РОО́М Абрам Матвеевич [16(28).6.1894, Вильна – 26.7.1976, Москва], рос. режиссёр, нар. арт. РСФСР (1965). В 1914–17 учился в Петрогр. психоневрологическом ин-те, в 1917–1922 – на мед. факультете Саратовского ун-та. В 1919–1923 режиссёр Показательного и Детского театров в Саратове, ректор саратовских Высших театральных мастерских. В 1923–24 режиссёр Моск. театра Революции. С 1924 в кино. Прибегая к экспрессионистич., гротесковым приёмам, воссоздавал на экране экстраординарные ситуации, нарушающие привычное течение жизни героев и выявляющие логику их поступков с самой неожиданной стороны («Бухта смерти», «Предатель», оба 1926; «Привидение, которое не возвращается», 1930). В нарочито приземлённой, бытовой стилистике выдержан один из самых знаменитых фильмов Р. «немого периода» – «Третья Мещанская» (1927): парадоксальная история «любви втроём» вне к.-л. морально-этич. установок воплощала атмосферу растерянности и внутр. тревоги частного человека 1920-х гг. В ф. «Строгий юноша» (1936) Р. предпринял худож. эксперимент, представив счастливую сов. жизнь в виде античного «рая», обретающего на экране метафизич. черты. Авангардистская лента не вписывалась в соцреалистич. канон и за «формализм» и «отрыв от действительности» была запрещена. После ряда откровенных агитац. фильмов («Эскадрилья № 5», 1939; «Ветер с Востока», 1941) Р. вернулся к своей авторской теме в воен. годы (новелла «Тоня» в ф. «Наши девушки», 1942, на экраны не выпущен; «Нашествие» по Л. М. Леонову, 1945; Гос. пр. СССР, 1946). Лучшие ленты послевоенного периода – психологич. драма «Суд чести» (1949, Гос. пр. СССР), в которой ставится проблема нечаянного предательства законов Сов. страны ради самых благих побуждений, и «Преждевременный человек» (1972) по пьесе М. Горького «Яков Богомолов», где режиссёр вновь воссоздал психологически сложную ситуацию, являющуюся нравственным испытанием для героев. Выступал также как сценарист. В 1925–34 преподавал во ВГИКе.
28 июня - День рождения Абрама Роома.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1

