фото: irinasztukowski.blogspot.com
РУ́БЕНС (Rubens) Питер Пауль (Пауэл) (28.6.1577, Зиген, ныне Германия – 30.5.1640, Антверпен), флам. живописец, график. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где обратился в католицизм и получил гуманистич. образование. Учился живописи у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591–94), О. Вениуса (ван Вена, ок. 1594–98); мастер с 1598. В 1600–08 находился на службе у мантуанского герцога Винченцо I Гонзаги, что позволило ему близко познакомиться с живописью мастеров венецианской школы и Корреджо, совершить путешествия в Рим (где Р. изучал иск-во античности, произведения Микеланджело, Рафаэля и Караваджо), Геную, а также в Испанию; создал ряд парадных портретов (в т. ч. конный портрет герцога Лермы, 1603, Прадо, Мадрид).
Вернувшись в Антверпен, Р. занял место гл. придворного живописца эрцгерцогов Изабеллы и Альбрехта VII Австрийского. Уже для первых картин этого времени характерно наложение впечатлений от итал. иск-ва на традиции старонидерландской живописи (П. Брейгель Старший и др.). В Антверпене Р. писал алтарные картины [триптихи «Воздвижение Креста» (ок. 1610–11; см. илл. к ст. Бельгия) и «Снятие со Креста» (ок. 1611–14) для ц. Богоматери (Онзе-ливе-Врауэкерк) в Антверпене], портреты и мифологич. сцены. Произведения Р. полны драматизма и барочной динамики, которые подчёркиваются мощными светотеневыми контрастами; композиции подчинены сложному ритму; фигуры, сконцентрированные на переднем плане, часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах; колорит строится на взаимодействии крупных ярких пятен. В 1612–20 работы Р. становятся более уравновешенными, палитра – более сдержанной, композиции – симметричными, в изображении фигур проявляется ориентация на образцы эллинистич. пластики («Мученичество св. Себастьяна», ок. 1615, КГ, Берлин). Скульптурная трактовка формы ощущается во многих мифологич. сценах Р. [«Пьяный Геракл» (ок. 1611, КГ, Дрезден), «Юпитер и Каллисто» (1613, Картинная галерея старых мастеров, Кассель), «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. 1619 – 1620, Старая пинакотека, Мюнхен; см. илл. к ст. Барокко); «Персей и Андромеда» (ок. 1622), «Вакх» (1638–40; обе – Эрмитаж, С.-Петербург)].
Один из крупнейших европ. мастеров портрета, Р. обогатил нидерл. традицию приёмами итал. портретистов эпохи Возрождения, свободно варьируя композиц. формулы с помощью элементов др. жанров (пейзажного, бытового), а также символики. Жизненность и непосредственность образов ощутима как в парадных, так и в камерных портретах [автопортреты, в т. ч. «Автопортрет с женой (Изабеллой Брант)» (1609–10, Старая пинакотека, Мюнхен; см. илл. к ст. Одежда); «Четыре философа» (1611–12, Палаццо Питти, Флоренция), «Соломенная шляпка» (ок. 1625, Нац. галерея, Лондон), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (сер. 1620-х гг., Эрмитаж) и др.]. В этот период Р., неоднократно создававший рисунки для шпалер, в качестве альтернативы последним стал писать монументальные сцены охоты для украшения дворцовых интерьеров, отмеченные богатым воображением и композиц. изобретательностью («Охота на крокодила и гиппопотама», ок. 1615 – 1616, Старая пинакотека, Мюнхен).
В 1611–18 по собств. проекту Р. построил свой дом в Антверпене в стиле итал. маньеризма; в нём он разместил ценную коллекцию картин и памятников античного иск-ва. С 1625 Р. с дипломатич. миссией посетил ряд стран, в т. ч. Голландию (1627), Испанию (1628–29), Англию (1629–30), где также создавал живописные произведения. В 1620-е гг. организовал большую мастерскую, выполнявшую монументально-декоративные серии – «Триумф Генриха IV» (не окончена), «История Марии Медичи» (ок. 1622–25, Лувр, Париж), плафонная живопись для «Банкетного зала» в Лондоне (1635) и др. Многочисл. мифологич. и аллегорич. картины, исполненные по заказу исп. короля Филиппа IV («Суд Париса», ок. 1639, Прадо, и др.), сюжетно и стилистически перекликаются с «поэзиями» Тициана, иногда являясь копиями его работ. Значит. место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Е. Фоурмен, которую он изображал в мифологич. и библейских композициях («Вирсавия», ок. 1635, КГ, Дрезден), а также в портретах, среди которых наиболее выдающимся является «Шубка» (ок. 1635–39, Худож.-историч. музей, Вена), где художник мастерски объединил мифологич. образ Венеры с приёмами парадного и интимного портретов, создав один из самых чувственных женских образов в европ. иск-ве. Особое место в позднем творчестве Р. занимают пейзажи («Возчики камней», ок. 1620; «Пейзаж с радугой», ок. 1632–1635, оба – Эрмитаж, и др.); в них тона мягко перетекают один в другой, контрасты светотени смягчены. Этими же качествами отмечены и монументальные сцены нар. празднеств («Кермесса», ок. 1635–36, Лувр). Рисунки Р. также отличаются тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и изогнутых линий. Мастерская Р. стала школой для работавших в ней мн. флам. художников – А. ван Дейка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса и др. Творчество Р. стало одним из наиболее ярких воплощений европ. барокко и имело огромное значение для развития всей европ. живописи 17–19 вв.