МАРИЕНГО́Ф Анатолий Борисович [24.6(6.7).1897, Нижний Новгород – 24.6.1962, Ленинград], рус. писатель. Из дворян. По окончании Пензенской гимназии в 1916 поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та; в том же году ушёл добровольцем на воен. службу, но участия в боевых действиях не принимал. В 1917–18 жил в Пензе, где выпустил первый сб-к стихотворений «Витрина сердца» (1918; тираж уничтожен автором), отмеченный влиянием футуризма. В кон. 1918 переехал в Москву, служил в изд-ве ВЦИК. Вместе с С. А. Есениным (в 1919–23 был его близким другом, но их отношения закончились разрывом), Р. Ивневым и В. Г. Шершеневичем основал лит. группу имажинистов. Теоретич. принципы имажинизма изложил в кн. «Буян-Остров» (1920), где призывал поэтов «как можно глубже вонзить в ладони читательского восприятия занозу образа». Лит. известность М. принесли поэмы «Магдалина», «Кондитерская солнц» (обе 1919), а также поэтич. сб-ки «Руки галстуком», «Стихами чванствую» (оба 1920), «Тучелёт», «Развратничаю с вдохновеньем» (оба 1921), «Разочарование» (1922), сочетавшие эксперименты в области поэтич. формы (разрушение традиц. метров и строфики) с эпатирующим содержанием (эротика и богохульство, прославление насилия и «красного террора»).
В 1920-е гг. выступил как драматург: историч. трагедия в стихах «Заговор дураков» (1922) из эпохи имп. Анны Ивановны, гротескно-сатирич. пьесы «Вавилонский адвокат» (1924), «Двуногие» (1925), «Люди и свиньи» (1931). В 1923 женился на актрисе Камерного театра А. Б. Никритиной; в 1924, 1925 и 1927 выезжал с театром во Францию, Германию и Австрию. Впечатления от поездок нашли отражение в сб. «Новый Мариенгоф» (1926). В 1924–25 заведовал сценарным отделом Пролеткино, писал киносценарии. С 1928 жил в Ленинграде (в 1942–44 в эвакуации в Кирове). Скандальную славу М. принесли беллетризов. воспоминания о С. А. Есенине «Роман без вранья» (1927), в которых критика усмотрела клевету на поэта, проявление самовлюблённости автора и проповедь богемного образа жизни. Принцип монтажа, использованный в мемуарах, характерен и для опубликованных за границей романов М. «Циники» (1928) и «Бритый человек» (1930), саркастически изобразивших жизнь богемы и нэпманов в послереволюц. годы. Их антиэстетизм, резкие, отталкивающие образы, вызывающий аморализм были восприняты как художественные принципы автора и навлекли на М. нападки офиц. критики, вследствие чего он был фактически исключён из лит. процесса. В 1941–42 выступал по радио и в печати со стихами о войне, частично вошедшими в сб-ки «Пять баллад» и «Поэмы войны» (оба 1942). Итоговая автобиографич. кн. «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (1-я ред. – 1953, окончательная ред. – 1960) опубликована в 1988; стихотворения 1930–50-х гг. – в 1990-е гг. Среди других произведений: историч. роман «Екатерина» (частично опубл. в 1936), комедии в стихах «Шут Балакирев» (1940), «Рождение поэта» (1951; о М. Ю. Лермонтове); пьесы из совр. жизни «Преступление на улице Марата», «Золотой обруч» (обе 1945), «Остров великих надежд» (1951) (все – в соавторстве с М. Э. Козаковым), произведения для детей.

