https://i.imgur.com/AaxFitul.jpg
фото: time.com

Эмиль Яннингс (нем. Emil Jannings, настоящее имя Теодор Фридрих Эмиль Яненц, 23 июля 1884 — 2 января 1950) — немецкий актёр и продюсер. Первый в истории лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль (1929; картины «Последний приказ» и «Путь всякой плоти»).

Биография
Теодор Фридрих Эмиль Яненц родился 23 июля 1884 года в Роршахе (кантон Санкт-Галлен, Швейцария) в семье германо-американского купца Эмиля Яненца и его жены Маргареты Швабе; детство провёл в Лейпциге и Гёрлице. Бросил учёбу в гимназии, служил корабельным юнгой. В 1900 году был волонтёром в городском театре в Гёрлице, в 1901—1914 годах — актёром в провинции. В 1914 году переехал в Берлин и поступил в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1916 году предпринял первую самостоятельную постановку в Немецком театре. С 1917 года играл крупные роли. Летом 1918 года перешёл в Королевский театр. В конце 1918 года вернулся в театр Рейнхардта, в котором работал до 1920 года.

С 1916 года регулярно снимался в кино, в основном в мелодрамах о страсти, любви, деньгах и преступлении. В 1919 году исполнил роль Людовика XV в фильме «Мадам Дюбарри» Эрнста Любича. Международный успех этого фильма сделал его кинозвездой. Работа в театре отошла на второй план.

В 1922 году Яннингс сыграл заглавную роль в исторической драме «Пётр Великий» Дмитрия Буховецкого. В 1924 году он снялся в роли разжалованного портье в фильме «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау, а также в роли артиста, ставшего из ревности убийцей, в фильме «Варьете» Эвальда Андре Дюпона. В 1925—1926 годах он снова работал с Мурнау, сыграв Тартюфа в одноимённом фильме, а затем Мефистофеля в фильме «Фауст».

В октябре 1926 года Яннингс отправился в Голливуд. Его американские фильмы ориентировались прежде всего на «Последнего человека» и «Варьете»: Яннингс играл людей, лишившихся своего общественного положения и живущих в нищете. С приходом звука в кино его положение в Голливуде усложнилось из-за его немецкого акцента, и в мае 1929 года он вернулся в Германию.

Зимой 1929—1930 года исполнил роль преподавателя гимназии Рата в фильме Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел», снятом по роману Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Фильм, который должен был праздновать возвращение Яннингса в Германию, дал толчок голливудской карьере затмившей его Марлен Дитрих. С 1930 года Яннингс снова регулярно появлялся на сцене, как правило, в спектаклях по пьесам Герхарта Гауптмана. В мае 1934 года он поступил в труппу Государственного театра. В 1936 году в последний раз вышел на сцену в роли Бисмарка.

В период национал-социализма Яннингс снова стал крупной кинозвездой. В 1936 году его назначили в наблюдательный совет фирмы Тобис, председателем которого он стал в 1938 году. Сначала в качестве «главного художественного руководителя», а позднее и самостоятельного продюсера он мог официально повлиять на концепцию и режиссуру своих фильмов. В 1940—1941 годах Яннингс отвечал за производство антибританского фильма «Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, в советском прокате — «Трансвааль в огне», 1948), одной из самых дорогих немецких постановок этого периода.

В январе 1945 года из-за болезни Яннингса съёмки его последнего фильма «Где господин Беллинг?» были прекращены. В 1946 году он прошёл процесс «денацификации». В 1947 году получил австрийское гражданство. 2 января 1950 года умер на своей вилле на Вольфгангзе в Зальцкаммергуте.

Фильмография
1945 — Где господин Беллинг? — Wo ist Herr Belling? — Эберхард Беллинг
1943 — Altes Herz wird wieder jung — директор Хоффман
1942 — Отставка — Die Entlassung — Бисмарк
1941 — Дядюшка Крюгер / Ohm Krüger — Крюгер
1939 — Роберт Кох, победитель смерти — Robert Koch, der Bekämpfer des Todes — доктор Роберт Кох
1937 — Der zerbrochene Krug — Адам
1937 — Der Herrscher — Матиас Клаузен
1936 — Traumulus — профессор Нимейер
1935 — Старый и молодой король — Der alte und der junge König — Friedrichs des Grossen Jugend — Фридрих Вильгельм I, король Пруссии
1934 — Der schwarze Walfisch — Петер Петерсен
1933 — Die Abenteuer des Königs Pausole / The Merry Monarch — король Паусоль
1932 — Stürme der Leidenschaft — Густав Бумке
1930 — Liebling der Götter — Альберт Винкельман
1930 — Голубой ангел / The Blue Angel — профессор Иммануил Рат
1929 — Betrayal — Польди Мозер
1929 — Fighting the White Slave Traffic
1928 — Sins of the Fathers — Вильгельм Шпенглер
1928 — Патриот — царь Павел I
1928 — Street of Sin — Башер Билл
1928 — Последний приказ / The Last Command — генерал Долгорукий / Великий князь Сергей Александрович
1927 — The Way of All Flesh — Август Шиллинг
1926 — Фауст / Faust — Eine deutsche Volkssage — Мефистофель
1926 — Liebe macht blind — камео
1925 — Господин Тартюф / Herr Tartüff — Тартюф
1925 — Варьете / Varieté — Босс Хуллер
1925 — Камо грядеши / Quo Vadis? — император Нерон
1924 — Последний человек / Der letzte Mann — Портье
1924 — Nju — Eine unverstandene Frau — Эхман
1924 — Das Wachsfigurenkabinett — Гарун Аль-Рашид
1923 — Alles für Geld — Рупп
1923 — Tragödie der Liebe — Омбрейд
1923 — Du sollst nicht töten — Харольд Хибрих
1922 — Пётр Великий / Peter der Große — царь Пётр I
1922 — Отелло / Othello — Отелло
1922 — Жена фараона / Das Weib des Pharao — фараон Аменес
1922 — Die Gräfin von Paris
1921 — Die Ratten — Бруно
1921 — Der Schwur des Peter Hergatz
1921 — Дантон / Danton — Дантон
1921 — Der Stier von Olivera — генерал Франсуа Гильом
1921 — Братья Карамазовы / Die Brüder Karamasoff — Дмитрий Карамазов
1920 — Коломбина / Colombine
1920 — Анна Болейн / Anna Boleyn — король Генрих VIII
1920 — Der Schädel der Pharaonentochter — Осоркон, фараон Египта
1920 — Алголь, трагедия силы / Algol — Tragödie der Macht — Роберт Херн
1920 — Das große Licht — Лоренц Ферлейтнер
1920 — Kohlhiesels Töchter — Петер Ксавьер
1919 — Rose Bernd — Артур Стрекман
1919 — Мадам Дюбарри / Madame DuBarry — король Людовик XV
1919 — Вендетта / Vendetta — Томазо
1919 — Die Tochter des Mehemed — Вако Жуан Риберда
1919 — Der Mann der Tat — Ян Миллер
1918—1919 — Keimendes Leben — Джеймс Френкель / Джон Смит
1918 — Die Augen der Mumie Ma — араб Раду
1918 — Nach zwanzig Jahren — Хорст Лундин
1918 — Fuhrmann Henschel
1917 — Das fidele Gefängnis — Куабби
1917 — Wenn vier dasselbe tun — Сегетофф
1917 — Hoheit Radieschen (short)
1917 — Die Ehe der Luise Rohrbach — Вильгельм Рорбах
1917 — Der zehnte Pavillon der Zitadelle
1917 — Das Geschäft — Хаблер
1917 — Der Ring der Giuditta Foscari
1917 — Die Seeschlacht
1917 — Лулу / Lulu
1917 — Unheilbar
1916 — Aus Mangel an Beweisen — Доктор Лангер
1916 — Das Leben ein Traum
1916 — Die Bettlerin von St. Marien — Барон Гельсбург
1916 — Frau Eva
1916 — Im Angesicht des Toten — Пауль Вернер
1916 — Ночь ужаса / Nächte des Grauens
1916 — Stein unter Steinen
1914 — Arme Eva
1914 — Im Schützengraben
1914 — Passionels Tagebuch

Образ Эмиля Яннингса в кино
Бесславные ублюдки / Inglourious Basterds (2009; США, Германия) режиссёр Квентин Тарантино, в роли Эмиля Яннингса Хильмар Эйхгорн.

Литература
Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984