ДА́ЛЬСКИЙ (псевд.; наст. фам. Неелов) Мамонт (Мамант) Викторович [2(14).9.1865, Кантемировка Харьковской губ. – 8(21).6.1918, Москва], рос. актёр. Учился в Харьковском ун-те (ушёл со 2-го курса), с 1885 в течение 4 лет играл в театрах Вильны, Ростова, Новочеркасска. После триумфального выступления в роли Дон Карлоса («Дон Карлос» Ф. Шиллера) в Москве (1889, Театр Е. Н. Горевой) в 1890 был зачислен в петерб. Александринский театр в виде исключения без дебюта. Уволенный в 1900 вследствие конфликта с труппой, перешёл на положение гастролёра; выступал в разл. провинц. и столичных театрах, иногда организовывал собств. гастрольные антрепризы. Противопоставлял своё искусство сценич. ансамблю, не признавал режиссёрского руководства. Обладая идеальными внешними данными (стройная гибкая фигура, красивый сильный голос, властный жест), объединил традиц. амплуа «героя» и черты «неврастеника» нового времени. Игра Д. отличалась стихийным темпераментом и в то же время простотой, естественностью, задушевностью тона. Особенно близки дарованию Д. были герои, исполненные сильных, необузданных страстей, гонимые обществом и вступающие с ним в непримиримый конфликт. Среди лучших ролей: Гамлет, Отелло («Гамлет», «Отелло» У. Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Шиллера), Самозванец («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Рогожин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» А. Н. Островского), Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца). Д. сыграл значит. роль в развитии сценич. мастерства Ф. И. Шаляпина, занимаясь с начинающим певцом драматич. искусством.
2 сентября - День рождения Мамонта Дальского.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1