьябло», а затем в фильме «В Кальенте» с мексиканской актрисой Долорес дель Рио. В 1935 году Хейворт привлекла внимание студии 20th Century Fox и начала сниматься в кино под именем Рита Кансино.

Глава студии Columbia Pictures, Гарри Кон и промоутер, Эдвард Джадсон, посоветовали ей изменить псевдоним и внешний вид. По их настоянию она взяла девичью фамилию матери - Хейворт, изменила цвет волос на рыжий, а так же подверглась электролизу, чтобы поднять линию роста волос. Благодаря этим переменам она стала похожа на типичную американку, что поспособствовало продвижению ее карьеры.

Первой значительной работой Риты стала роль в фильме Ховарда Хоукса 1939 года «Только у ангелов есть крылья», где она снималась вместе с такими звездами, как Кэри Грант и Джин Артур. Действие фильма большей частью происходит на территории аэродрома, фильм содержит большое количество великолепно снятых воздушных сцен полетов.

Также успешными стали следующие картины - «Клубничная блондинка» режиссера Рауля Уолша, «Кровь и песок» Рубена Мамуляна, «Девушка с обложки» Чарльза Видора. Эти ленты сделали Риту Хейворт популярной.

В музыкальных комедиях «Ты никогда не будешь богаче» и «Ты никогда не была восхитительнее», где Хейворт снималась в паре со знаменитым Фредом Астером, кинозрители смогли увидеть актрису во всем ее блеске. Здесь Рите пригодилось танцевальное мастерство, которому она училась всю свою жизнь. Когда Астера спросили, кто его любимая партнерша по танцам, он попытался не отвечать на вопрос, но позже признался, что это была Хейворт: «Хорошо, я назову имя. Но если вы когда-нибудь опубликуете это, я поклянусь, что солгал. Это Рита Хейворт. Рита танцевала с тренированным совершенством и индивидуальностью».

Вершиной карьеры Хейворт стала любовная мелодрама 1946 года «Гильда» Чарльза Видора, сделавшая ее непререкаемой богиней голливудского Олимпа, эротическим идолом Америки. По сюжету, Джонни - прожженный мошенник - становится правой рукой владельца запрет Баллина Мандсона в Буэнос-Айресе. Мандсон - холодный человек, который умеет обращаться с оружием, любит шпионить за своими клиентами и партнерами из специальной комнаты своего заведения. Он образует верхушку любовного треугольника, послужившего основой сюжета. Гильда наследует имущество погибшего мужа. Она вступает в брак с Фарреллом, но тут же выясняется, что Джонни женился на ней только затем, чтобы мучить и мстить ей за ее предательство с Мандсоном. Он полностью ее игнорирует, но, чтобы заставить Гильду страдать, посылает своих людей следить за ней днем и ночью. Гильда еще раз пытается вырваться из мучительного брака, однако Фаррелл, теперь богатый и могущественный, препятствует этому.

Хотя фильм полон женоненавистничества, при этом сочетается с тонкой натурой Гильды в исполнении Риты Хейворт.

После выхода картины «Гильда» широко сообщалось, что атомная бомба, которая должна была быть испытана на Маршалловых островах в Тихом океане, будет иметь изображение Хейворт. Хотя этот жест являлся комплиментом, Хейворт была глубоко оскорблена им. Орсон Уэллс, который тогда был ее мужем, вспоминал: «Рита разозлилась, когда узнала, что ее образ будет изображен на атомной бомбе. Она почти сошла с ума от ярости, она была так зла... Она хотела поехать в Вашингтон, чтобы провести пресс-конференцию, но Гарри Кон не позволил бы ей этого, потому что это было бы непатриотично». Уэллс пытался убедить Хейворт, что весь этот бизнес не был рекламным трюком Кона, что это просто дань уважения ей со стороны летного экипажа.

В знаменитом итальянском неореалистическом фильме 1948 года «Похитители велосипедов» Витторио де Сика главный герой Антонио старательно наклеивает афишу с изображением Риты Хейворт (и в этот момент его велосипед крадут).

Также Хейворт снималась в фильмах Джорджа Кьюкора, Орсона Уэллса, Джозефа Манкевича, Жоржа Лотнера и других известных режиссеров. Женское обаяние и красота сделали Риту Хейворт одной из самых популярных кинозвезд своего времени, фильмы с ее участием имели огромный успех не только в США, но и в Европе.

В кинокарьере актрисы в период 1937-1957 годов было много «поющих» ролей, ее пение как правило дублировалось.

Несмотря на участие более чем в 60 фильмах на протяжении 37 лет, в том числе исполнение главных ролей в известнейших, признанных классическими фильмах таких как «Гильда», Рита Хейворт никогда не номинировалась на «Оскар».

В дуэте с Джоном Уэйном Хейворт сыграла в фильме 1964 года «Мир цирка», за роль в котором номинировалась на «Золотой глобус» в номинации «Лучшая актриса в драматическом фильме» (премия в тот год досталась Энн Бэнкрофт за роль в фильме «Пожиратель тыкв»). Это единственная зафиксированная номинация за всю ее карьеру.

В 1977 году Рита Хейворт становится лауреатом премии «Наследие национального экрана» (National Screen Heritage Award).

Болезнь и смерть Риты Хейворт

Начавшиеся у Хейворт в 1970-х годах проблемы с памятью врачи первоначально связывали с пристрастием к алкоголю и не сразу смогли диагностировать болезнь Альцгеймера. Ее дочь Ясмин Ага Хан рассказывала о болезни своей матери: «Она впадала в ярость время от времени. Я думала, что это алкоголизм, алкогольное слабоумие. Мы все так думали. Разумеется, газеты это подхватили. Мы испытали облегчение, когда узнали точный диагноз. Наконец-то мы знаем, что происходит, это болезнь Альцгеймера! До 1980 года врачи не могли определить, что это. Это были два десятилетия ада».

Трудности с запоминанием ролей привели к постепенному спаду в карьере и, в конечном счете, к уходу из кино. В июле 1981 года состояние Хейворт заметно ухудшилось, и Верховный суд Лос-Анджелеса, посчитав, что актриса уже не может сама о себе заботиться, определил ее под опеку дочери Ясмин, которая ухаживала за ней в последние годы жизни, а 14 мая 1987 года Рита Хейворт скончалась в своей квартире на Манхэттене.

Тогдашний президент США Рональд Рейган выступил со специальным заявлением по поводу ее смерти: «Рита Хейворт являлась одной из самых любимых звезд нашей страны. Гламурная и талантливая, она подарила нам много замечательных ролей на сцене и на экране и восхищала зрителей с раннего возраста. В более поздние годы она стала известна своей борьбой с болезнью Альцгеймера. Ее храбрость и откровенность, а также ее семья помогли привлечь внимание всего мира к болезни, от которой, как мы все надеемся, скоро научатся лечить. Нэнси и я опечалены смертью Риты. Она была для нас другом, и мы будем по ней скучать. Выражаем глубокое сочувствие ее семье».

Рита Хейворт включена в список 100 величайших звезд кино по версии Американского института киноискусства.

Рост Риты Хейворт: 168 сантиметров.

Личная жизнь Риты Хейворт:

Хейворт была замужем пять раз. Но ни с одним из мужей она не прожила более пяти лет.

В 1937 году, когда Хейворт было 18 лет, она вышла замуж за Эдварда Джадсона, нефтяника, который был в два раза старше ее. Они поженились в Лас-Вегасе. Он был ее менеджером и помог Хейворт стать успешной. В 1942 году она подала на развод, сославшись на жестокость со стороны Джадсона. Хейворт утверждала, что Джадсон вынудил ее передать ему значительную часть своего имущества, и она пообещала выплатить ему 12 тысяч долларов под угрозой, что он нанесет большой вред ее здоровью.

Второй муж - режиссер Орсон Уэллс, от которого у нее была дочь Ребекка (1944-2004). Рита сыграла главную роль в фильме Уэллса «Леди из Шанхая», ради которой ей пришлось остричь свои длинные рыжие волосы и превратиться в блондинку. Вскоре после этого фильма Хейворт и Уэллс развелись.

Третьим мужем Хейворт был сын султана Ага-хана III - принц Али Хан. От него у нее 28 декабря 1949 года родилась вторая дочь - принцесса Ясмин Ага Хан. Хотя Рита стремилась начать новую жизнь за границей, вдали от Голливуда, специфический образ жизни и обязанности Али Хана оказались слишком сложными для Хейворт. Она изо всех сил пыталась соответствовать его друзьям, и ей было тяжело выучить французский язык. Али Хан также был известным ловеласом, подозревалось, что он был неверен Хейворт во время брака. С принцем Хейворт развелась в 1953 году.

Сразу после развода с принцем в 1953 году она вышла замуж за американского актера и певца Дика Хеймса, с которым развелась уже в 1955 году.

Последним мужем Риты в 1958-1961 годах был продюсер Джеймс Хилл (1916-2001).

У Хейворт также был многолетний роман с актером Гленном Фордом, который начался во время съемок в 1945 году. Их отношения задокументированы в биографии Glenn Ford: A Life, написанной его сыном Питером. Питер рассказал в своей книге, что Хейворт забеременела от Форда во время съемок фильма «Кармен», она поехала во Францию, чтобы сделать аборт. Позже Форд переехал и жил по соседству с Хейворт в Беверли-Хиллз в 1960 году, они были в отношениях в течение многих лет до начала 1980-х годов.

Фильмография Риты Хейворт:
1934 - Крус Дьябло (Cruz Diablo) - массовка
1935 - В Кальенте (In Caliente)
1935 - В пампасах под Луной (Under the Pampas Moon) - Кармен
1935 - Чарли Чан в Египте (Charlie Chan in Egypt) - Найда
1935 - Ад Данте (Dante’s Inferno) - танцовщица
1935 - Piernas de seda - балерина
1935 - Hi, Gaucho! - Долорес
1935 - Профессиональный солдат (Professional Soldier) - цыганская танцовщица
1936 - Пэдди О’Дэй (Paddy O’Day) - Тамара Петрович
1936 - Человеческий груз (Human Cargo) - Кармен Соро
1936 - Танцующий пират (Dancing Pirate) - танцовщица
1936 - Встречайте Ниро Вульфа (Meet Nero Wolfe) - Мария Марингола
1936 - Бунт (Rebellion) - Пола Кастильо
1937 - Старая Луизиана (Old Louisiana) - Анхела Гонсалес
1937 - По коням (Hit the Saddle) - Рита
1937 - Неприятности в Техасе (Trouble in Texas) - Кармен Серано
1937 - Преступники эфира (Criminals of the Air) - Рита Оуэнс
1937 - Девушки умеют играть (Girls Can Play) - Сью Коллинз
1937 - Игра, которая убивает (The Game That Kills) - Бетти Холланд
1937 - Жизнь начинается с любви (Life Begins with Love) - гостья на ужине
1937 - Плата за танец (Paid to Dance) - Бетти Морган
1937 - Тень (The Shadow) - Мэри Гиллеспи
1938 - Кто убил Гейл Престон? (Who Killed Gail Preston?) - Гейл Престон
1938 - Специальный инспектор (Special Inspector) - Патриша Лейн
1938 - Там всегда женщина (There’s Always a Woman) - Мэри
1938 - Осужденный (Convicted) - Джерри Уилер
1938 - Суд по делам несовершеннолетних (Juvenile Court) - Марша Адамс
1938 - Рейнджер-ренегат (The Renegade Ranger) - Джудит Альварес
1939 - Отдел убийств (Homicide Bureau) - Джей Джи Блисс
1939 - The Lone Wolf Spy Hunt - Карен
1939 - Только у ангелов есть крылья (Only Angels Have Wings) - Джуди Макферсон
1940 - Музыка в сердце моем (Music in My Heart) - Патриша О’Мэлли
1940 - Блонди на бюджете (Blondie on a Budget) - Джоан Форрестер
1940 - Сьюзан и бог (Susan and God) - Леонора
1940 - Та самая дама (The Lady in Question) - Натали Роген
1940 - Ангелы над Бродвеем (Angels Over Broadway) - Нина Барона
1941 - Клубничная блондинка (The Strawberry Blonde) - Вирджиния Браш
1941 - Почтительнейше ваш (Affectionately Yours) - Айрин Малкольм
1941 - Кровь и песок (Blood and Sand) - донья Соль дес Муире
1941 - Ты никогда не будешь богаче (You’ll Never Get Rich) - Шейла Уинтроп
1942 - Моя девушка Сэл (My Gal Sal) - Салли Эллиотт
1942 - Сказки Манхэттена (Tales of Manhattan) - Этель Холлоуэй
1942 - Ты никогда не была восхитительнее (You Were Never Lovelier) - Мария Акунья
1944 - Девушка с обложки (Cover Girl) - Расти Паркер / Марибель Хикс
1945 - Сегодня вечером и каждый вечер (Tonight and Every Night) - Розалинд Брюс
1946 - Гильда (Gilda) - Гильда
1947 - С небес на землю (Down to Earth) - Терпсихора / Китти Пендлтон
1947 - Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai) - Эльза Баннистер
1948 - Кармен (The Loves of Carmen) - Кармен
1952 - Афера на Тринидаде (Affair in Trinidad) - Крис Эмери
1953 - Саломея (Salome) - принцесса Саломея
1953 - Мисс Сэди Томпсон (Miss Sadie Thompson) - Сэди Томпсон
1957 - Огонь из преисподней (Fire Down Below) - Айрина
1957 - Приятель Джоуи (Pal Joey) - миссис Вера Прентис-Симпсон
1958 - За отдельными столиками (Separate Tables) - Энн Шенкланд
1959 - Они приехали в Кордура (They Came to Cordura) - Аделаид Гири
1959 - Статья на первой странице (The Story on Page One) - Джозефин Браун / Джо Моррис
1961 - Счастливые воры (The Happy Thieves) - Ив Льюис
1964 - Мир цирка (Circus World) - Лили Альфредо
1965 - Денежная ловушка (The Money Trap) - Розали Кенни
1966 - Маки - это тоже цветы (The Poppies Are Also Flowers) - Моник Марко
1967 - Авантюрист (L’Avventuriero) - тетя Катерина
1968 - Ублюдки (I Bastardi) - Марта Уильямс
1970 - Голый зоопарк (The Naked Zoo) - миссис Голден
1970 - Дорога на Салину (La route de Salina) - Мара
1971 - Хохмы Роуэна и Мартина (Laugh-In) - исполнительница
1972 - Гнев Господень (The Wrath of God) - сеньора Де Ла Плата

Образ Риты Хейворт в кино:
- 1948 - Похитители велосипедов - главный герой Антонио старательно наклеивает афишу с изображением Риты Хейворт, и в этот момент его велосипед крадут;
- В фильме Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка», снятом по повести Стивена Кинга, заключенные смотрят в тюремном кинотеатре «Гильду» с участием Хейворт;
- В фильме «Малхолланд Драйв» героиня, пережившая провал памяти, увидев постер Хейворт, называет себя Ритой;
- В сериале «Корона» (2 сезон, 5 серия) принц Филипп приводит прическу Риты Хейворт в пример своей жене королеве Елизавете II;
- В сериале «Агент Картер» (2 сезон, 3 серия) Джек Томпсон, шеф СНР, при передаче кинопленки вспоминает Риту Хейворт.