https://i.imgur.com/J9xSMmLl.jpg
фото: kinowar.com

Чулпан Хаматова собиралась учиться на экономиста, но в последний момент передумала. Она окончила ГИТИС и с 1998 года играет в «Современнике». Кроме того, актриса участвует в постановках Театра наций, устраивает поэтические вечера и снимается в кино. Она прославилась фильмами «Страна глухих», «Гуд бай, Ленин!» и «Дети Арбата». В 2006 году Хаматова учредила благотворительный фонд «Подари жизнь» для помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Математический лицей и хиппи: детские годы
Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани в семье инженеров. Родители назвали ее популярным татарским именем, которое переводится как «звезда рассвета». Через 10 лет у будущей актрисы родился младший брат Шамиль. Сейчас он тоже стал актером и служит в «Современнике».

В детстве Чулпан Хаматова занималась фигурным катанием, дома в кругу семьи танцевала и пела, но была очень стеснительной и боялась даже читать стихи наизусть на уроках литературы. Она собиралась продолжить семейную традицию — связать свою жизнь с точными науками.

В 8 классе Чулпан Хаматова поступила в физико-математическую школу при Казанском государственном финансово-экономическом институте. Там она познакомилась со студентами-хиппи, вместе с ними слушала музыку рок-группы «Битлз», носила рваные джинсы, ходила в походы. Из-за этого Хаматова часто ссорилась с родителями.

Поступление в ГИТИС и первые спектакли
На выпускном экзамене по математике Чулпан Хаматова получила «отлично», и ее автоматически зачислили в Казанский государственный финансово-экономический институт. Но уже через несколько месяцев она поняла, что хочет стать актрисой, забрала документы и поступила в Казанское театральное училище. Первой наставницей Хаматовой была советская актриса и заслуженный деятель искусств РФ Юнона Караева. После первого курса она посоветовала начинающей артистке поступать в московский театральный вуз. Хаматова поехала на прослушивание в ГИТИС, где советский режиссер и народный артист РСФСР Алексей Бородин набирал актерский курс. На втором туре он взял начинающую актрису в свою мастерскую.

«У нас был театральный институт без единого выходного дня. В 9:30 первая лекция, весь день учеба, а в час ночи надо успеть заскочить в метро — и ты ехал в общежитие. Так что рефлексировать было некогда. И растиньяковских мыслей завоевать Москву не было. Когда был выходной в ГИТИСе, мы занимались в театре у нашего руководителя курса Бородина (РАМТ). Это был четырехлетний бег без остановок»
Чулпан Хаматова в интервью изданию «Собеседник»

Уже в институте Хаматова начала выступать на сценах московских театров. В 1996 году в Российском академическом молодежном театре она сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» по Федору Достоевскому, а в 1997-м исполнила главную роль в «Дневнике Анны Франк» по пьесе Фрэнсис Гудрич и Альберта Хаккета. Это был ее выпускной спектакль. Кроме того, актриса играла в постановках «Мечты маленького Робинзона» и «Фанта-инфанта» в Театре Луны, а также в «Позе эмигранта» в Театре Антона Чехова.

«Современник» и отношения с Галиной Волчек
Чулпан Хаматова окончила ГИТИС в 1997 году, и ее пригласила в труппу «Современника» художественный руководитель театра Галина Волчек. Дебютом актрисы на этой сцене стала постановка «Три товарища» по роману Эриха Марии Ремарка: в ней Хаматова исполнила роль Патриции Хольман.

«Галина Борисовна тогда готовилась к постановке «Трех товарищей» и искала актрису на роль Пат. Она уже просмотрела больше 100 претенденток, но ни одна ее не устраивала. Ей приводили артисток, и я в том числе, — и все мимо. Как-то вечером по телевизору шла программа «Взгляд», мне звонит Галина Борисовна: «Смотришь? Видишь эту девочку, ведущую?..» Она говорила про Чулпан и страшно удивилась, когда узнала от меня, что Хаматова — актриса. Она увидела в ней свою Пат! Когда Чулпан пришла к нам, сразу был понятен художественный и человеческий масштаб ее личности. Невероятный! Про нее нельзя было сказать: «артисточка», «миленькая», «хорошенькая девочка». Только с заглавной буквы — Актриса»

Евгения Кузнецова, помощник художественного руководителя «Современника» по литературной части, в интервью газете «Вечерняя Казань»

Затем Хаматова играла Ирину в «Трех сестрах», Андрию в «Мамапапасынсобака», Катерину в «Грозе», Клеопатру в «Антоний & Клеопатра», а также роль Маши в новом варианте пьесы «Три сестры». В 2013 году на сцену «Современника» вернулась первая работа литовского режиссера Римаса Туминаса в Москве «Играем… Шиллера!» — сценическая версия трагедии Фридриха Шиллера «Мария». И во всех этих постановках главную роль играла Чулпан Хаматова.

В 2015 году Галина Волчек также вернула в репертуар свою раннюю постановку «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона и вновь отдала главную роль, Гитель Моски, Хаматовой. Ее напарником стал Кирилл Сафонов. Спектакль был одним из самых кассовых в «Современнике».

В 2016 году Волчек назначила своим заместителем по общим вопросам Чулпан Хаматову. Она осталась ведущей актрисой, но также начала отвечать за финансово-экономическую сферу, ремонт здания на Чистых прудах, декорации и всевозможные траты.

Театр наций и творческий союз с Евгением Мироновым
В 2008 году Чулпан Хаматова начала играть и в Театре наций. Ее первой работой на этой сцене стала постановка «Рассказы Шукшина». Хаматова играла в девяти новеллах из десяти и получила за эти роли премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль». Ее главным напарником в спектакле был актер и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. Именно эта работа положила начало их творческому союзу. Театральный критик Елена Дьякова в издании «Новая газета» писала: «Лучшего дуэта на сцене я не видела давно. Они слажены — точно играли вместе годами, они искрят вольтовой дугой, явно щеголяют друг перед другом, рассыпая филигрань жестов. И профессионализм Евгения Миронова (неизменный, но иногда холодный) обретает ту яростную силу, с которой живет на сцене Чулпан». В 2011 году Чулпан Хаматова также приняла участие в спектакле «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга. В нем актриса вновь сыграла главную роль вместе с Мироновым. Хаматова также исполняла главные роли в спектаклях «Бедная Лиза» по повести Николая Карамзина и «Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира.

Фильмы «Страна глухих», «Гуд бай, Ленин!» и «Синдром Петрушки»
Чулпан Хаматова начала сниматься на третьем курсе ГИТИСа. Актрисе пришлось пройти несколько неудачных кастингов, пока режиссер Вадим Абдрашитов не пригласил ее на роль Кати в драму о войне Абхазии и Приднестровья «Время танцора». Партнерами актрисы по съемочной площадке стали Сергей Гармаш и Юрий Степанов. После премьеры в 1997 году Хаматову номинировали на премию «Ника».

Знаменитой актриса стала в 1998 году, после картины «Страна глухих» по мотивам повести Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Режиссер Владимир Тодоровский пригласил Хаматову на главную женскую роль и утвердил после первой же сцены на пробах. Фильм рассказывал о бандитских 1990-х годах в Москве: героиня Хаматовой, Рита, познакомилась с глухой стриптизершей Яей и пряталась у нее от мафии, но в итоге оказалась в центре борьбы между двумя бандитскими группировками — глухими и слышащими. Специально для этой роли актриса выучила язык глухонемых. Картина стала культовой, а критики назвали Хаматову одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кинематографа.

В 1999 году на экраны вышла интернациональная трагикомедия Бахтияра Худойназарова «Лунный папа», где Хаматова сыграла роль Мамлакат Бигмурадовой. За эту работу в 2000 году на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи она получила приз зрительского жюри за лучшую женскую роль.

Затем Хаматова снялась в Германии в картине Файта Хелмера «Тувалу», после чего ее начали приглашать и другие немецкие кинематографисты. Так режиссер фильма «Виктор Фогель — рекламщик» Ларс Крауме говорил в 2002 году, что они не могли найти кого-то такого же непосредственного и «легкого» в Германии. А в 2003 году актриса сыграла в легендарной трагикомедии Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!», которая рассказывает о падении Берлинской стены. Фильм получил множество престижных международных наград, в том числе «Золотой глобус — 2004» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Хаматова также играла в фильмах «Рождественская мистерия» Андрея Кравчука, «72 метра» и «Гибель империи» Владимира Хотиненко, «Гарпастум» и «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего. В 2004 году актриса получила звание заслуженной артистки России, а в 2012-м — народной.

Чулпан Хаматова играла в паре с Евгением Мироновым и в кино. В 2015 году они снялись в картине Елены Хазановой «Синдром Петрушки» по одноименному роману Дины Рубиной. Актриса исполняла в фильме две роли: главную героиню и ее копию-куклу.

В 2019 году Хаматова снялась в биографической драме про легендарного танцора Рудольфа Нуреева — «Нуреев. Белый ворон» британского режиссера Рэйфа Файнса. В том же году она исполнила главную роль в байопике «Доктор Лиза» Оксаны Карас. В его основу легла история об одном дне из жизни врача-реаниматолога и основательницы фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, которая погибла в 2016 году.

Сериалы-экранизации: «Дети Арбата», «Доктор Живаго и «Зулейха открывает глаза»
Долгое время Чулпан Хаматова не соглашалась на роли в сериалах. Но в 2004 году она исполнила одну из главных ролей — Вари Ивановой — в «Детях Арбата» по трилогии Анатолия Рыбакова. Режиссер Андрей Эшпай утвердил актрису без проб, ее возлюбленного сыграл Евгений Цыганов. Эта роль принесла ей еще большую популярность.

В 2006 году вышел телесериал Александра Прошкина «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака. Хаматова исполнила в фильме роль Лары и получила за нее премию «ТЭФИ». А в многосерийной драме Влада Фурмана «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова актриса сыграла Нэллу Аххо, прототипом которой была поэтесса Белла Ахмадулина. Хаматова говорила в интервью для газеты «Труд»: «Было страшно из-за огромной ответственности. Но получить такую роль — счастье. Прочувствовать героиню мне помог супруг Беллы Ахатовны Борис Мессерер. Прекрасный человек, он бережно хранит воспоминания о супруге. Фотографии, записи, видео…».

В апреле 2020 года вышла восьмисерийная картина «Зулейха открывает глаза» по одноименной книге Гузель Яхиной. Чулпан Хаматова исполнила в нем главную роль. Ее героиня — молодая татарская женщина, которая жила со строгим мужем и суровой свекровью в 1930-х годах в деревне, каждый день трудилась и терпела унижения. Коммунисты убили ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими кулаками повезли в вагонах для скота в Сибирь.

Благотворительный фонд и поэтические вечера
В День защиты детей, 1 июня 2005 года, Чулпан Хаматова и актриса Дина Корзун организовали на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь». Он объединил артистов, волонтеров, благотворителей и привлек внимание общества к проблемам детей с заболеваниями крови. Собранные средства пошли на покупку установок для облучения донорской крови и операции по трансплантации костного мозга детям с острым лейкозом. Потом прошло еще несколько подобных акций, и в 2006 году Хаматова и Корзун основали благотворительный фонд «Подари жизнь» для помощи детям, которые страдают от онкологических заболеваний. Хаматова вспоминала, что ее благотворительная деятельность началась со встречи с врачами.

«Я увидела необыкновенных людей, чутких врачей с неокаменевшими сердцами и поняла, что им нужна помощь. Если есть такие светлячки на этой планете, которые борются за жизнь детей, то оставлять их одних в этой борьбе я не имею права. Увидела, как работают волонтеры, эти люди с большими, добрыми сердцами. Меня поразила их самоотверженность. И, конечно, я познакомилась с детьми. Для меня отдельное счастье — приходить к ним, играть, болтать»

Чулпан Хаматова, официальный сайт фонда «Подари жизнь»

Кроме того, Чулпан Хаматова начала проводить благотворительные поэтические вечера. Впервые такое мероприятие прошло в июне 2011 года: актриса читала стихи на сцене Театра имени В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Весь сбор от благотворительного выступления пошел на лекарства для Кати Ермолаевой, которая перенесла вторую трансплантацию костного мозга. А в 2014 году в Лондоне, на сцене театра Criterion, прошел благотворительный моноспектакль Чулпан Хаматовой «В час, когда в души идешь, как в руки». Актриса читала стихи и прозу Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, Полина Кондраткова аккомпанировала ей на фортепиано, а Вероника Кожухарова — на саксофоне. Сборы перечислили фонду «Подари жизнь».

Личная жизнь
В 1995 году, на втором курсе ГИТИСа, Чулпан Хаматова вышла замуж за одногруппника, актера Ивана Волкова. Супруги жили в квартире его матери, советской актрисы Ольги Волковой. Она любила невестку и называла ее «моя Чулпашка». В 2002 году у Хаматовой и Волкова родилась дочь Арина. В том же году актриса развелась с супругом и вместе с труппой «Современника» уехала на гастроли в Германию. Там она начала встречаться с эмигрировавшим из России артистом балета Алексеем Дубининым. В 2003 году они вместе вернулись на родину, и у них родилась дочь Ася. Хаматова и Дубинин встречались четыре года, но не оформляли отношения.

В 2010 году актриса расписалась с кинорежиссером Александром Шейном. В апреле того же года у них родилась дочь Ия. Шейн долгие годы планировал снять фильм о советском поэте Владимире Маяковском и после встречи с Чулпан Хаматовой понял, что именно она должна сыграть Лилю Брик. Жена стала музой его проекта «ВМаяковский». Это был экспериментальный фильм, в котором артисты перевоплощаются в героев прямо на глазах у зрителей. Однако премьера состоялась только в 2018 году, через год после развода актрисы и продюсера.