ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов – 17(29).10.1889, там же], рус. писатель, лит. критик, публицист, социалист, один из лидеров радикального направления обществ. мысли. Двоюродный брат А. Н. Пыпина. Из семьи священника. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842–45), окончил филос. ф-т С.-Петерб. ун-та (1850), ученик И. И. Срезневского. Преподавал во 2-м кадетском корпусе в С.-Петербурге (1850–51 и 1854), в Саратовской гимназии (1851–53). Мировоззрение Ч. формировалось под влиянием идей Д. Рикардо, Ш. Фурье, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, А. И. Герцена. В 1853 начал публиковать рецензии в ж. «Отечественные записки», в 1854 – в ж. «Современник», в 1855 возглавил в нём критико-библиографич. отдел. В том же году защитил дис. «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой, опираясь на материалистич. концепцию Фейербаха и ведя полемику с Гегелем (по условиям времени не упоминая имени обоих), утверждал, что «прекрасное есть жизнь» и что искусство ниже действительности, которую оно изображает. Среди др. трудов по эстетике: «О поэзии. Сочинение Аристотеля» (1854), «Критический взгляд на современные эстетические понятия» (1854, опубл. в 1924), «Возвышенное и комическое» (1854, не завершён; опубл. в 1928). Эстетич. взгляды Ч. нашли отражение в его лит. критике, в частности в «Очерках гоголевского периода русской литературы» (ст. 1–9, 1855–56), развивавших традиции В. Г. Белинского и заложивших основы утилитаристской гражданственной критики. Автор лит.-критич. статей: «Об искренности в критике», «Бедность не порок» (обе 1854), «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Стихотворения Н. Огарёва» (обе 1856), «Губернские очерки Щедрина» (1857), «Русский человек на rendez-vous» (1858), «Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского» (1861) и др.; историко-лит. работ: «Сочинения Пушкина» (ст. 1–4, 1855), «Сочинения и письма Н. В. Гоголя», «Лессинг. Его время, жизнь и деятельность» (обе 1857), «Материалы для биографии Н. А. Добролюбова» (опубл. в 1890, посм.).
В кон. 1850-х гг. Ч. обратился преим. к историч., социально-экономич. и филос. проблематике. В соч. «Антропологический принцип в философии» (1860) развивал монистич. концепцию человека как части природы, опираясь при этом на «выработанную естественными науками идею о единстве человеческого организма». Определяющим мотивом человеческого поступка считал стремление к приятному, удовольствие, «расчёт пользы», ставя, однако, в своей теории «разумного эгоизма» общую пользу всего человечества выше к.-л. частных выгод. Представлял социалистич. общество как совокупность производств. ассоциаций (товариществ), удачно сочетающих личные и обществ. интересы. Считал возможным для России миновать стадию капиталистич. развития, используя крестьянскую общину как исходную форму для утверждения коллективной формы собственности [«Критика философских предубеждений против общинного владения», 1858; «Очерки политической экономии (по Миллю)», 1861 и др.].
С нач. 1860-х гг. Ч. – лидер радикально настроенных молодых разночинцев, в сов. историографии традиционно считался идейным вдохновителем «Земли и воли» 1860-х гг. Подверг резкой критике крестьянскую реформу 1861 («Письма без адреса», 1862, опубл. в 1874 в Цюрихе). В июне 1862 арестован по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон...» (1861; оригинал не сохранился, авторство Ч. не доказано следствием; по мнению Б. М. Клосса и Н. Н. Новиковой, Ч. продиктовал текст своему родственнику А. В. Захарьину) и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В прокламации говорилось, что крестьянская реформа 1861 не даёт реальной свободы, а ведёт к ухудшению положения крестьян, что царь тоже помещик, поэтому не надо связывать с ним надежды на получение воли; содержался призыв к крестьянам тайно объединяться с солдатами и сочувствующими офицерами, готовить оружие, обучаться воен. делу и ждать, когда наступит подходящий момент для борьбы за волю (о нём сообщат «доброжелатели»). В заключении создал гл. своё сочинение – роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (ж. «Современник», 1863, № 3, 4, 5; отд. изд. – Женева, 1867). Открыто публицистичный, сочетавший любовно-семейный сюжет с традициями просветительской и интеллектуальной прозы, роман обосновывал идею социалистич. переустройства общества. В нём Ч. вывел образы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) с их теорией «разумного эгоизма», совершающих самоотверженные и благородные поступки для своей же, как они утверждают, пользы, а также «особенного человека», «соль соли земли» – идеального и аскетичного проф. революционера Рахметова, окутанного атмосферой таинственности и почти не участвующего в действии романа, но являющегося, тем не менее, его гл. героем. Сразу по выходе роман был запрещён цензурой, но распространялся в списках и имел большой обществ. резонанс. Он оказал непосредственное воздействие на творчество Н. Ф. Бажина, С. М. Кравчинского, В. В. Берви-Флеровского. По примеру представленных в романе швейных мастерских, основанных на принципах свободного труда, создавались производств. артели (напр., В. А. Слепцова, М. П. Мусоргского). В Петропавловской крепости написаны также «Повести в повести» (1863, не завершены; опубл. в 1930), повесть «Алферьев» (1863, не завершена; опубл. в 1906), цикл «Мелкие рассказы» (1864, опубл. в 1926–28).
В февр. 1864 приговорён к 14 годам каторги (в апреле срок заменён 7 годами). Подвергнут 19(31).5.1864 процедуре «гражданской казни» (прикован цепями к позорному столбу на Конной пл. в С.-Петербурге, над его головой сломана шпага, что означало лишение прав гражд. состояния) и отправлен на Нерчинские рудники; с 1865 – в тюрьме Александровского завода, с 1871 – на поселении в Вилюйске (Якутия). В 1865–1871 созданы: роман «Пролог» (не завершён; 1-я часть впервые опубл. в 1877 в Лондоне, полностью – в 1906), действие которого происходит в 1857, в период напряжённой борьбы вокруг крестьянской реформы; повесть «История одной девушки»; пьесы «Драма без развязки», «Великодушный муж» (все опубл. в 1906) и др., многое из написанного не сохранилось.
С 1883 на поселении в Астрахани; в 1885 получил разрешение публиковаться под псевдонимом и с предварительной цензурой, перевёл б. ч. многотомной «Всеобщей истории» Г. Вебера (т. 1–11, 1885–89, опубл. под псевд. Андреев). В 1889 переехал в Саратов, оставался до конца жизни под надзором полиции.

