https://i.imgur.com/IRJd3gCl.jpg
фото: fotostrana.ru

Советский теплоход «Ракета-1», отправился в первый рейс 25 августа 1957 года, в составе Волжского объединенного речного пароходства. За семь часов, судно прошло расстояние в 420 километров от Нижнего Новгорода до Казани. На борту находилось тридцать пассажиров.

«Ракета» - название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях. Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырехсот теплоходов. Первое и экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово».

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название «Ракета» стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населенных пунктов.

Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты» от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

В Москве первая «Ракета», а именно «Ракета-1», появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодежи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна - Ростислав Алексеев - и лично продемонстрировал ее Хрущеву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Московском регионе, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверево, Аксаково, Тишково, Черной речки. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реках Оби и Лене.

«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, между городами Кельном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе. Несколько «Ракет» использовались в качестве водного транспорта для обслуживания правительственных делегаций, приезжающих в СССР. Одна «Ракета» находилась в распоряжении КГБ СССР.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьезные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

«Ракеты» обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоемов и в парках, внутри переделывались под кафе и музеи.