ФОМЕ́НКО Пётр Наумович (13.7.1932, Москва – 9.8.2012, там же), рос. режиссёр, педагог, засл. деят. искусств Польши (1979), засл. деят. искусств РСФСР (1987), нар. арт. РФ (1993). В нач. 1950-х гг. учился в Школе-студии МХАТ (отчислен с 3-го курса). В 1955 окончил филологич. ф-т Моск. педагогич. ин-та, в 1961 – режиссёрский ф-т ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова). В 1960-е гг. в Москве («Король Матиуш Первый» по Я. Корчаку, 1964, Центр. детский театр; «Дознание» П. Вайса, 1967, Театр на Таганке; «Как вам это понравится» У. Шекспира, 1969, Театр на Малой Бронной; и др.). Событием театральной жизни стал гиньоль «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1966, Моск. театр им. Вл. Маяковского; позднее запрещён). В 1972–81 в Ленингр. театре комедии (с 1977 гл. реж.), где создал лирико-эксцентрич. спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Н. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Мизантроп» Мольера (1975), «Лес» А. Н. Островского (1978), «Тёркин-Тёркин» по А. Т. Твардовскому (1980) и др. Раскрывал вечные темы бытия, парадоксально соединяя психологич. «кружево» и щедрую театральность. С нач. 1980-х гг. вновь в Москве. Выстраивая авторский театр, исследуя природу человека, метафизику любви-ненависти, создал новаторские спектакли: в Театре им. Вл. Маяковского («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1985), им. Моссовета («Калигула» по А. Камю, 1990), «Сатириконе» («Великолепный рогоносец» по Ф. Кроммелинку, 1994), а также в Театре им. Евг. Вахтангова – вошедший в золотой фонд рос. сцены своеобразный гимн актёрскому сообществу «Без вины виноватые» Островского (1993), «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996). Новый этап связан с образованием «Мастерской П. Фоменко». Воплощение идеи о «театре-доме» – «выращенный» режиссёром уникальный ансамблевый театр (труппу в осн. составляют четыре поколения учеников Ф.) – значит. культурное явление сер. 1990-х–2010-х гг.: «Волки и овцы» (1992) и «Бесприданница» (2008) Островского, «Таня-Таня» О. С. Мухиной (1996), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину и «Семейное счастие» по Л. Н. Толстому (оба 2000), «Война и мир. Начало романа. Сцены» по Л. Н. Толстому (2001), «Безумная из Шайо» Жироду и «Египетские ночи» по Пушкину и В. Я. Брюсову (оба 2002), «Три сестры» А. П. Чехова (2004). Основанный на поэтич. преображении действительности «театр-праздник», «театр-утешение» позднего периода Ф. приобрёл черты жёсткого, порой саркастич. высказывания («Триптих» по произведениям Пушкина, 2009). Последний спектакль Ф. – «Театральный роман» по М. А. Булгакову (2012, совм. с К. А. Пироговым), представляющий театр как безусловную худож. ценность. Работал в кино и на ТВ (телесериал «На всю оставшуюся жизнь», по повести «Спутники» В. Ф. Пановой, 1975; т/ф «Почти смешная история», 1977; ф. «Поездки на старом автомобиле», 1986). Поставил телеспектакли по произведениям Пушкина – «Пиковая дама» (1969 и 1987), «Повести Белкина» – «Выстрел» (1979), «Метель» (1982), «Гробовщик» (1991), Л. Н. Толстого – «Семейное счастье» (1971) и «Детство. Отрочество. Юность: исповедь и мечтания Николая Иртеньева» (1973). Исполнил роль Песоцкого в ф. «Чёрный монах» И. В. Дыховичного. Работал за рубежом (в т. ч. «Лес», «Комеди Франсез», 2003). В 1982–2004 преподавал в РАТИ (до 1991 ГИТИС), проф. (с 1992). Гос. пр. РФ (1994, 1997, 2001). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2007).
13 июля - День рождения Петра Фоменко.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1

