https://i.imgur.com/y0tbi8Pl.jpg
фото: alchetron.com

Дэвид Беласко (25 июля 1853 - 14 мая 1931) был американским театральным продюсером , импресарио , режиссером и драматургом . Он был первым писателем, адаптировавшим рассказ « Мадам Баттерфляй» для сцены, и с него началась театральная карьера многих актеров, включая Джеймса О'Нила , Мэри Пикфорд , Ленор Ульрик и Барбару Стэнвик . Беласко был пионером многих инновационных форм сценического освещения и специальных эффектов, чтобы создать реализм и натурализм.

Ранние годы
Дэвид Беласко родился в Сан-Франциско, штат Калифорния , в семье Авраама Х. Беласко (1830–1911) и Рейны Беласко (урожденная Нуньес, 1830–1899), евреев- сефардов , которые переехали из лондонской испанской и португальской еврейской общины во время Калифорнийская золотая лихорадка . Он начал работать в театре Сан-Франциско, выполняя различные рутинные работы, например, юношей по вызову , копировщиком сценариев или статистом в небольших частях. Первый опыт работы режиссером он получил еще в дороге. Он сказал: «Раньше мы играли в любом месте, которое мы могли нанять или попасть - в холле, в большой столовой, в пустом амбаре; в любом месте, куда нас могли привести».

С конца 1873 до начала 1874 года он работал актером, режиссером и секретарем в Оперном театре Пайпер в Вирджиния-Сити, штат Невада , где он обнаружил «больше безрассудных женщин и головорезов на квадратный метр ... чем где-либо еще в мире». Годы его развития в качестве игрока второго плана в Вирджиния-Сити окрашивали его мысли, в конечном итоге помогая ему создавать реалистичные сценические декорации. Он сказал, что, находясь там, вид «людей, умирающих при таких необычных обстоятельствах» сделал его «еще более детальным в отношении психологии умирания на сцене. Думаю, я был одним из первых, кто привнес естественность в сцены смерти. и мой разнообразный опыт в Вирджиния-Сити во многом помог мне в этом. Позже я стал углубляться в такие исследования ». Его воспоминания о том времени были опубликованы в журнале Hearst's Magazine в 1914 году. К марту 1874 года он вернулся на работу в Сан-Франциско, в конечном итоге руководя Театром Болдуина Томаса Магуайра. Когда Магуайр потерял театр в 1882 году, Беласко переехал на Восточное побережье, взяв с собой свой практический западный опыт. Запад позволил ему развить свои таланты не только как исполнителя, но и как прогрессивный постановщик и исполнитель.

Одаренный драматург, Беласко отправился в Нью-Йорк в 1882 году, где работал режиссером театра Мэдисон-сквер (начиная с молодой миссис Уинтроп ), а затем в старом театре Lyceum , сочиняя пьесы. К 1895 году он был настолько успешен, что считался самым выдающимся драматургом и продюсером Америки.

Карьера
За свою долгую творческую карьеру, протянувшуюся между 1884 и 1930 годами, Беласко написал, поставил или поставил более 100 бродвейских пьес, включая «Дубовые сердца» , «Сердце Мэриленда» и « Дю Барри» , что сделало его самой влиятельной личностью в Нью-Йорке. театральная сцена. Он также помог сделать карьеру десяткам выдающихся артистов, многие из которых продолжили работу в кино.

Среди них была Лесли Картер , получившая прозвище «Американка Сара Бернар» , чья связь с Беласко взлетела до театральной славы после ее ролей в « Заза» (1898) и « Мадам Дю Барри» (1901). Главные роли Ины Клэр в фильмах «Полли с прошлым» (1917) и «Золотоискатели» (1919) аналогичным образом продвинули ее карьеру.  Беласко написал главную роль для 18-летней Мод Адамс в своей новой пьесе « Мужчины и женщины» (1890), в которой было разыграно 200 спектаклей.

Среди других звезд, карьеру которых он помог запустить, были Джин Игелс , которая позже обретет бессмертие в роли Сэди Томпсон в фильме « Дождь» (1923), сыгравшем 340 спектаклей. Беласко открыл и руководил карьерой Ленор Ульрик и Дэвида Варфилда , оба из которых стали главными звездами на Бродвее. Он начал карьеру Барбары Стэнвик , которая включила изменение ее имени.

Беласко, пожалуй, наиболее известен тем, что адаптировал рассказ « Мадам Баттерфляй» в одноименную пьесу и написал для сцены «Девушку с Золотого Запада» , которые были адаптированы как оперы Джакомо Пуччини (« Мадам Баттерфляй 1904» - дважды, после доработки) и La fanciulla del West (1910). По написанным им пьесам снято более сорока кинофильмов .

Многие выдающиеся исполнители конца 19 - начала 20 веков искали возможности поработать с Беласко; среди них были Д.У. Гриффит , Хелен Хейс , Лилиан Гиш , Мэри Пикфорд и Сесил Б. ДеМилль. Отец Демилля был близким другом Беласко, и после того, как Демилль окончил Американскую академию драматических искусств, он начал свою сценическую карьеру под руководством Беласко. Более поздние методы работы с актерами, применяемые Демиллем, с использованием драматического освещения и режиссуры фильмов, были смоделированы по образцу постановочных техник Беласко.

Пикфорд появился в своих пьесах «Уорренсы из Вирджинии» в первом театре Беласко в 1907 году и «Добрый маленький дьявол» в 1913 году. Они поддерживали связь после того, как Пикфорд начал работать в Голливуде; Беласко появился с ней в экранизации 1914 года « Хороший дьяволенок» . Он также считается тем, что дал Пикфорд ее сценический псевдоним. Он также работал с Лайонелом Бэрримором, который снялся в своей пьесе « Смейся, клоун, смейся» вместе с Люсиль Кан , чью бродвейскую карьеру начал Беласко. Беласко был участником группы The Lambs с 1893 по 1931 год.

Брак
Дэвид Беласко был женат на Сесилии Ловерич более пятидесяти лет; у них было две дочери, Рейна (которая была замужем за продюсером Моррисом Гестом ) и Августа.

Смерть
Беласко умер в 1931 году в возрасте 77 лет на Манхэттене . Он был похоронен на еврейском кладбище Линден-Хилл на Метрополитен-авеню в Риджвуде, Квинс.

Влияние на американский театр
Беласко требовал естественного актерского стиля, и в дополнение к этому он разработал сценические декорации с аутентичными световыми эффектами, чтобы улучшить свои игры. Его постановки вдохновили несколько поколений театральных художников по свету.

Вклад Беласко в современную сцену и светотехнику изначально не ценился так высоко, как вклад его европейских коллег, таких как Андре Антуан и Константин Станиславски , однако сегодня он считается «одной из первых значительных режиссерских фигур в истории американского театра. , - пишет историк театра Лиз-Лоун Маркер.

Он принес новый стандарт натурализма на американскую сцену как первый, кто разработал современное сценическое освещение вместе с использованием цветного света с помощью моторизованных колес, меняющих цвет, чтобы вызвать настроение и обстановку. Самый ранний производитель сценического освещения в Америке, Kliegl Brothers , начинал с обслуживания особых потребностей продюсеров и режиссеров, таких как Беласко и Флоренц Зигфельд . Что касается этих современных световых эффектов, Беласко больше всего запомнился его постановкой « Девушка с Золотого Запада» (1905), где спектакль открывался захватывающим закатом, который длился за пять минут до начала любого диалога.

Беласко стал одним из первых режиссеров, отказавшихся от использования традиционных рамп в пользу светильников, скрытых ниже уровня пола, тем самым скрытых от зрителей. Его помощник по свету Луи Хартманн реализовал дизайнерские идеи Беласко. Он также использовал точки следования, чтобы еще больше усилить реализм, и часто приспосабливал свои конфигурации освещения, чтобы дополнить цвет лица и волосы актеров. Он заказал специально изготовленную лампу мощностью 1000 ватт, разработанную специально для его собственного производства, и был единственным режиссером, у которого была такая лампа в течение первых двух лет после ее появления (1914–1915).

В его собственных театрах гримерные были оборудованы лампами нескольких цветов, что позволяло артистам видеть, как выглядит их грим в разных условиях освещения.

Предположительно, он использовал соответствующие ароматы для декораций в вентиляции театров, в то время как в его декорациях уделялось большое внимание деталям, и иногда они распространялись в аудитории. В одном спектакле, например, на сцене была построена прачечная самообслуживания. В «Леди губернатора» была воспроизведена кухня ресторана «Чайлдс», где актеры готовили еду во время пьесы.

Говорят, что он даже купил комнату в ночлежке , вырезал ее из здания, принес в свой театр, вырезал одну стену и представил ее как декорации для постановки. Оригинальные сценарии Беласко часто были наполнены длинными конкретными описаниями реквизита и декораций. Он не был известен созданием необычно натуралистических сценариев.

Беласко также принял существующие театральные технологии и стремился их расширить. Оба нью-йоркских театра Беласко были построены на основе новейших технологий своего времени. Когда Беласко возглавил Театр Республики, он пробурил новый цокольный этаж для размещения своей техники; Театр Стуйвесант был специально построен с огромным количеством летающих площадок, гидравлических систем и осветительных установок. В подвале Stuyvesant находился рабочий механический цех, где Беласко и его команда экспериментировали с освещением и другими спецэффектами. Многие новинки, разработанные в магазине Belasco, были проданы другим производителям.

Ф. Скотт Фицджеральд ссылается на реализм Беласко в «Великом Гэтсби», когда у него есть пьяный посетитель в библиотеке особняка Гэтсби, который изумленно восклицает, что книги подлинные: «Смотрите!» - торжествующе воскликнул он. «Это добросовестный печатный материал. Он обманул меня. Этот парень настоящий Беласко. Это триумф. Какая тщательность! Какой реализм! Знал, когда нужно остановиться, - страницы не разрезал».

Театры
Первый театр Беласко в Нью-Йорке располагался по адресу 229 West 42nd Street, между 7-й и 8-й авеню, в районе Таймс-сквер на Манхэттене. Беласко взял на себя управление театром и полностью реконструировал его в 1902 году, всего через два года после того, как Оскар Хаммерштейн (дед известного поэта) построил его как Театр Республики . Он отказался от театра в 1910 году, и он был переименован в Республиканский. Под разными владельцами, он прошел через бурный период в бурлеск месте, состоялся второй-бег и, в конце концов, порнографические фильмы и упал в период забвения до того , реабилитирован и вновь , как в театре Новая победа в 1995 году.

Второй театр Беласко расположен по адресу 111 West 44th Street, между 6-й и 7-й авеню, всего в нескольких кварталах от New Victory. Он был построен в 1907 году как театр Стуйвесант и переименован в честь Беласко в 1910 году. Театр был построен по желанию Беласко, с освещением и потолочными панелями Тиффани , богатой деревянной отделкой и фресками. Здесь же размещались его офис и частная квартира. Belasco до сих пор работает как бродвейское заведение с сохранением большей части оригинального декора. В 2010 году в нем была проведена масштабная реставрация стоимостью 14,5 миллиона долларов США, в ходе которой был проведен ремонт и восстановление театра до состояния, в котором он находился при жизни Давида Беласко.

Театры Беласко существовали и в нескольких других городах. В Лос-Анджелесе первый театр Беласко располагался на улице С. Мэйн, 337. Театр, в котором размещалась Акционерная компания Беласко, открылся в 1904 году и принадлежал брату Дэвида Беласко Фредерику. Этот театр дважды переименовывался: в «Республика» примерно в 1913 г. и в «Follies» примерно в 1919 г. Театр в конце концов превратился в бурлескное место в 1940-х годах, резко упал и был снесен в мае 1974 года.

Второй и, пожалуй, более известный театр в Лос-Анджелесе, Belasco расположен на 1050 S. Hill St в центре Лос-Анджелеса . Театр, построенный компанией Morgan, Walls & Clements, открылся в 1926 году и управлялся Эдвардом Беласко, еще одним из братьев Дэвида. В театре выступили многие голливудские звезды с театральными корнями, а также звезды Бродвея, приезжавшие на Западное побережье. Театр пришел в упадок после смерти Эдварда Беласко в 1937 году. После полного закрытия в начале 1950-х годов театр в течение нескольких десятилетий использовался как церковь. В 2010–2011 годах в театре была проведена обширная реставрация, и в настоящее время он работает как ночной клуб и конференц-зал.

Театр Шуберта-Беласко, расположенный в Вашингтоне, округ Колумбия, был приобретен Беласко в сентябре 1905 года. Первоначально построенный в 1895 году как оперный театр на площади Лафайет , на Мэдисон-плейс, 717, напротив Белого дома , театр был снесен в 1962 году и заменен. возле здания Апелляционного суда США.

Избранные пьесы
Дубовые сердца (1879), Джеймс А. Херн и Дэвид Беласко
La Belle Russe (1882), Дэвид Беласко
Майский цвет (1884), Дэвид Беласко
Лорд Чамли (1888), Генри Черчилль де Милль и Дэвид Беласко
Мужчины и женщины (1890), Генри Черчилль де Милль и Дэвид Беласко
Девушка, которую я оставил позади себя (1893), Франклин Файлз и Дэвид Беласко
Ломбардный билет № 210 (1894 г.), Клей М. Грин и Дэвид Беласко
Сердце Мэриленда (1895), Дэвид Беласко
Заза (1898), Дэвид Беласко (по пьесе « Заза » Пьера Бертона и Чарльза Саймона  [ фр ] )
Мадам Баттерфляй (1900), Дэвид Беласко (по рассказу Джона Лютера Лонга « Мадам Баттерфляй »)
Дюбарри (1901), Дэвид Беласко
Аукционист (1901) [22] [23]
Сладкая Китти Беллэрс (1903), Дэвид Беласко (по роману «Комедия для ванн » Агнес Касл и Замок Эгертон )
Музыкальный мастер (1904), Чарльз Кляйн
Адреа (1905), Дэвид Беласко и Джон Лютер Лонг
Девушка Золотого Запада (1905), Дэвид Беласко
Роза ранчо (1906), Ричард Уолтон Талли и Дэвид Беласко
Уорренс Вирджинии (1907), Уильям К. де Милль
Боевая надежда (1908), Уильям Дж. Херлбат
Самый простой путь (1909), Юджин Уолтер
Лили (1909), Дэвид Беласко ( по мотивам пьесы Le Lys по Пьером Вольфа и Гастона Леру )
Просто жена (1910), Юджин Уолтер
Женщина (1911), Уильям К. де Милль
Возвращение Питера Гримма (1911), Дэвид Беласко
Леди губернатора (1912), Элис Брэдли
Дело Бекки (1912), Эдвард Лок
Хороший маленький дьявол (1913), Остин Стронг (по пьесе « Un bon petit diable » Роземонда Жерара и Мориса Ростана )
Семь шансов (1916), Рой Купер Мэгрю
Тигровая роза (1917) Уилларда Мака
Золотоискатели (1919), Эвери Хопвуд
Сын-дочь (1919) Джорджа Скарборо и Дэвида Беласко
Кики (1921) Дэвида Беласко (по пьесе Андре Пикара « Кики »  [ фр ] )
Береговой отпуск (1922), Хьюберт Осборн
Смейся, клоун, Laugh (1923), по Том Кушинга и Дэвид Беласко ( по мотивам пьесы Ridi, Pagliaccio! От Фаусто Мария Мартини )
Дамы вечера (1924), Милтон Герберт Гроппер
Голубь (1925) Уилларда Мака (по рассказу Джеральда Бомонта )
Лулу Белль (1926), Чарльз Макартур и Эдвард Шелдон
Сегодня или никогда (1930), по Фанни Хаттон и Фредерик Хаттон ( по мотивам пьесы Мы Эст vagy Соха по Lili Хатвани)

Фильмография
Лорд Чамли , режиссер Джеймс Кирквуд (1914, по пьесе Лорд Чамли )
La Belle рюс  [ это ] , направленный William J. Хэнли (1914, по пьесе La Belle Russe )
Мужчины и женщины , режиссер Джеймс Кирквуд (1914, по пьесе " Мужчины и женщины" )
Роза ранчо , режиссер Сесил Б. Де Милль (1914, по пьесе " Роза ранчо" )
Девушка Золотого Запада , режиссер Сесил Б. Де Милль (1915, по пьесе "Девушка Золотого Запада" )
Девушка, которую я оставил позади себя  [ она ] , режиссер Ллойд Б. Карлтон (1915, по пьесе «Девушка, которую я оставил позади себя» )
ДюБарри , режиссер Эдоардо Бенчивенга (1915, по пьесе Дю Барри )
Сердце Мэриленда , режиссер Герберт Бренон (1915, по пьесе «Сердце Мэриленда» )
May Blossom , режиссер Аллан Дван (1915, по пьесе May Blossom )
Дело Бекки , режиссер Фрэнк Райхер (1915, по пьесе "Дело Бекки" )
Мадам Баттерфляй , режиссер Сидни Олкотт (1915, по пьесе « Мадам Баттерфляй» )
Заза , режиссеры Эдвин С. Портер и Хью Форд (1915, по пьесе Заза )
Sweet Kitty Bellairs , режиссер Джеймс Янг (1916, по пьесе Sweet Kitty Bellairs )
La Belle Russe , режиссер Шарль Брабен (1919, по пьесе La Belle Russe )
Харакири , режиссер Фриц Ланг (Германия, 1919, по пьесе « Мадам Баттерфляй» )
Сердце Мэриленда , режиссер Том Террисс (1921, по пьесе "Сердце Мэриленда" )
Дело Бекки , режиссер Честер М. Франклин (1921, по пьесе "Дело Бекки" )
«Пешечный билет 210» , режиссер Скотт Р. Данлэп (1922, по пьесе « Пешечный билет № 210» )
«Девушка Золотого Запада» , режиссер Эдвин Карью (1923, по пьесе «Девушка Золотого Запада» )
Заза , режиссер Аллан Дван (1923, по пьесе Заза )
Тигровая роза , режиссер Сидни Франклин (1923, по пьесе " Тигровая роза" )
Сорок подмигиваний , режиссер Пол Ирибе и Фрэнк Урсон (1925, по пьесе Лорд Чамли )
«Семь шансов» , режиссер Бастер Китон (1925, по пьесе « Семь шансов» )
"Мужчины и женщины" , режиссер Уильям К. де Милль (1925, по пьесе " Мужчины и женщины" )
Кики , режиссер Кларенс Браун (1926, по пьесе Кики )
Лилия , режиссер Виктор Шерцингер (1926, по пьесе "Лилия" )
«Возвращение Питера Гримма» , режиссер Виктор Шертцингер (1926, по пьесе «Возвращение Питера Гримма» )
Музыкальный мастер , режиссер Аллан Дван (1927, по пьесе Музыкальный мастер )
Сердце Мэриленда , режиссер Ллойд Бэкон (1927, по пьесе «Сердце Мэриленда» )
Смейся, клоун, смейся , режиссер Герберт Бренон (1928, по пьесе « Смейся, клоун, смейся» )
Дамы досуга , режиссер Фрэнк Капра (1930, по пьесе « Дамы вечера» )
Sweet Kitty Bellairs , режиссер Альфред Э. Грин (1930, по пьесе Sweet Kitty Bellairs )
Дю Барри, страстная женщина , режиссер Сэм Тейлор (1930, по пьесе Дю Барри )
Девушка Золотого Запада , режиссер Джон Фрэнсис Диллон (1930, по пьесе "Девушка Золотого Запада" )
Кики , режиссер Сэм Тейлор (1931, по пьесе Кики )
Сегодня или никогда , режиссер Мервин Лерой (1931, по пьесе « Сегодня вечером или никогда» )
Девушка из Рио , режиссер Герберт Бренон (1932, по пьесе "Голубь" )
Человек-топор , режиссер Уильям А. Веллман (1932, по пьесе «Достопочтенный мистер Вонг» )
"Сын-дочь" , режиссер Кларенс Браун (1932, по пьесе "Сын-дочь" )
Мадам Баттерфляй , режиссер Марион Геринг (1932, по пьесе « Мадам Баттерфляй» )
Возвращение Питера Гримма , режиссер Джордж Николлс-младший (1935, по пьесе "Возвращение Питера Гримма" )
Роза ранчо , режиссер Марион Геринг (1936, по пьесе " Роза ранчо" )
«Следуй за флотом» , режиссер Марк Сандрич (1936, по пьесе « Береговой отпуск» )
Девушка Золотого Запада , режиссер Роберт З. Леонард (1938, по пьесе "Девушка Золотого Запада" )
Заза , режиссер Джордж Кьюкор (1939, по пьесе Заза )
Лулу Белль , режиссер Лесли Фентон (1948, по пьесе Лулу Белль )
Мадам Баттерфляй , постановка Кармине Галлоне (Италия, 1954, по опере « Мадам Баттерфляй» )
Мадам Баттерфляй , режиссер Фредерик Миттеран (Франция, 1995, по опере « Мадам Баттерфляй» )

Продюсер
Хороший дьяволенок , режиссер Эдвин С. Портер (1914, кинокомпания Famous Players )
Роза ранчо , режиссер Сесил Б. Де Милль (1914, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Девушка Золотого Запада , режиссер Сесил Б. Де Милль (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Уорренс Вирджинии , режиссер Сесил Б. Де Милль (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Леди губернатора , режиссер Джордж Мелфорд (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Женщина , режиссер Джордж Мелфорд (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Боевая надежда , режиссер Джордж Мелфорд (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Дело Бекки , режиссер Фрэнк Райхер (1915, Джесси Л. Ласки Feature Play Co.)
Ее случайный муж , режиссер Даллас М. Фицджеральд (1923, Belasco Productions, Inc.)
Золотоискатели , режиссер Гарри Бомонт (1923, Warner Bros. )
Тигровая роза , режиссер Сидни Франклин (1923, Warner Bros. )
Добро пожаловать, незнакомец , режиссер Джеймс Янг (1924, Belasco Productions, Inc.)
Дружелюбные враги , режиссер Джордж Мелфорд (1925, Belasco Productions, Inc.)
Пятая авеню , режиссер Роберт Дж. Виньола (1926, Belasco Productions, Inc.)
Принц Пльзенский , режиссер Пол Пауэлл (1926, Belasco Productions, Inc.)

Фильмы о Дэвиде Беласко
Дама с рыжими волосами , режиссер Кертис Бернхардт (1940), с Клодом Рейнсом в роли Дэвида Беласко