ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, Бавария – 15.11.1787, Вена), австр. композитор, театральный деятель. По происхождению чех. Сын лесничего. В школьные годы пел в хоре, учился игре на инструментах. В 1731 поступил в Пражский ун-т (ф-т логики и математики), в Праге работал церковным органистом, участвовал в исполнении итал. ораторий. С 1737 жил в Милане, где учился у Дж. Б. Саммартини и в 1741 успешно дебютировал в театре «Реджо дукале» оперой «Артаксеркс» на либр. П. Метастазио. До 1745 писал оперы-сериа для театров Милана, Венеции и Турина, затем заключил контракт с Королевским театром в Лондоне, где в 1746 представил 2 оперы (использовал в них материал своих итал. сочинений). В 1747 посетил Дрезден, Гамбург, Копенгаген с труппой П. Минготти, специализировавшейся на постановках опер-буффа и театрализов. серенад при дворах европ. монархов. В 1749 поступил в труппу Дж. Б. Локателли, игравшую в Новом театре в Праге. Итал. оперы Г. этого периода выделяются некоторой экстравагантностью муз. языка, нарочитым использованием диссонансов («Милосердие Тита», 1752, Неаполь), отступлениями от правил гармонии и контрапункта (известен отзыв Метастазио о Г.: «архивандальная музыка»). Вокальные партии, создававшиеся в сотрудничестве с певцами, рассчитаны на блестящую виртуозную технику пения.
В 1748 на открытии венского «Бургтеатр», перестроенного ко дню рождения имп. Марии Терезии, была с огромным успехом исполнена опера-сериа Г. «Узнанная Семирамида». В 1752 Г. переселился в Вену, став капельмейстером кн. Саксен-Хильдбургхаузенского. В 1755 по приглашению гр. Дж. Дураццо приступил к работе в «Бургтеатр», сначала как руководитель «академий» (концертов), затем как автор балетной музыки, комич. опер для франц. труппы («Мнимая рабыня», 1758) и итал. опер, ставившихся по разл. торжественным поводам. В это время жанровый диапазон творчества Г. значительно расширился. Эпизодически он продолжал сочинять для театров Рима, Болоньи, Флоренции. В 8 комич. операх, написанных в Вене, синтезировал черты франц. комедии и итал. оперы-буффа, приобрёл опыт сочинения музыки на франц. текст. Эти оперы, особенно «Непредвиденная встреча» (1764), позднее исполнявшаяся на нем. языке, повлияли на формирование австр. зингшпиля.
С прибытием в Вену в 1761 поэта Р. Кальцабиджи начался реформаторский этап творчества Г. Первым их совместным произведением стал пантомимный балет «Дон Жуан, или Каменный гость» (1761), который произвёл сенсацию в Вене и всей Европе. Действенной хореографии Д. М. Г. Анджолини отвечали непрерывность развития и драматизм глюковской партитуры. Заключительная чакона (танец фурий) манифестировала «бурю и натиск» в музыке (отзвуки финальных номеров балета заметны в увертюре к опере «Дон Жуан» В. А. Моцарта). Стилевой перелом ознаменовала опера «Орфей и Эвридика» (1762). Г. достиг здесь классич. простоты и ясности структуры, непрерывности муз. развития (все речитативы, вопреки канонам оперы-сериа, исполняются с аккомпанементом оркестра); вокальные партии упрощены и очищены от колоратур. Жанр «театрального празднества» (azione teatrale) позволил Г. интенсивно использовать хоры и пантомимные балеты (хореограф Анджолини). Свойственный художникам-классицистам «греческий вкус» ярко проявился в 1-й сцене оперы, где постановщики стремились воспроизвести античный ритуал погребения. Принципы реформы Г. были систематически изложены в посвящении к следующей опере «Альцеста» (1767, изд. в 1768; см.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв. М., 1971. С. 480–481).
Творческие эксперименты продолжены в «Празднестве Аполлона» (1769), созданном по модели франц. оперы-балета, и в серьёзной франц. опере «Ифигения в Авлиде» (1774, Парижская опера) на либр. Ф. дю Рулле. Подписав контракт с Парижской оперой (1773), Г. за 6 лет представил 4 новые оперы и 4 ранее написанные (в новых редакциях), в т. ч. «Орфей» (трагедия-опера, либр. Кальцабиджи в пер. П. Л. Молина, 1774, Париж), комич. оперы «Волшебное дерево» (либр. Молина, по Ж. Ж. Ваде, 1775, Версаль) и «Осаждённая Цитера» (опера-балет, либр. Ш. С. Фавара, 1775, Париж), «Альцеста» (трагедия-опера, либр. Кальцабиджи в пер. Ф. дю Рулле, 1776, Париж).
В 1779 композитор завершил оперную карьеру и окончательно вернулся в Вену. В 1781–82 «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» были исполнены в честь пребывания в Вене и Париже вел. кн. Павла Петровича с супругой Марией Фёдоровной. К тому времени Г. был давно известен в России (опера «Китаянки», балеты «Дон Жуан» и «Александр» были поставлены в Москве и в С.-Петербурге после венских премьер; в С.-Петербурге в 1782 поставлена опера «Орфей и Эвридика»).
В своей реформаторской деятельности Г. стремился подчинить музыку законам драмы. Успешно и последовательно реализуя эту идею в итал. опере-сериа, франц. муз. трагедии и пантомимном балете, он, по единодушному мнению современников, произвёл революцию в муз. театре. Постановки его опер возбуждали горячие эстетич. и обществ.-идеологич. споры, формировали враждующие группировки художников, зрителей и критиков (известна проходившая в Париже баталия «глюкистов» и сторонников Н. Пиччинни – «пиччиннистов», она отражена в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина; противниками Г. были Ж. Ф. де Лагарп и Ж. Ф. Мармонтель). Вместе с тем реформа Г. идеально сочеталась с традициями франц. оперы (опора на муз. декламацию, большая роль ансамблей, хора, балета, оркестра) и повлияла на развитие муз. театра 19 в. (Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Г. Спонтини, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский). Последователем Г. в Вене был А. Сальери. Антитеза глюковскому пониманию муз. драмы – в операх В. А. Моцарта, исходившего из приоритета музыки. Оперы Г. сохранялись в репертуаре до 1830-х гг. «Глюковский ренессанс» начался с постановки в парижском «Театр лирик» оперы «Орфей и Эвридика» (1859, 1861) в ред. Г. Берлиоза (знатока и ценителя творчества Г.) с П. Виардо-Гарсия в партии Орфея.
В многообразном наследии Г. выделяются 6 реформаторских опер (кроме упомянутых «Орфея и Эвридики» и «Альцесты» также муз. драма «Парис и Елена», либр. Р. Кальцабиджи, 1770, «Бургтеатр»; героич. опера «Армида», либр. Ф. Кино, по Т. Тассо, 1777; трагедия «Ифигения в Тавриде», либр. Гийара, по Гимону де ла Тушу и Еврипиду, 1779; муз. драма «Эхо и Нарцисс», либр. Л. Т. фон Чуди, по Овидию, 1779; все – Парижская опера). Им написаны 19 опер-сериа (преим. на либр. П. Метастазио), 10 серенад, «театральных празднеств», прологов и т. п.; 9 франц. комич. опер; пастиччо и вставные арии для опер др. композиторов; ок. 90 балетов, исполнявшихся в рамках оперных и драматич. спектаклей (авторство Г. для многих сомнительно); песни, в т. ч. «Оды и песни Клопштока» (1774–75, изд. в 1785), духовные сочинения, в т. ч. мотет «Dе profundis clamavi», ок. 20 симфоний, трио-сонаты.