СУХО́Й Павел Осипович [10(22).7.1895, с. Глубокое Дисненского у. Виленской губ., ныне город Витебской обл., Белоруссия – 15.9.1975, Москва], рос. авиаконструктор, дважды Герой Соц. Труда (1957, 1965), один из основателей сов. реактивной и сверхзвуковой авиации. Родился в семье учителя нар. школы. В 1915 поступил в Имп. Московское технич. уч-ще (ныне МГТУ), посещал воздухоплават. кружок, которым руководил Н. Е. Жуковский. В 1916 призван в армию, в 1917 участвовал в 1-й мировой войне.
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева в ЦАГИ и на заводе № 156 (инж.-конструктор, нач. бригады, зам. гл. конструктора). В этот период С. под общим руководством Туполева создал истребители И-4, И-14 (истребитель-моноплан – первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полёте шасси), самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». В 1939–40 гл. конструктор авиазавода № 135 в Харькове, принимал участие в разработке самолёта «Иванов» (АНТ-51), закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Вел. Отеч. войны. В 1940–49 гл. конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942–43 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949–53 снова зам. гл. конструктора в КБ Туполева. С 1953 гл. конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор. В послевоенные годы С. был в ряду первых сов. авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации; создал неск. опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых – истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, первый сов. самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью крыла; фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25. На эксперим. самолётах Т-431 и Т-405 конструкции С. установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962). На эксперим. самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанц. система управления самолётом; начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамич. компоновкой.
В Гомеле установлен бюст С. (1977); его именем названы Моск. машиностроит. завод (1975, ныне «ОКБ Сухого»), Гомельский гос. технич. ун-т (1995), улицы в Москве (2004) и Гомеле. Ленинская пр. (1968), Гос. пр. СССР (1943; 1975, посм.), Гос. пр. РФ (1996, посм.). Награждён орденами Ленина (1945, 1957, 1975), Золотой медалью им. А. Н. Туполева АН СССР (1975).

