
КУ́БРИК (Kubrick) Стэнли (26.7.1928, Нью-Йорк – 7.3.1999, Харпенден, Великобритания), амер. и англ. режиссёр, сценарист, продюсер. В 1946–51 фотограф ж. «Look». В кино с 1951 (короткометражный документальный ф. «День боя»). В 1954 организовал (совм. с продюсером Дж. Б. Харрисом) кинокомпанию «Harris-Kubrick Productions». Известность К. принёс антимилитаристский ф. «Тропы славы» (1957) о франц. солдатах 1-й мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В 1960 поставил историч. блокбастер «Спартак». В 1962 экранизировал роман В. В. Набокова «Лолита». Талант К.-сатирика в полной мере проявился в антивоенной комедии «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (1963), где, используя традиции «чёрного юмора», приём гротескного сдвига реальности и точно выбрав социальные маски, режиссёр показал, как авантюризм учёных, тупость и воинственность генералитета и попустительство высших кругов амер. администрации могут привести мир к атомной катастрофе. В 1968 К. снял науч.-фантастич. ф. «2001: Космическая одиссея» (по А. Кларку, пр. «Оскар»), использовав богатые технич. возможности совр. кинематографа. Преклонение перед человеческим разумом, вырвавшимся в космич. пространство, сочеталось в фильме с трагич. идеей непознаваемости Вселенной. Большую дискуссию вызвала антиутопия «Заводной апельсин» (по А. Бёрджессу, 1971), исследовавшая проблему охватившего мир насилия и в то же время эстетизирующая его. В ф. «Барри Линдон» (1975, по У. Теккерею) К. предложил живописное, ритмически выстроенное, но холодное и рассудочное зрелище, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью. В 1980 поставил ф. «Сияние» (по С. Кингу) – выдержанную в традициях готического романа притчу о человеческой ненависти. К. принадлежат важные для дальнейшего развития киноязыка находки в области монтажа, приёмов создания эмоциональной атмосферы действия, использования музыки, изобразит. организации пространства и т. п. Среди др. фильмов: «Страх и желание» (1953), «Поцелуй убийцы» (1955), «Убийство» (др. назв. «Последняя облава», 1956), «Цельнометаллическая оболочка» (по роману «Люди, жившие недолго» Г. Хасфорда, 1987). После длительного перерыва К. снял свой последний фильм – вызвавший оживлённую полемику психоэротич. триллер «С широко закрытыми глазами» (1999, по повести «Рапсодия. Роман-сновидение» А. Шницлера). К. – автор или соавтор сценариев и продюсер большинства своих фильмов. Ему посвящён документальный ф. «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино» (2001). Пр. Мкф в Венеции «За вклад в киноискусство» (1997).
