https://i.imgur.com/SHLa1Fy.jpg
фото: ribalych.ru

Полина Семёновна Жемчужина (настоящее имя Перл Семёновна Карповская). Родилась 28 февраля (11 марта) 1897 года на станции Пологи Александровского уезда Екатеринославской губернии — умерла 1 мая 1970 года в Москве. Советский партийный и государственный деятель. Жена Вячеслава Михайловича Молотова.

Перл Карповская, ставшая широко известной как Полина Жемчужина, родилась 28 февраля (11 марта по новому стилю) 1897 года на станции Пологи Александровского уезда Екатеринославской губернии в еврейской семье.

Отец был портным.

С 1910 года работала папиросницей на табачной фабрике в Екатеринославе.

В 1917 году трудилась кассиром в аптеке.

В 1918 году ее сестра и брат эмигрировали в подмандатную Палестину. Позже брат перебрался в США и оказывал услуги Советскому правительству, вёл переговоры по покупке военного судна. Сестра вела переписку с Жемчужиной до 1939 года.

В 1918 году вступила в РКП(б) и в Красную армию, где была политработником в частях 12-й армии, заведовала клубом.

С 1919 года на подпольной работе в Киеве.

В 1919 году в Харькове получила документы на имя Полины Семёновны Жемчужиной для ведения подпольной работы на Украине. Впоследствии решила сохранить фамилию Жумчужина.

В 1919-1920 годах была инструктором по работе среди женщин ЦК КП(б) Украины. В 1920-1921 годах заведовала женским отделом Запорожского горкома.

В 1921-1922 годах - инструктор Рогожско-Симоновского райкома РКП(б) в Москве.

В 1923-м окончила рабфак второго МГУ, а в 1925-м - рабфак первого МГК. Далее в 1925-1926 годах училась на экономическом факультете Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

В 1927-1929 годах - секретарь партячейки, а в 1930-1932 директор парфюмерной фабрики «Новая заря».

В 1929-1930 годах - инструктор Замоскворецкого райкома РКП(б).

В 1930-е годы ей выпало руководить косметической и мыловаренной промышленностью, трестом высшей парфюмерии. Именно с легкой руки Полины Жемчужиной пошли в народ мыло и шампуни, стиральные порошки и зубные пасты. Обожаемые почтенными дамами духи «Красная Москва», «Tete-a-tete», «Весенний ландыш» - тоже ее разработка.

Современники вспоминали, как яркая и темпераментная Полина Жемчужина сметала диоровскую продукцию с парижских прилавков и везла в Советскую Россию - создавать свои ароматы.

Именно ей принадлежит идея разливать легендарные духи «Красная Москва» во флаконы в виде кремлевской башни.

С 1932-го по 1936-й год - управляющая трестом высшей парфюмерии (трест ЖирКость).

С 1936 года занимала руководящие посты в Наркомате пищевой промышленности СССР: с июля 1936 года - начальник Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности, с ноября 1937 года - заместитель наркома.

19 января 1939 года из наркомата выделен самостоятельный Наркомат рыбной промышленности СССР, во главе которого поставлена Полина Жемчужина. Как вспоминал Молотов, Сталин сам назначил Полину Семёновну наркомом рыбной промышленности. Она была единственным наркомом - женщиной в хозяйственной сфере.

С марта 1939 года - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В ноябре 1939 года снята с поста Наркома рыбной промышленности и переведена начальником Главка текстильно-галантерейной промышленности Наркомата (с 1946 года — Министерства) лёгкой промышленности РСФСР.

В феврале 1941 года на XVIII партконференции выведена из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б).

Во время и после Великой Отечественной войны с 1942 года активно работала в Еврейском антифашистском комитете.

В мае 1948 года Жемчужина выведена в резерв Министерства лёгкой промышленности РСФСР.

Арест и заключение Полины Жемчужиной

После Великой Отечественной войны попала в опалу из-за, как считал Сталин, слишком тесных связей с сионистами.

В 1948 году Полину Семеновну обвинили в связи с Еврейским антифашистским комитетом, активисты которого стали добиваться создания еврейской автономии в Крыму, чего им никто не обещал. Ей также припомнили брата, еще до революции уехавшего в США и сколотившего там состояние, и сестру, жившую в Палестине, с которой она поддерживала переписку.

Еще летом 1946 года приняла у себя Соломона Михоэлса, который посетовал на притеснения евреев начальством разных уровней. Михоэлс поинтересовался, кому можно пожаловаться на это — Жданову или Маленкову, на что Жемчужина ответила: "Жданов и Маленков не помогут, вся власть в стране сконцентрирована в руках одного только Сталина. А он отрицательно относится к евреям и, конечно, не будет поддерживать нас".

В 1948 году на приёме по случаю 31-й годовщины Октябрьской революции, данном Молотовым для аккредитованных в Москве иностранных дипломатов, Жемчужина демонстративно уединилась с послом Израиля Голдой Меир. Затем она одобрительно отозвалась о посещении Меир Московской хоральной синагоги, где послу была устроена торжественная встреча, а на прощанье, желая благополучия народу Израиля, подчеркнула, что если ему будет хорошо — будет хорошо и евреям в остальном мире. Якобы Жемчужина сняла свои золотые сережки и отдала Меир на поддержку Израиля, гордо заявив, что она тоже дочь еврейского народа.

29 декабря 1948 года Полина Жемчужина исключена из партии, а 29 января 1949 года арестована и обвинена в том, что «на протяжении ряда лет находилась в преступной связи с еврейскими националистами», а через два месяца её муж В. М. Молотов освобождён от должности министра иностранных дел и потерял большую часть своего влияния.

Был также арестован ряд её родственников — брат А.С. Карповский и сестра Р.С. Лешнявская, племянники И.И. Штейнберг — директор завода № 339 Министерства авиационной промышленности СССР, и С.М. Голованевский — помощник по кадрам начальника Главного управления лесотарной промышленности Министерства рыбной промышленности СССР.

Арестованные Лешнявская и Карповский, «не выдержав применённого к ним режима», умерли в тюрьме.

29 декабря 1949 года Особым совещанием при МГБ СССР приговорена к 5 годам ссылки в Кустанайскую область. В январе 1953 года, при подготовке к новому открытому процессу, арестована в ссылке и переведена в Москву. В деле сохранились её слова: «Как правительство решило, так и будет».

Молотов отмечал, что в выборе знакомых Полина Семеновна была неосмотрительна, из-за чего и пострадала.

У Полины Семеновны выбивали показания против мужа, пытались разрушить их отношения. Не давали спать, пытали светом. В Политбюро распространялись показания подчиненных Жемчужиной, в которых они «признавались», что она спала с ними. На любые обвинения в адрес мужа Жемчужина отвечала: «Он этого не знал». Каждый раз, когда Вячеслав Михайлович ехал на работу, его машина останавливалась у «Матросской тишины». Давались четыре гудка - это был сигнал, что с Молотовым все в порядке. Полина Жемчужина не осуждала мужа.

Младшая внучка Молотовых Любовь Алексеевна, с которой беседовала писательница Лариса Васильева, говорила, что они спрашивали бабушку, почему дед за нее не заступился. Полина Семеновна объяснила: «Он считал, что если бы поднял голос, ее уничтожили бы. Эти правительственные мужики все были заложники». То же, в сущности, пишет и сам Молотов в записках: «Что же касается лиц, окружавших К., они в той или иной степени сочувствовали или полусочувствовали мне, но в общем и целом ставили свои карьерные цели и интересы выше». «Кое-кто не открыто — когда никто не слышит! — выражали мне, однако, некоторую моральную поддержку, или, лучше сказать, полуподдержку...». Например, на заседаниях Политбюро Берия, проходя мимо, шептал: «Полина жива!».

После смерти Сталина, на следующий день после его похорон, 10 марта 1953 года освобождена по приказу Л.П. Берии и реабилитирована, как и остальные, проходившие по её делу. Была восстановлена в партии.

Несмотря ни на что до конца жизни оставалась сталинисткой. Посетившая семью Молотовых в середине 1960-х годов Светлана Аллилуева позже вспоминала: "Полина говорила мне: «Твой отец гений. Он уничтожил в нашей стране пятую колонну, и когда началась война, партия и народ были едины. Теперь больше нет революционного духа, везде оппортунизм». Их дочь и зять молчали, опустив глаза в тарелки".

Личная жизнь Полины Жемчужиной:

В молодости вступала в фиктивный брак с одним из революционеров с целью сменить фамилию и скрыться от царской охранки.

Ходили слухи о ее замужестве с Лазарем Кагановичем в 1917 году, однако родственники это опровергали, поясняя, что в окружении Жемчужиной был другой человек с фамилией Каганович, однофамилец знаменитого советского наркома.

В 1921 году вышла замуж за Вячеслава Михайловича Молотова, впоследствии известного советского государственного и партийного деятеля, наркома иностранных дел СССР.

С Молотовым она познакомилась на съезде женщин-коммунисток. Он обратил на нее внимание после яркого выступления Полины. Жемчужина выступила, а на следующий день слегла с пневмонией. И Молотов посетил симпатичную делегатку в больнице, потом заглянул еще. Далее он походатайствовал, чтобы такого ценного товарища оставили в Москве. Жемчужина поступила в академию при МГУ. Между ними начались отношения, переросшие в создание семьи.

У Жемчужиной и Молотова родилась единственная дочь - Светлана (1926-1989), научный сотрудник Института всеобщей истории.

Зять Алексей Никонов (1917-1992) работал сотрудником НКВД, профессором МГИМО, потом сотрудником Института мировой экономики и международных отношений, редактором журнала «Коммунист».

Внук - Вячеслав Алексеевич Никонов (1956 г.р.), известный российский политолог, соучредитель фонда «Политика».

Была близким другом жены Иосифа Сталина Надежды Аллилуевой вплоть до ее самоубийства.

Когда 9 ноября 1932 года Надежда Сергеевна застрелилась, то первой в комнату позвали Жемчужину. Когда Жемчужина была арестована, Молотов с ней развелся. В своих воспоминаниях актриса Ольга Аросева, с которой Полина Семеновна была дружна, пишет, что якобы развод произошел по приказу Сталина. Однако внук Молотова Вячеслав Никонов утверждал, что "Жемчужина сама это предложила. Он сначала протестовал, но потом согласился".

"Они очень любили, даже обожали друг друга, хотя были людьми разными: он простецкий такой, в ней - внутренний аристократизм", - рассказывал их внук Вячеслав Никонов.

Весь последний год жизни Полина Жемчужина провела в ЦКБ - болела раком. И каждый день Вячеслав Михайлович проводил с ней в больнице.

Скончалась в Москве 1 апреля 1970 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Во времена перестройки СМИ писали, что дочь Жемчужиной - Светлана Вячеславовна - якобы отреклась от матери. Это неправда. Те статьи по сути убили ее: случился инфаркт, после которого она не оправилась.

У Полины Семеновны и Вячеслава Михайловича была еще приемная дочь, удочеренная в 20-х годах. Но о ней нет сведений. У нее другая фамилия - усыновленным детям их не меняли.