ПАСКА́ЛЬ (Pascal) Блез (19.6.1623, Клермон-Ферран – 19.8.1662, Париж), франц. писатель, мистик, религ. философ, математик, физик. Родился в семье королевского советника, в 1626 потерял мать. В 1631 семья перебралась в Париж.
Первым увлечением П. стала математика, с 12 лет он наравне с крупными учёными участвовал в работе науч. кружка М. Мерсенна, в 16 лет написал «Опыт теории конических сечений» («Essay pour les coniques», 1640) с доказательством одной из осн. теорем проективной геометрии – Паскаля теоремы. В 1639 с отцом, назначенным по приказу кардинала А. Ж. дю Плесси де Ришельё интендантом Нормандии, переехал в Руан, где изобрёл счётную машину («паскалина», совершенствовалась до 1649, стала прототипом арифмометра), чтобы облегчить подсчёты собранных налогов. Осенью 1646 познакомился с опытами Э. Торричелли и продолжил его эксперименты по измерению атмосферного давления, в результате которых подтвердил уменьшение атмосферного давления с высотой и сформулировал осн. закон гидростатики (Паскаля закон). В 1654 открыл гидростатический парадокс. Осн. физич. выводы были изложены в «Новых опытах о пустоте» («Expériences nouvelles touchant le vide», 1647), в «Трактате о пустоте» («Traité du vide», сохранились фрагменты), «Трактате о равновесии жидкостей» («Traité de l’équilibre des liqueurs», изд. в 1663), «Трактате о весе воздуха» («Traité de la pésanteur de la masse de l’air», изд. в 1663). В честь П. названа единица давления – паскаль.
С 1647 П. жил в Париже, где познакомился с Р. Декартом, однако не принял его дедуктивного метода, признав приоритет эксперимента над теорией. После смерти отца (1651) сблизился с герцогом де Руанне и литераторами шевалье де Мере и Д. Миттоном, которые, будучи азартными игроками, пробудили интерес П. к проблемам вероятности, ставшим центральными в его переписке с математиком П. Ферма в 1654. В это же время П. написал «Трактат об арифметическом треугольнике» («Traité du triangle arithmétique», изд. в 1665), а также ряд др. работ об исчислении бесконечно малых. Используя метод математической индукции, П. разработал подходы к вычислению площадей, объёмов и площадей поверхностей фигур, а также др. задач, связанных с циклоидой, которые впоследствии были использованы Г. В. Лейбницем в создании интегрального исчисления и дифференциального исчисления. Среди др. математич. открытий П. – способы вычисления биномиальных коэффициентов (см. Ньютона бином), а также алгоритмы поиска признаков делимости любого целого числа на любое др. целое число (трактат «О характере делимости чисел» – «Caractères de divisibilité des nombres», 1654).
Ещё во время пребывания в Руане П. начал активно интересоваться вопросами веры, в 1646 произошло его «первое обращение» после знакомства с доктриной аббата Сен-Сирана, активного проповедника янсенизма. Пережитый П. в ночь с 23 на 24.11.1654 мистич. опыт окончательно обратил его к Христу; описание пережитого откровения, озаглавленное «Огонь» («Feu»), было найдено после смерти П. зашитым в подкладку одежды. С 1656 вёл полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Рояль. Широкую известность получили «Письма к провинциалу» («Les provinciales», печатались нелегально с янв. 1656 по март 1657, первое изд. 1657 под псевд. Луи де Монтальт; рус. пер. 1898), ставшие образцом франц. сатирич. прозы, в которых П. подверг едким нападкам иезуитов, осудивших в Сорбонне доктрину янсенизма и его лидера А. Арно. Письма, высмеивавшие богословские диспуты Сорбонны, стали критикой всей казуистич. философии и системы ценностей иезуитов, в т. ч. доктрины Л. Молины о двух благодатях.
В течение жизни П., во многом вдохновлённый творчеством М. Монтеня, делал заметки и разрабатывал план к задуманному им большому труду – «Апология христианской религии»; разрозненные афоризмы опубликованы после смерти П. под назв. «Мысли о религии и других вопросах» («Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets», 1669; с 18 в. сокращённое назв. «Мысли», рус. пер. 1843). Утверждая, что Истина достижима только в «познаваемом сердцем» христианском Боге, П. использовал эффектную прагматич. аргументацию (т. н. пари Паскаля): если Бог существует и я в него верю, то я обретаю Истину и бесконечность, если при этом Бога не существует, я ничего не теряю; но если Бог всё же существует, а я в него не верю, то я ничего не получаю, так почему бы не попробовать верить? Среди «малых» сочинений П. о христианстве: записанная Н. Фонтеном беседа П. с отшельником и духовным наставником Пор-Рояля Л. И. де Саси, «Молитва, чтобы Бог дал мне употребить болезни во благо» («Prière pour demander à Dieu le bon usages des maladies», после 1659) и др.
Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «Это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». П. исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек – «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её»).
П. оказал существенное воздействие на углубление психологизма франц. классич. прозы (М. де Севинье, М. М. де Лафайет и др.), в т. ч. на развитие жанра афоризма во Франции (Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер и др.) и памфлетных эпистоляриев (Ш. Л. де Монтескьё и др.); франц. экзистенциалисты считали П. своим наставником. Идеи П. получили значит. популярность в России во 2-й пол. 19 в.; Л. Н. Толстой называл его «учителем человечества».

