https://i.imgur.com/OU5tBVBl.jpg
фото: openmedia.io

Татьяна Анатольевна Догилева. Родилась 27 февраля 1957 года в дер. Ново-Михайловское Московской области. Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, народная артистка Российской Федерации (2000).

Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в деревне Ново-Михайловское Рузского района Московской области в рабочей семье.

Отец - Анатолий Михайлович. Мать - Анна Афанасьевна. Родители работали на мукомольном комбинате.

У нее был старший брат Владимир (на 5 лет старше), инвалил с детства, умер в середине 1990-х.

Училась в школе при Академии педагогических наук, закончила класс с историко-литературным уклоном. "Учили нас хорошо, тогда это умели. Меня бесплатно возили по древним городам России, чтобы я понимала, что такое древнерусская архитектура и живопись", - рассказывала она.

Училась Татьяна хорошо. В 14 лет лет ее наградили путевкой в престижный лагерь «Артек». А после 9-го класса она в числе лучших учеников школы ездила в Чехословакию. Их школа №710 при Академии педнаук поддерживала связи с гимназией в столице нынешней Словакии.

С детства собиралась стать актрисой и мечтала играть на сцене. В четырнадцать лет была принята в студию юного актёра при Центральном телевидении.

После школы в 1974 году поступила в ГИТИС, который окончила в 1978 году, курс В. П. Остальского.

В 1978—1985 годах — актриса Московского театра имени Ленинского комсомола. Играла Нелли в постановке Марка Захарова «Жестокие игры».

С 1985 года — актриса Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Была задействована в спектаклях: «Говори!» (1985), инсценировка А. М. Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни», реж. В. В. Фокин; «Спортивные сцены 1981 года» (1986) — Катя, по пьесе Э. С. Радзинского, реж. В. В. Фокин — пресса; «Шаткое равновесие» — Джулия, по пьесе Э. Олби, реж. В.Салюк; «Наш Декамерон» (1989) — Мария, по пьесе Э. С. Радзинского, реж. Р. Г. Виктюк.

В августе 2012 г. покинула театр имени М. Н. Ермоловой по собственному желанию, так как около 20 лет не выходила на сцену.

Работала и с другими театрами. В Центральном академическом театре Российской армии в 1994 году играла в спектакле «Орестея» (роль - Электра). В Театре Антона Чехова - в спектакле «Чествование». В Театре имени Моссовета - в постановках «Двенадцатая ночь, или Всё равно что» и «Безобразная Эльза». В Антрепризе Михаила Козакова в постановке «Невероятный сеанс». В Московском театре-студии под руководством Олега Табакова в спектакле «Идеальный муж».

В 1998 году дебютировала как режиссёр, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц» в антрепризе Михаила Козакова. Далее выступала режиссером спектаклей «Московские страсти» (также в антрепризе Михаила Козакова), «Не отрекаются, любя...», «Дама ждёт, кларнет играет...», «Падшие ангелы» — все в «Дуэте».

В кино дебютировала в 1971 году. Поначалу играла второплановые и эпизодические роли.

Впервые обратила на себя внимание широкого зрителя в картине «Покровские ворота», в котором сыграла пловчиху - возлюбленную Аркадия Велюрова.

А первая известность и узнаваемость к ней пришли в 1983 году после фильма «Нежданно-негаданно», где она сыграла Жанну Капустину. Как рассказывала актриса, после этой ленты ее стали узнавать на улице, у нее появились поклонники.

Далее Татьяну Догилеву стали постоянно приглашать на съемки в популярных фильмах, где ее партнерами становились звезды советского экрана первой величины. Например, в ленте «Блондинка за Углом» она играла вместе с Андреем Мироновым. В картине «Забытая мелодия для флейты» ее партнером был Леонид Филатов. А в боевике «Афганский излом» - Микеле Плачидо.

Из картин 1990-х годов следует выделить драму «Восток-Запад», в которой она играла Ольгу, а главную роль исполнил Олег Меньшиков.

На рубеже 2000-х у нее был четырехлетний перерыв в съемках. Как рассказывала актриса, она ассоциировали с молодыми героинями, а лицо было уже героини немолодой. "Я слышала, как говорят: «Она еще с Мироновым снималась!» Всем казалось, что мне лет сто, поэтому ролей для меня не было. Девчонок играть вроде поздно, мамаш – вроде рано", - вспоминала она.

Затем стала активно сниматься в сериалах: "И вдруг мне стали предлагать острохарактерные роли немолодых, сексуально озабоченных дамочек. Или, к примеру, у нее молодой муж, и она его ревнует безумно. Я стала сниматься в таких фильмах, и мне понравилось. Во-первых, можно проявить характер. Во-вторых, не нужно смотреть, опухли у тебя глаза или не опухли. Не нужно каждый раз садиться к гримеру и с ужасом смотреть в зеркало, как ты выглядишь. Потому что острохарактерные роли лучше играть с опухшими глазами. Для актрисы это большое облегчение. Ты свободна внешне, ты свободна в поведении".

Она стала играть характерные роли, от которых, по ее словам, шарахалась в молодости.

Общественная деятельность Татьяны Догилевой

В декабре 2010 года активно выступила против строительства студией Никиты Михалкова «ТриТэ» гостиницы в Малом Козихинском переулке, принимала участие в пикетировании стройки.

8 декабря 2010 года была среди представителей различных общественных и политических организаций с лидером движения «Левый фронт» Сергеем Удальцовым, журналистом Андреем Новичковым, и координатором коалиции «В защиту Москвы» Романом Ткачём, пришедших в префектуру ЦАО с попыткой сорвать встречу префекта с жителями Малого Козихинского переулка. Михалков пригрозил Догилевой немедленным исключением из Союза кинематографистов «за неуплату членских взносов».

В своём видеообращении, сделанном в марте 2011 года, выступила на стороне защитников Химкинского леса.

В феврале 2012 года вместе с другими градозащитниками препятствовала стройке в Большом Козихинском переулке.

Рост Татьяны Догилевой: 161 сантиметр.

Личная жизнь Татьяны Догилевой:

В студенческие годы у нее был роман с Юрием Стояновым. "На первом курсе я была влюблена в Юрия Стоянова. Он был героем, романтиком с кудрявыми волосами, мастером спорта по фехтованию. Приехал из Одессы, и у него были деньги. Мы вместе играли этюды, вот и влюбились. В первом семестре мне поставили тройку, и я сказала Юрию, что мы расстаемся. Он ходил страдающий, но к концу второго курса женился на прекрасной девушке", - рассказывала Догилева.

Первый муж - Александр, помощник режиссера, с которым они поженились в 1978-м во время учёбы в институте, а познакомились на съёмках фильма «Безбилетная пассажирка» (он работал осветителем). Брак продлился всего три месяца.

Второй муж - сатирик Михаил Мишин. Прожили в браке с 1990 по 2008 год. "Единственный брак, который я разрушила, был его. Я сказала, что не хочу быть любовницей. Мы расставались, он уходил, потом возвращался. Не все гладко было в этих отношениях, но они закончились браком. Мне нравилось быть женой, мы были интересная пара: он - писатель, я - актриса. Но я не сумела состояться как жена", - говорила Догилева.

У пары 30 декабря 1994 года родилась дочь - Екатерина Михайловна Догилева. Она актриса, живёт и работает в США, окончила актёрские курсы в Кембридже, Американскую академию драматического искусства.

У Екатерины были проблемы с малым весом. Анорексия началась у девушки из-за того, что её много критиковали, обсуждали внешний вид. Екатерина не была стройной девушкой и решила худеть - в итоге довела вес до 40 кг, сбросив 25 кг. В результате у девушки началось отторжение пищи организмом, булимия и анорексия. Однако ей удалось справиться с болезнью.

Одно время Татьяна Догилева испытывала проблемы с алкоголем. Пристрастие к спиртному довело ее до больничной койки.

"Отношения с алкоголем... Я, конечно, не кричу на каждом углу, что у меня они были, но это не секрет. Да, я пила, но, надеюсь, мой пример покажет многим женщинам, что и из этого состояния есть выход. Вокруг женского алкоголизма существует много мифов. Говорят, что он тихий, незаметный, что до поры он не мешает жить. Это неправда. Я начинала пить на каких-то вечеринках, премьерах, а потом долго не могла остановиться", - признавалась она.

Из-за алкоголизма она начала терять роли в кино.

"На съемки, правда, пьяная приходила всего два раза, но из-за этого съемки приходилось переносить. К тому времени все уже знали, что у Догилевой есть такая слабость. И новые роли предлагать перестали. А я все глубже погружалась в эту трясину. Самостоятельно выбраться из нее не могла. Когда меня привозили в жутком состоянии к врачам, они смотрели на меня и говорили: «Это уже не похмелье, а наркотическая ломка». Чувствовала я себя соответствующе, но сама сделать ничего не могла", - делилась звезда.

В 2010 году Догилева попала в психиатрическую клинику, и ей пришлось пройти серьезное лечение. В интервью 2011 года она рассказывала: "В последний раз я сорвалась в феврале прошлого года, перед днем рождения. Я же человек старой закалки, малых доз не признаю. В итоге день рождения я встретила в психушке. Я сама туда попросилась, как и несколько лет назад, когда в буквальном смысле лезла на стенку от депрессии. Меня отправили в психиатрическую больницу, где, наконец, установили, что без медикаментозного лечения не обойтись. Мой организм перестал вырабатывать серотонин – гормон радости. И если бы не врачи, которые обнаружили это, я не знаю, что было бы".

Татьяна Догилева сделала пластическую операцию — подтяжку лица.

Она поясняла: "Я всю жизнь голодала, сидела на каких-то диетах, трепетала от каждого лишнего килограмма — потому что мне для профессии нужно было оставаться стройной и молодой. И пластическую операцию — подтяжку лица — я сделала из тех же соображений".

Живёт в Трёхпрудном переулке в районе Патриарших прудов.

Театральные работы

Московский государственный театр «Ленком»
- «Жестокие игры». Режиссёр: М. А. Захаров — Нелли

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- 1985 — «Говори!», инсценировка А. М. Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни», реж. В. В. Фокин
- 1986 — «Спортивные сцены 1981 года» — Катя, по пьесе Э. С. Радзинского, реж. В. В. Фокин — пресса
- «Шаткое равновесие» — Джулия, по пьесе Э. Олби, реж. В.Салюк
- 1989 — «Наш Декамерон» — Мария, по пьесе Э. С. Радзинского, реж. Р. Г. Виктюк

Центральный академический театр Российской армии
- 1994 — «Орестея» — Электра, по трилогии Эсхила, реж. П. Штайн — анонс — пресс-релиз

Театр Антона Чехова
- «Чествование»

Театр имени Моссовета
- «Двенадцатая ночь, или Всё равно что»
- «Безобразная Эльза»

Антреприза Михаила Козакова
- «Невероятный сеанс»

Московский театр-студия под руководством Олега Табакова
- «Идеальный муж»

Режиссёрские работы
- «Лунный свет, медовый месяц» (1998) — в антрепризе Михаила Козакова
- «Московские страсти» — в антрепризе Михаила Козакова
- «Не отрекаются, любя…» — в «Дуэте»
- «Дама ждёт, кларнет играет…» — в «Дуэте»
- «Падшие ангелы» — в «Дуэте»

Фильмография
Актёрские работы
1971 — Отдать швартовы! — радистка
1978 — Безбилетная пассажирка — Нинка Бабайцева
1978 — Несыгранная роль — Шура Берёзкина
1978 — Поздняя встреча — Таня Гущина, дочь
1981 — Вакансия — Юлинька Кукушкина, сестра Полиньки
1981 — Василий и Василиса — Настя, дочь Василия и Василисы
1981 — Право руководить — Зойка
1981 — Ришад — внук Зифы — Лейла
1982 — Вокзал для двоих — Марина
1982 — Голос — помреж Наташа
1982 — Кто стучится в дверь ко мне? — медсестра Вера
1982 — Оставить след — Томка
1982 — Покровские ворота — Светлана Попова
1982 — Частная жизнь — Вика, подруга сына Абрикосова
1983 — Вам телеграмма — Анна, разносчица телеграмм
1983 — Вольный ветер — Пепита
1983 — Дважды рождённый — Таня
1983 — Кое-что из губернской жизни — Наталья Степановна Чубукова / Ниночка
1983 — Нежданно-негаданно — Жанна Капустина
1983 — Отцы и дети — Евдоксия Кукшина
1983 — Петля — Катя Стрелецкая
1984 — Блондинка за углом — Надя
1984 — Маленькое одолжение — Раиса
1984 — Огни — Наталья Степановна — Кисочка
1984 — Прохиндиада, или Бег на месте — Марина, дочь Любомудрова
1985 — Из жизни Потапова — Элка
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Михайлова
1985 — Не ходите, девки, замуж — Валя
1986 — Бармен из «Золотого якоря» — Анна
1986 — Мой любимый клоун — Полина Челубеева
1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы — Лариса
1986 — Обида — продавщица сельпо Прасковья Петровна
1986 — Путешествие мсье Перришона — Анита
1987 — Жил-был Шишлов — Лариса Кирилловна Садофьева
1987 — Забытая мелодия для флейты — медсестра Лида
1989 — Брызги шампанского — Степанова, жена убитого солдата
1990 — Яма — Тамара
1990 — Афганский излом — Катя
1991 — Говорящая обезьяна — Наталья
1991 — Линия смерти — Зоя Анатольевна, любовница генерала Киримова
1991 — Охота на сутенёра — Марина
1991 — Отель «Эдем» — прислужница Сатаны
1992 — Одна на миллион — Даша
1992 — Слава богу, не в Америке… — заложница
1993 — Грешница в маске — ассистент хирурга
1993 — Не хочу жениться! — Любочка-паспортистка
1993 — Пчёлка — Елизавета-«Пчёлка», жена фальшивомонетчика
1993 — Стрелец неприкаянный — Наталья Борисовна, бывшая жена Германа
1994 — Жених из Майами — Она, последняя невеста
1994 — Прохиндиада 2 — Марина
1994 — Роман «a la Russo» — Люся
1996 — Импотент — Вика, подруга Саши
1996 — Привет, дуралеи! — Светлана, бывшая жена Юры
1997 — Дети понедельника — Света
1998 — Кто, если не мы — глава родительского комитета
1999 — Восток-Запад — Ольга
2000 — Что нужно женщине — Нина
2003 — Бульварный переплёт — Кира
2003 — Огнеборцы — Марьяна
2003 — Участок — Нюра Сущёва
2004 — На вираже — Инна
2004 — Неудержимый Чижов — Инна
2005 — Виола Тараканова 2 — Милада Анакреонтовна Смолякова, писательница
2005 — Гибель империи — мать Зины
2005 — Жмурки — Галя, секретарша адвоката
2005 — Моя прекрасная няня — Наталья Канарейченко (Серия 101 — «Одна фальшивая родинка»)
2005 — 2006 — Люба, дети и завод… — Любовь Орлова
2005 — Не забывай — Ольга Сергеевна
2005 — Плюс бесконечность — Ольга
2006 — Заколдованный участок — Нюра Сущёва
2007 — Антидурь — полковник Зинаида Мороз
2007 — Бомжиха — Татьяна Николаевна Титова
2007 — Сестрёнка — Анна Бороцкая
2007 — Служба доверия — Вера
2008 — Девочка — Нина Валентиновна, воспитатель в колонии
2008 — Жизнь, которой не было — Елена Алексеевна, мать Алексея Гусева
2008 — Королева льда — Ирина Владимировна Семёнова, тренер по фигурному катанию
2008 — Шальной ангел — Наталья, домработница Мощенко
2009 — Бомжиха 2 — Татьяна Николаевна Титова
2009 — Дистанция — Светлана Стыркина
2009 — Мой — Галина Павловна Гордеева, режиссёр
2010 — Доктор Тырса — Эльза Яновна Лайтер
2010 — Единственный мужчина — Арина Пряхина
2011 — Папаши — Мария Тучкова
2011 — Фарфоровая свадьба — Нина Петровна Утешина, мать Нины
2012 — Ангел в сердце — Екатерина Алексеевна Круглова, мать Ксении
2012 — Мексиканский вояж Степаныча — Елена Павловна Шелест, майор внешней разведки России
2013 — Пятый этаж без лифта — Ирина Павловна, мать Бориса
2013 — Тамарка — Маша, подруга Аллы
2013 — Ёлки 3 — Марта Петровна, главный врач психиатрической больницы
2014 — Боцман Чайка
2014 — Манекенщица — тётя Клава
2014 — 2016 — Свет и тень маяка — Ольга Владимировна Игнатьева
2015 — Алёшкина любовь — Людмила Строганова, директор филармонии в Кустове
2016 — Беби-бум — мать Галины
2016 — Хороший мальчик — завуч в школе
2016 — Джинн — Надежда
2016 — Мавр сделал свое дело — мать Ольги
2016 — Мамочки (серия № 43) — Регина Тимофеевна, соседка Юли и Ромы
2017 — Брачные игры — Шура
2017 — Жги! — Елена Александровна Сысоева («Начальница»), глава краевой комиссии по чрезвычайным происшествиям, проверяющая в женской исправительной колонии в городе Апрельске, мать Жени
2018 — О чём говорят мужчины. Продолжение — проводник в поезде
2018 — Обычная женщина — Антонина Васильевна Лаврова, свекровь Марины
2019 — Потерянный остров — Александра Петровна
2019 — Рассвет на горе Адама (в производстве) — мать Олега

Режиссёрские работы
2007 — Лера
2015 — Горизонт (короткометражка)

Телеспектакли
1973 — Представление начинается — сестра Лёни
1981 — Безобразная Эльза (телеспектакль) — Эльза по прозвищу Санту

Работа в рекламе
2009 — «Совкомбанк»

Книги
«Жизнь и приключения Светы Хохряковой». ISBN 978-5-17-069905-6.
«Тогда, сейчас и кот Серёжа»

Телевидение
«Утренняя почта» — ведущая (1985, 1986)