https://i.imgur.com/ZKBahfsl.jpg
фото: to-name.ru

ВЕРДИ (Verdi) Джу­зеп­пе (10.10.1813, Рон­ко­ле, гер­цог­ст­во Пар­ма – 27.1.1901, Ми­лан), итал. ком­по­зи­тор. Сын кре­сть­я­ни­на-трак­тир­щи­ка. С 7 лет учил­ся му­зы­ке у сель­ско­го ор­га­ни­ста. В 1823 пере­ехал в Бус­се­то, в 15 лет стал цер­ков­ным ор­га­ни­стом. Пер­вые опы­ты ком­по­зи­ции от­но­сят­ся к 1828 (увер­тю­ры, мар­ши для ду­хо­во­го ор­ке­ст­ра, фп. пье­сы). В 1832 пы­тал­ся по­сту­пить в Ми­лан­скую конс., но не был при­нят по воз­рас­ту. За­ни­мал­ся у ди­ри­жё­ра и ком­пози­то­ра В. Ла­ви­ньи. В 1835–38 жил в Бус­се­то, ор­га­ни­зо­вы­вал кон­цер­ты (в 1836 воз­глав­лял фи­лар­мо­нич. об-во), со­чи­нял му­зы­ку. Пер­вая опе­ра В. – «Обер­то, граф Сан-Бо­ни­фа­чо» (1837, пост. 1839, те­атр «Ла Ска­ла», Ми­лан) бы­ла те­п­ло при­ня­та пуб­ли­кой. Сле­дую­щая опе­ра – «Ко­роль на час» («Мни­мый Ста­ни­слав», 1840, там же) не име­ла ус­пе­ха. Из­вест­ность ком­по­зи­то­ру при­нес­ли опе­ры «На­ву­хо­до­но­сор» («На­бук­ко», на сю­жет из Кни­ги про­ро­ка Дании­ла, 1841, пост. 1842, там же) и «Лом­бард­цы в пер­вом кре­сто­вом по­хо­де» (1842, пост. 1843, там же; франц. ре­дак­ция – «Ие­ру­са­лим», 1847, Па­риж­ская опе­ра). Про­ник­ну­тые ро­ман­тич. ос­во­бо­дит. па­фо­сом, эти опе­ры бы­ли вос­тор­жен­но при­ня­ты в Ита­лии, ис­пы­ты­вав­шей подъ­ём нац. са­мо­соз­на­ния; зри­те­ли улав­ли­ва­ли на­мё­ки на совр. по­ли­тич. со­бы­тия, спек­так­ли за­час­тую со­про­во­ж­да­лись ма­ни­фе­ста­ция­ми.

Тя­го­те­ние В. к на­пря­жён­но­му дра­ма­тиз­му, яр­ким кон­тра­стам, силь­ным чув­ст­вам обу­сло­ви­ло вы­бор сю­же­тов из ге­ро­ич. про­шло­го, из про­из­ве­де­ний ве­ли­ких дра­ма­тур­гов. В 1842–49 он соз­дал 13 опер, в т. ч. «Эр­на­ни» (по од­но­им. дра­ме В. Гю­го, 1844, те­атр «Фе­ни­че», Ве­не­ция), «Жан­на д’Арк» (1845, Ми­лан), «Ат­ти­ла» (1846, Ве­не­ция), «Раз­бой­ни­ки» (по од­но­им. дра­ме Ф. Шил­ле­ра, 1847, те­атр «Хей­мар­кет», Лон­дон), «Мак­бет» (по од­но­им. тра­ге­дии У. Шек­спи­ра, 1847, те­атр «Пер­го­ла», Фло­рен­ция; 2-я ред. 1865, «Те­атр ли­рик», Па­риж), «Бит­ва при Лень­я­но» (1849, те­атр «Ард­жен­ти­на», Рим), «Луи­за Мил­лер» (по дра­ме «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Шил­ле­ра, 1849, те­атр «Сан-Кар­ло», Не­аполь). Пат­рио­тич. на­строе­ния В. на­шли от­ра­же­ние так­же в гим­не «Зву­чи, тру­ба», на­пи­сан­ном во вре­мя ре­во­лю­ции 1848 по пред­ло­же­нию Дж. Мадзи­ни (на текст Г. Ма­ме­ли).

Ми­ро­вое при­зна­ние по­лу­чи­ла триа­да опер, соз­дан­ных В. в 1850-х гг.: «Ри­голет­то» (на сю­жет дра­мы «Ко­роль за­бав­ля­ет­ся» В. Гю­го, 1851, Ве­не­ция), «Тру­ба­дур» (по од­но­им. дра­ме А. Гар­сия Гуть­ер­ре­са, 1852, пост. 1853, те­атр «Апол­ло», Рим; 2-я ред. под назв. «Тру­вер», 1857, Па­риж­ская опе­ра), «Тра­виа­та» (по дра­ме «Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на, 1853, Ве­не­ция). В них рас­кры­лись луч­шие чер­ты муз.-дра­ма­тич. да­ро­ва­ния ком­по­зи­то­ра: глу­бо­кое по­сти­же­ние внутр. ми­ра ге­ро­ев, про­сто­та му­зы­ки, её связь с итал. нар. пе­сен­но­стью, ди­на­ми­ка муз. раз­ви­тия. Иск-во В. при­об­ре­та­ет со­ци­аль­но-кри­тич. на­прав­лен­ность. В цен­тре вни­ма­ния ком­по­зи­то­ра судь­бы лю­дей, став­ших жерт­ва­ми про­из­во­ла и со­слов­ных пред­рас­суд­ков (при­двор­ный шут Ри­го­лет­то, ни­щая цы­ган­ка Азу­че­на, «пад­шая жен­щи­на» Вио­лет­та). В опе­рах 1850–60-х гг. в свя­зи с рос­том нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния В. вновь об­ра­тил­ся к ис­то­ри­ко-ге­ро­ич. сю­же­там, свя­зы­вая во­еди­но лич­ную дра­му ге­ро­ев с по­ли­тич. со­бы­тия­ми: «Си­ци­лий­ская ве­чер­ня» (1854, пост. 1855, Па­риж­ская опе­ра; 2-я ред. под назв. «Джо­ван­на Гус­ман», 1856, Ми­лан), «Си­мон Бок­ка­не­гра» (либр. Ф. М. Пья­ве по од­но­им. дра­ме Гар­сия Гуть­ер­ре­са, 1857, Ве­не­ция; 2-я ред. – либр. пе­ре­ра­бо­та­но А. Бой­то, 1881, Ми­лан), «Бал-мас­ка­рад» (по дра­ме «Гус­тав III, или Бал-мас­ка­рад» Э. Скри­ба, 1859, Рим).

Ак­тив­ный уча­ст­ник ос­во­бо­дит. дви­же­ния на ру­бе­же 1850–60-х гг., В. на свои сред­ст­ва за­ку­пил ору­жие для нац. гвар­дии г. Бус­се­то. В 1861–64 был чле­ном пер­во­го нац. итал. пар­ла­мен­та в Ту­ри­не, раз­ра­бо­тал про­ект ре­ор­га­ни­за­ции муз. уч­ре­ж­де­ний, в 1871 воз­гла­вил ко­мис­сию по во­про­сам ре­фор­мы муз. те­ат­ров и муз. об­ра­зо­ва­ния. При этом в 1871 он от­ка­зал­ся от пред­ло­жен­но­го ему по­ста ди­рек­то­ра Не­апо­ли­тан­ской, а в 1878 – Ми­лан­ской кон­сер­ва­то­рий.

В 1862 для итал. труп­пы Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра В. на­пи­сал опе­ру «Си­ла судь­бы» (либр. Ф. М. Пья­ве; 2-я ред. – либр. пе­ре­ра­бо­та­но А. Гис­лан­цо­ни, 1869, Ми­лан); в свя­зи с по­ста­нов­кой опе­ры два­ж­ды по­се­тил Рос­сию (зи­мой 1861/62, осе­нью 1862). В 1866 ра­бо­тал для Па­риж­ской опе­ры над од­ной из зна­чи­тель­ней­ших сво­их пар­ти­тур – «Дон Кар­лос» (по од­но­им. дра­ме Ф. Шил­ле­ра, постановки 1867 в Па­ри­же и Бо­ло­нье не име­ли ус­пе­ха; со­кра­щён­ная ред. в 4 ак­тах – итал. текст Гис­лан­цо­ни, 1884, Ми­лан). В 1870 по за­ка­зу пра­ви­тель­ст­ва Егип­та (в свя­зи с тор­жеств. от­кры­ти­ем Су­эц­кого ка­на­ла) В. соз­дал опе­ру «Аи­да», став­шую од­ной из вер­шин итал. опер­ного иск-ва (либр. Гис­лан­цо­ни, идея сю­же­та при­над­ле­жит франц. егип­то­ло­гу Ф. О. Ф. Ма­рие­ту; пост. 1871, Ка­ир; 1872, Ми­лан). Внеш­ние при­ме­ты жан­ра «боль­шой опе­ры» (пыш­ная «еги­пет­ская» эк­зо­ти­ка, раз­ви­тые ан­самб­ли, раз­вёр­ну­тые мас­со­вые сце­ны, пом­пез­ные мар­ши и ше­ст­вия) со­че­та­ют­ся в ней с тон­ко раз­ра­бо­тан­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми гл. ге­ро­ев.

В по­сле­дую­щие 10 лет В. не пи­сал опер, соз­дал струн­ный квар­тет (1873), «Ре­к­ви­ем» (Messa di Requiem, 1874) па­мя­ти пи­са­те­ля А. Манд­зо­ни (час­тич­но ис­поль­зо­вал му­зы­ку не­осу­ще­ст­в­лён­но­го ре­к­вие­ма па­мя­ти Дж. Рос­си­ни), ряд др. во­каль­ных про­из­ве­де­ний. В 1881 на­ча­лось его со­труд­ни­че­ст­во с А. Бой­то, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го явил­ся ше­девр – опе­ра «Отел­ло» (либр. Бой­то, 1886, пост. 1887, Ми­лан), од­но из ве­ли­чай­ших во­пло­ще­ний шек­спи­ров­ской те­мы в ми­ро­вой муз. клас­си­ке. В этой опе­ре В. дос­тиг пол­но­го слия­ния му­зы­ки с дра­ма­тич. дей­ст­ви­ем, тра­диц. арии и ан­самб­ли за­ме­нил мо­но­ло­га­ми и диа­ло­гич. сце­на­ми, ос­но­ван­ны­ми на сквоз­ном муз. раз­ви­тии. Те же прин­ци­пы ха­рак­те­ри­зу­ют и по­след­нюю опе­ру В. «Фаль­стаф» (либр. Бой­то по ко­ме­дии «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» и хро­ни­ке «Ко­роль Ген­рих IV» У. Шек­спи­ра, 1892, пост. 1893, там же) – ост­ро­ум­ную опе­ру-буф­фа (жанр пре­об­ра­зо­ван В. в ду­хе реа­лиз­ма 19 в.). В кон­це жиз­ни В. со­чи­нял пре­им. ре­лиг. му­зы­ку, в т. ч. Ave Ma­ria для хо­ра а ка­пел­ла (1889–98, с ис­поль­зо­ва­ни­ем «за­га­доч­ной гам­мы»), Те Deum (1896), Stabat Mater (1897).

Твор­че­ст­во В. – выс­шая точ­ка раз­вития итал. опе­ры 19 в. Ост­ро­та жиз­нен­ных кон­флик­тов, гу­ма­низм, вы­ра­зи­тель­ность муз. язы­ка, связь с нац.-де­мо­кра­тич. куль­ту­рой Ита­лии обу­сло­ви­ли вы­даю­щее­ся зна­че­ние опер В., сде­ла­ли их по­пу­ляр­ны­ми во всём ми­ре. Раз­ви­вая дос­ти­же­ния сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков (Дж. Рос­си­ни, Г. До­ни­цет­ти, В. Бел­ли­ни), ос­но­вы­ва­ясь на тра­ди­ци­ях итал. бель­кан­то и в то же вре­мя ос­ваи­вая опыт со­вре­мен­ных ему опер­ных школ (Ш. Гу­но, Р. Ваг­нер), В. соз­дал свой «сме­шан­ный» во­каль­ный стиль – яр­ко те­ат­раль­ный, ост­рый и рель­еф­ный, со­че­таю­щий пе­сен­но-ари­оз­ные прин­ци­пы и гиб­кую дек­ла­ма­цию. Уча­ст­вуя в со­став­ле­нии либ­рет­то, ком­по­зи­тор зна­чи­тель­но из­ме­нил ха­рак­тер и струк­ту­ру тра­диц. итал. опе­ры. До­би­ва­ясь не­пре­рыв­но­сти сце­нич. раз­ви­тия, В. глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­но трак­то­вал сво­бод­ные фор­мы мо­но­ло­га и диа­ло­га. В луч­ших опе­рах В. су­ще­ст­вен­ную дра­ма­тур­гич. на­груз­ку не­сёт ор­кестр, од­на­ко для ком­по­зи­то­ра не­зыб­лем при­ори­тет во­каль­но­го на­ча­ла. «Го­лос и ме­ло­дия, – го­во­рил В., – для ме­ня все­гда бу­дут са­мым глав­ным».