КЛИ́МОВ Владимир Яковлевич [11(23).7.1892, Москва – 9.9.1962, там же], рос. учёный в области авиац. моторостроения, конструктор авиац. двигателей, акад. АН СССР (1953), ген.-м. инженерно-технич. службы, дважды Герой Соц. Труда (1940, 1957). Окончил МВТУ (1918). Нач. отдела авиац. двигателей ВСНХ (1918–24), пред. комиссий по закупке лицензий на иностр. двигатели Берлинского и Парижского торгпредств СССР (1924–35). В 1920–33 преподавал в МВТУ, Академии возд. флота им. Н. Е. Жуковского (ныне Воен.-возд. инж. академия), МАИ. Одновременно участвовал в разработке первых отеч. авиац. двигателей возд. охлаждения (1925–27) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт) 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения (1925–30). С 1930 работал в авиац. пром-сти. В 1931–33 нач. отдела Центрального ин-та авиац. моторостроения. С 1935 гл. конструктор авиамоторного завода № 26 в Рыбинске и (после эвакуации) в Уфе. В 1946 возглавил ОКБ в Ленинграде (ныне ОАО «Климов»), одновременно в 1947–56 руководил ОКБ-45 в Москве. С 1956 генеральный конструктор.
Под рук. К. создан ряд поршневых авиац. двигателей для истребительной авиации и скоростных бомбардировщиков. В послевоенный период под рук. К. разработан один из первых в мире (1951) турбореактивный двигатель (ВК-1Ф), оснащённый форсажной камерой, ряд возд.-реактивных двигателей. Осн. труды по исследованию внутреннего процесса и динамике авиац. двигателей, расчёту на прочность отд. элементов двигателя. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён 5 орденами Ленина, орденом Суворова 1-й и 2-й степеней.

