https://i.imgur.com/3CIMChql.jpg
фото: megabook.ru

Валентин Николаевич Плучек (22 августа [4 сентября] 1909 — 17 августа 2002) — советский и российский театральный режиссёр, актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977). Главный режиссёр Московского театра Сатиры (1957—2000).

Биография
Родился 22 августа [4 сентября] 1909 года в Москве в еврейской семье.

В детстве не помышлял о театре: рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил, подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме.

У Вс. Мейерхольда
По свидетельству самого В. Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы не ограничивались живописью: его кумирами в те годы были В. Маяковский и Вс. Мейерхольд. В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда. В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ), где дебютировал в небольшой роли в спектакле «Ревизор» Н. Гоголя. Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трёх эпизодических ролей в «Клопе» В. В. Маяковского (1929). При постановке «Бани» в 1930 году сам В. Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл В. Плучек.

Поскольку в театре Вс. Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр. В. Плучек оставался с Вс. Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но всё равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре».

Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году организовал собственный театр — ТРАМ электриков, на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Московском электрозаводе имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт, учившийся в то время в ФЗУ завода.

«Арбузовская студия»
В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. В 1939 году вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию», куда перешли из ТРАМа электриков И. Кузнецов и З. Гердт. Среди студийцев были Вс. Багрицкий, А. Галич, М. Греков, В. Архангельская, М. Новикова, Т. Рейнова, С. Милькина. Именно здесь впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством А. Арбузова. С началом войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт; часть студии работала в качестве фронтового театра. Сам же В. Плучек в 1942 году возглавил Драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона.

В Театре сатиры
После окончания войны, в 1945 году, возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла и его стороной: в начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Н. Петров, возглавлявший в то время Московский театр сатиры, пригласил безработного режиссёра к себе.

В новом театре дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова. Позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Шифу, «Потерянное письмо» И. Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней постановки других пьес В. Маяковского — «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) — стали важным этапом как в творчестве самого режиссёра, так и в истории Театра сатиры.

В 1957 году был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Н. Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль режиссёр выпустил в 1966 — «Тёркин на том свете» А. Твардовского с А. Папановым в главной роли (музыка Р. Щедрина).

Режиссёр собрал превосходную труппу: ещё со времён Н. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра сатиры блистали Т. Пельтцер, В. Васильева, О. Аросева, Г. Менглет и А. Папанов; при нём в театр пришли Б. Новиков, А. Миронов, Р. Ткачук, М. Державин, А. Ширвиндт и многие другие.

Театр сатиры при В. Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров; одним из самых популярных спектаклей 1970-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставленный Е. Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание М. Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других.

Среди лучших постановок самого режиссёра — «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Ревизор» Н. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искромётный «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. Мироновым в главной роли; спектакль шёл при аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году режиссёр поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана, первую версию, с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году, с началом перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.

В 2002 году режиссёр работал над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».

Автор книги «На сцене — Маяковский» (1962).

Скончался 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья
- Жена — Зинаида Павловна Дмитриева (1915—2005), актриса театра.
- Сын — Андрей Валентинович Плучек (род. 1938), журналист.
- Двоюродный брат — Питер Брук, театральный режиссёр, родился в Лондоне, куда его отец, уроженец Двинска Семён Брук, переехал с двумя сёстрами после Первой мировой войны. По воспоминаниям Питера Брука, его отец поддерживал связи с оставшейся в Москве сестрой Фаней Матвеевной (матерью Валентина Плучека) до изменения положения в СССР в середине 1930-х годов. В сохранившихся архивных материалах Фанни Матвеевна (Фрейда Мордуховна) Брук (в замужестве Гинцбург; 13 ноября 1878, Двинск — ?), дочь Мордуха Берковича Брука (1852—?, уроженца Новгород-Северского) и Двейры-Доры Гецелевны Брук (1858—?), вышла замуж за купца первой гильдии из Борисова Нохима Мордуховича (Николая Матвеевича) Гинцбурга. 24 августа (6 сентября) 1906 года в Двинске у них родился сын Исаак Гинцбург (в будущем известный как Валентин Плучек). Семья жила в Двинске в доме Рочко на Рижской улице, № 5, квартира 1.

Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (18.07.1956)
Народный артист РСФСР (25.02.1964)
Народный артист СССР (17.10.1974)
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23.10.1999)
Два ордена Отечественной войны II степени (07.03.1945, 06.04.1985)
Орден Трудового Красного Знамени (08.01.1970)
Орден Дружбы народов (04.09.1979)
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за постановку спектакля «Укрощение строптивой» в Московском театре сатиры
Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1996)

Творчество

Режиссёрские работы

«Арбузовская студия»
«Город на заре» А. Н. Арбузова

Драматический театр Северного Флота
«Давным-давно» А. К. Гладкова
«Офицер флота» А. А. Крона
«Белые ночи» Ю. П. Германа
«Слуга двух господ» К. Гольдони
«Собака на сене» Л. де Веги

Московский театр сатиры
1950 — «Не ваше дело» В. С. Полякова
1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу (совместно с Н. В. Петровым)
1952 — «Потерянное письмо» Й. Л. Караджале (совместно с Н. В. Петровым)
1953 — «Страницы минувшего» (включал в себя «Игроки» Н. В. Гоголя и «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева, «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина)
1953 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с Н. Петровым и С. И. Юткевичем)
1955 — «Клоп» В. В. Маяковского (совместно с С. И. Юткевичем)
1956 — «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра
1957 — «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского
1957 — «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета.
1959 — «Обнажённая со скрипкой» Н. Кауарда
1959 — «Памятник себе» С. В. Михалкова
1959 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета
1961 — «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова
1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу
1964 — «Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. А. Слободского
1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского
1966 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша
1967 — «Интервенция» Л. И. Славина
1968 — «Последний парад» А. П. Штейна
1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше
1970 — «У времени в плену» А. П. Штейна
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с А. А. Мироновым и А. Д. Папановым)
1972 — «Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка
1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина
1975 — «Ремонт» М. Рощина
1975 — «Пена» С. Михалкова
1977 — «Бег» М. А. Булгакова
1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана
1980 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова
1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (с Р. Ткачуком)
1984 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (на Малой сцене)
1985 — «Родненькие мои» А. С. Смирнова
1985 — «Бремя решения» Ф. М. Бурлацкого
1989 — «Трибунал» В. Н. Войновича
1991 — «Идеальный муж» О. Уайльда
1992 — «Горячее сердце» А. Н. Островского
1994 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира
1994 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (совместно с М. Г. Зонненштралем)
1998 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с В. Б. Гаркалиным и Е. В. Графкиным)

Фильмография

Режиссёр
1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) (постановщик спектакля) (совм. с В. М. Рыжковым)
1960 — Игроки (фильм-спектакль)
1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) (совм. с Е. Я. Весником)
1962 — Яблоко раздора (совм. со Е. К. Сташевской, сценарий совм. с М. А. Бирюковым и Г. Штайном)
1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (фильм-спектакль) (совм. с М. И. Микаэлян, сценарий совм. с М. И. Микаэлян и С. Л. Прокофьевой)
1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) (совм. с А. А. Ширвиндтом и А. А. Мироновым)
1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) (совм. с В. А. Храмовым)
1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) (совм. с Л. Д. Эйдлиным)
1977 — Пена (фильм-спектакль) (совм. с М. А. Марковой)
1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) (совм. с Б. М. Конуховым)
1980 — У времени в плену (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой и В. Б. Кеворковым)
1982 — Ревизор (фильм-спектакль)
1986 — Ворон (фильм-спектакль) (руководитель постановки) (совм. с А. А. Левинским)
1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль) (совм. с В. Ф. Чириковым)
1989 — Самоубийца (фильм-спектакль)

Озвучивание
1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) — за кадром

Участие в фильмах
1989 — Голос памяти (документальный)
1991 — Андрей (документальный)

Архивные кадры
2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)

Память
К столетию режиссёра, 15 октября 2009 года, в Москве состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина — музее-квартире В. Н. Плучека.